ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЗАВИСИМОСТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Девиация.

 

Девиация – это отклонение от нормы.

Отклонения подразделяются:

· Посттравматическое расстройство личности

· Депрессивное расстройство личности

· Тревожное расстройство личности

· Височное расстройство личности

Критерии:

тяга к пиромании, т.е. люди любят смотреть на огонь, но не на свечу или костер, во снах летают – это синдром икара дежавю и, наооборот, жаме дежавю; ощущают знакомые запахи.

· Садомазохистское расстройство личности, в том числе и сексуальное расстройство. Мазохист – это перевернутый садист.

· Расстройство личности, связанное с едой.

Норма подразделяется:

· среднестатистическая норма

· категориальная норма.

· норма идеальная. Означает, что у каждого человека должен быть пример, к которому хочется стремиться.

Термин «Образование» означает формирование по образу и подобию Божьему, так принято в России. А на западе нет слова «образование», есть слово «education».

· политическая норма

· правовая норма

· морально – нравственная норма (духовно-нравственная норма),

· этическая и эстетическая норма (Библия, Дух, заповеди. Русское выражение «Поступает не по-людски»).

Типы нормы:

· Возрастная

· Гендерная (мужчина, женщина)

· Социальная

· Психическая, психологическая (связанная с внутри личностным конфликтом, отношением)

· Этническая норма (этнокультурная)

· Профессиональная

Все связано с обществом.

Понятие нормы – условно. Каждое государство устанавливает свои нормы («в чужой монастырь со своим уставом не ходят»).

Чезаре Ламброза – это итальянский психиатр, работал с заключенными в тюрьмах. Он утверждает, что нормы людей не существует.

Вообще формирование науки девиантологии – это стык клинической психологии и нейропсихологии.

Подходы :

· Биологическое воззрение (Шелдон, Лоуренс, Кречмен). Ламброза доказал, что по строению черепа определяется преступник. По Пирсу – влияет наличие лишних хромосом, некий синдром колофильтера, при котором происходит акцент на половую сферу.

Мария Мантессури – педагог, которая создала свой метод работы с девиантными детьми. Она использовала лекотеку – это специально оборудованное помещение для детей. 

· Психологический подход. По Фрейду, все факторы – психологические, такие, как сексуальная зависимость, оральная – еда и т.п. Характеристики человека изучали Личко, Фромм, Франкл.

· Социологический подход. По Дюггейму, состояние суицида у человека возникает в состоянии аномии. Аномия – это обстановка или ситуация, когда не работают законы, например, революции, кризисы, перестройки. Аномия ведет к увеличению девиации.

Есть утверждение, что не бывает бывших преступников, алкоголиков и наркоманов. Только после 25 лет воздержания допускается понятие «бывший». Стигматизация или клеймение человека приводит к повторному преступлению.

Виды девиации.

1 группа: это кратковременные и случайные формы, например, обмолвки, описки в состоянии опьянения; бред – при исключении патологии. При изменении ситуация и подобное состояние проходит.

2. группа: здесь длительные и стойкие формы, это уже патологии.

3. группа: формы на фоне возрастных кризисов. Во всем онтогенезе существуют литический и критический период или спокойный период и период потрясений, который ведет к новому качеству человека.

· Кризис 0 возраста – это момент рождения

· Кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, кризис 12-13 лет (условно), 17-18 лет. Условно кризис у человека происходит каждые 10-12 лет.

· Экзистенциальный кризис в пожилом возрасте.

· Климактерический кризис у женщин и у мужчин: происходит переоценка ценностей, гормональная перестройка организма, задержка психического развития.

Кризис проходит, и человек переходит на следующий уровень развития, новый виток в развитии личности.

· Самый жуткий – подростковый кризис.

Конфликт провоцирует девиацию. На фоне акцентуации характера происходит заострение негативных черт в характере. По Леонгарду, акцентуантов много, в классе их приблизительно 35% подростков.

Классификация Личко:

· Гипертимный – люди с детства активные, суетливые, склонны к риску и лидерству, рано тяга к алкоголю и противоправным нормам. Если спорт, то капитан команды; если хулиган, то главарь.

· Циклоидный - живет по циклам: то вверх, то вниз, то взлет, то упадок. Это называется гиперритм.

· Лабильный (иначе, гибкий, подстраиваемость) – ребенок в детстве плаксивый, подросток не терпит критики, ранимый, реальны суициды, настроение то смех, то слезы, увлекается всем и сразу. В силу этого возможен и гомосексуализм у мальчиков. Люди влюбчивы, растворяются в любви.

· Сенситивный – человек чувствительный, восприимчивый, но с детства боится всего, в подростковом возрасте боится групп,подвержен панике, впадает в ступор.

· Астено-невротический – это истощение нервной системы, устает быстро, высокая утомляемость, неактивность внешняя, быстрый рост в длину, тошнота, головная боль, кружение. Такие люди боятся заболеть, испытывают нервные расстройства, тики.

· Психо-астенический - это люди с истощенной психикой, склонны к ипохондрии (это чрезмерное внимание к своему здоровью), склонность к фобиям с раннего детства. Закаливания для них – это гарантированные неврозы. Сексуальное развитие может опережать иное. Могут быть связи внутри семьи, инцесты. Дети сами провоцируют подобные ситуации и после испытывают боязнь. Возрастная граница – 6-8 лет.

· Шизоидный тип - это не есть шизофрения, но черты типа схожи: необычный тип мышления, одиночка, не группируется, могут быть весьма необычные и даже странные увлечения (например, коллекционирование фекалий животных). Термин «арахнофобия» означает боязнь пауков. То, от чего мы можем убегать и бояться, также можем любить и получать от этого удовольствие.

Адаптация у таких детей в детском садике колеблется от 2 недель до                   2 месяцев. Если включается соматика, например, «живот болит» и т.п., то наступает прдезадаптация. Если нет психологической готовности, то у ребенка аннулируется способности к обучению.

· Эпилиптоидный тип – это самый трудный. У них рано проявляется садизм, «пуп земли» - это о них, в сексуальной сфере также, налицо садомазохизм, тяга к спиртному (именно крепкие напитки, чтобы посильнее забирало), нет сдерживающего фактора. Лечение нужно сопровождать медикаментами.

· Истероидный тип – это демонстративность, в частности, тяга к побегам, бродяжничеству (дромомания), спиртному, суицидам; показное, чтобы привлечь внимание к себе, раз хорошим не получается, значит, плохим.

· Неустойчивый тип акцентуации- нет единого стержня, позиция «и нашим, и вашим», кто доминирует, туда и пойдет. Рано проявляется тяга к развлечению и безделью.

· Конформный – эти люди очень хорошо адаптируются в своей среде, но очень плохо в чужой среде, вплоть до дезадаптации и суицида.

Иногда проявляются типы в смешанном виде. Нужно все отслеживать по динамике. В школьном классе, как правило, присутствуют 1-2 смешанных типа, привлекают к себе других и подчиняют (неустойчивых, конформных, либильных), окружены гипертимными.

Акцентуация приводит к девиантному поведению, чаще в подростковом возрасте.

С чего начинается?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.