Первичные защитные механизмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примитивная изоляция - когда младенец перевозбужден или расстроен, он засыпает.

Отрицание - если я не признаю этого, значит, это не случилось. Реакция на смерть близкого человека: “Нет!”

Всемогущий контроль - для новорожденного мир и собственное “Я” составляют единое целое, источник всех событий воспринимается как внутренний. Потребность интерпретировать происходящее как обусловленное собственной неограниченной властью.

Идеализация (обесценивание) - примитивные фантазии о всемогуществе заботящегося лица. Постоянная смена партнера, так как предыдущий оказывается реальным человеком.

Проекция - маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей. Другим приписываются те качества, которые игнорируются у себя.

Интроекция - значимый близкий, к которому ребенок глубоко привязан, интроецируется и его репрезентация внутри нас становится частью нашей идентичности. Если человек, образ которого мы интернализовали, умер, разлучен с нами или отвержен, мы чувствуем, что мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного “Я” умерла.

Проективная идентификация - бессознательная попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека.

Расщепление Эго - младенец еще не может отдавать себе отчет в том, что заботящиеся о нем люди обладают и хорошими, и плохими качествами, и с ними связаны как хорошие, так и плохие переживания.

Диссоциация - ребенок, с которым произошло непереносимое может научиться диссоциации как привычной реакции на стресс (множественная личность).

Вторичные защитные механизмы:

Вытеснение - процесс непроизвольного устранения в бессознательные неприемлемые мысли, побуждений или чувств. Ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями.

Регрессия - осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден.

Изоляция - уход от напряжения в другое психологическое состояние – фантазирование, реальность не искажается, человек изолируется от нее.

Интеллектуализация - бессознательная попытка абстрагироваться от своих чувств, рассуждение об эмоциях, как о теоретических понятиях (разговор о чувствах).

Рационализация - попытка создать гармонию между желаемым и реальным положением вещей. Попытка объяснить поведение, необъяснимое с помощью объективного анализа ситуации, попытка оправдаться. Оправдание мыслей, чувств, поведения, которые на самом деле неприемлемы.

Аннулирование - бессознательная попытка уравновесить некое чувство (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство (религиозные ритуалы).

Смещение - перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо, или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты.

Реактивное образование - самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс – 3-4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному. Преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций. Стокгольмский синдром (заложник влюбляется в терорриста).

Идентификация - попытка стать похожим на другого человека, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека.

Отреагирование вовне - появилось в психоаналитической литературе при описании действий пациентов вне офиса, когда их поведение реализовывало чувства, направленные на аналитика, но которые пациент боялся испытывать или допустить в сознание, особенно в присутствии аналитика. То, что заставляет отреагировать вовне, не является ни плохим, ни хорошим, но такова бессознательная и пугающая природа импульсов, толкающая человека к действию компульсивным, автоматическим образом, который отличает поведение при отреагировании вовне.

Сублимация - инстинктивные желания обретают силу влияния, благодаря обстоятельствам детства индивида; некоторые драйвы или конфликты приобретают особое значение и могут быть направлены на полезную созидательную деятельность. Здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы, во-вторых, она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое (например, как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силой (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути: она позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз.

 

Рекомендуемая литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

3. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964.

4. ДорфманЛ. Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1995.

5. Менделевии В. Д. Психическая диагностика. Казань, 1991.

6. Менделевии В. Д. Психиатрическая пропедевтика. М., 1997.

7. Менделевии В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1998.

8. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

9. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.