МЕТОД АКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ, МЕТОД СИМВОЛДРАМЫ И ПСИХОДРАМЫ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Родоначальником метода является Эрик Берн (Бернштейн). Его отец был врачом, обслуживал бедных клиентов, мать – детская писательница.

Термин «трансактный анализ» означает следующее: «транс» – это между; «акт» – это действие, анализ –это, соответственно, анализ. То есть метод изучает анализ взаимодействий между людьми, рассматривается обмен выгодами между людьми.

Теория Берна называют сценарной теорией. Берн утверждает, что сценарий жизни человека можно изменить! Нужно лишь выстроить «Генеральный план» жизни.

Одно из высказываний Эрика Берна: «Помогать людям, чтобы люди могли помочь себе сами». Также Эрик Берн дал трактовку своему методу: «Трансактный анализ – психоанализ для непосвященных».

Основные роли внутри трансактного анализа - это Родитель, Взрослый, Дитя; три ЭГО состояния человека.

Этот метод ориентирован на небогатых людей. Метод позволяет проводить самообучение клиента и саморазвитие клиента. Люди умеют думать и люди умеют сами себя анализировать.

Предпосылки:

· Каждый человек – это здоровая личность и каждый может сам себе помочь;

· Подход лицом к лицу. Означает, что и психотерапевт, и клиент имеют право задавать вопросы друг другу и имеют равные позиции.

При групповой терапии группа может быть использована как потенциал; группа участвует в обсуждении и дает свое видение. На примере других тоже обучаешься, и обучение — это более краткосрочно.

Трансактный метод – это метод контрактный. Иными словами, с клиентом заключается контракт на определенное изменение, клиент сам с собой заключает контракт на изменение.

Контракт закрепляет, каким образом человек будет блокировать блокировки, сопротивление. Но, когда у человека что-то желаемое получилось, необходимо порадовать одно из своих состояний.

 

12.1. Шкалы трансактного анализа.

 

· Классическая, анализ трансактный, анализ игр.

· Теория нового решения. Идея заключается в том, что человек может принять новое решение, если ему это стало необходимым.

· Шкала перерешений, шифров. Идея заключается в том, что ситуацию можно перерешить. Сторонники трасактного метода уверены, что даже психически больные люди могут сами себя изменить.

Был проведен некий эксперимент, суть которого заключалась в следующем: дети писали отказ от родителей на время терапии, а в качестве родителей были психотерапевты. Необходимо было сформировать новый жизненный план. Получались «новые послания».

Используемые методы: - удары током; - обратная связь; - формирование привычек на неосознанном уровне.

· Интегрированный транзаткный анализ. При использовании этой шкалы используются разные техники.

Существуют четыре уровня анализа, при чем каждый следующий включает предыдущий:

1 уровень: анализ «Я», что есть «Я»?

2 уровень: анализ взаимоотношений, т.е. как построить взаимоотношения, провести анализ стимулов и реакций.

3 уровень: анализ игр, т.е. «почему это происходит, почему я попадаю в одни и те же ситуации?». Иными словами, это анализ сложившегося поведения.

4 уровень: анализ жизни нового сценария.

Стандартные признаки (факторы):

· Ребенок демонстрирует эмоции, позиция «под». Вербальные характеристики: «хочу, не хочу; дай; а все равно буду; мамочка, я тебя обожаю; ненавижу тебя; класс, здорово». Невербальные характеристики (жесты, позы): плюнуть, укусить, язык показать, болтать ногой, кокетничать, капризничать, смущаться, чувство вины.

· Родитель, позиция «над». Вербальные характеристики: «должен (на)», Невербальные характеристики (жесты, позы): забота, критика, оценка, контроль, настроение, указания, принимать/отвергать, погрозить пальчиком, кивает головой.

· Взрослый, отсутствие эмоций, анализируется информация, делаются выводы. Вербальные характеристики: «целесообразно/нецелесообразно»; Невербальные характеристики (жесты, позы): спокойный тон, задумчивый взгляд, подумаем, возможно, слова, которые показывают анализ ситуации.

Техника 3-х стульев (Взрослый, Родитель, Ребенок).

Рассмотреть волнующую проблему с трех позиций, провести три диалога.

Посмотреть, с какого ЭГО-состояния клиент рассматривает свою проблему.

У человека в состоянии стресса, прессинга моделью поведения может быть модель с «НЕ». Фразы с «НЕ» глубоко спрятаны. «Я не должна» - я хочу это сделать, но это запрещено.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.