Важнейший аспект работы любого руководителя –принятие управленческих решений, а потому важнейшей задачей системы контроллинга является поддержка принятия управленческих решений.
Выполнение каждой из функций управления заставляет руководителя решать ряд специфических задач, наиболее типичные из которых планирование, организация деятельности, мотивация и контроль. Для решения этих задач необходимо получить ответы на ряд вопросов по следующим направлениям:
планирование:
· определение миссии предприятия;
· выяснение природы бизнеса;
· определение целей;
· анализ изменений во внешнем окружении и их влияния на будущее предприятия;
· выработка стратегии и тактики достижения поставленных целей;
организация деятельности:
· определение рациональной структуры деятельности предприятия;
· выяснение целесообразности укрупнения блоков выполняемых работ;
· координация функционирования блоков для их гармоничной и непротиворечивой работы;
· выяснение круга задач, решение которых на каждом уровне предприятия следует доверять персоналу (в частности, руководителям);
· определение целесообразности изменения структуры предприятия из-за изменений во внешнем окружении;
мотивация:
контроль:
ВИДЫ КОНТРОЛЛИНГА
Основная цель контроллинга –ориентировать процесс управления предприятием на достижение поставленных целей. Как правило, цели предприятия образуют «дерево целей», и для каждого уровня «дерева целей» формируется своя цель. Соответственно и контроллинг как инструмент менеджмента достижения целей подразделяется на:
Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Стратегический контроллинг выступает в качестве внутреннего аналитика менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Следовательно, контроллеры должны содействовать менеджменту в выработке миссии компании, установлении ключевых целевых показателей деятельности, разработке стратегии их достижения, определении факторов успеха и разработке мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей.
Они также определяют цели и задачи для оперативного контроллинга, задача которого –оказывать помощь менеджерам в достижении целей, выражающихся чаще всего в виде количественных значений рентабельности, ликвидности, прибыли и так далее.
Оперативный контроллинг. Движение к стратегическим целям осуществляется постоянно из года в год посредством выработки и достижения целей оперативных. Устанавливая оперативные цели в гармонии со стратегией, достигая эти цели и задавая очередные оперативные рубежи исходя из текущего состояния бизнеса, компания пошагово будет приближаться к своим стратегическим целям.
В этом процессе немаловажным является также горизонтальное согласование оперативных целей отдельных направлений бизнеса и бизнес-единиц, и интеграция этих целей с оперативными целями компании в целом.
Очевидно, что достигать оперативные цели можно разным способом и с разной скоростью. Также очевидно, что оптимальным является достижение этих целей посредством наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов компании. Здесь мы вновь возвращаемся к 4 основным функциям менеджмента: планированию, организации, управлению и контролю ресурсов компании. Соответственно, становится понятной роль контроллеров, которые через организацию системы оперативного контроллинга, включающего в себя подсистемы оперативного планирования, учета, контроля и анализа, содействуют менеджменту в оптимальном достижении оперативных целей компании. Другими словами, контроллеры помогают менеджерам делать дело правильно.
Следует отметить взаимосвязь, существующую между стратегическим и оперативным контроллингом. С одной стороны стратегический контроллинг устанавливает маяки, указывающие оперативному контроллингу направление движения, с другой стороны, оперативный контроллинг, сопровождая компанию в ее движении от маяка к маяку, фиксирует скорость движения и израсходованные ресурсы, тем самым проверяя реалистичность стратегических целей, и при необходимости предлагает менеджменту пересмотреть эти цели или достичь их иным путем, т.е. изменить места дислокации оставшихся маяков.
В краткосрочном плане контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости фирмы, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном –на адаптацию стратегического развития предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Оба рассматриваемых направления контроллинга отличаются по охватываемому временному горизонту. Так, оперативный контроллинг реализует свои функции на краткосрочном отрезке времени –до года. Стратегический контроллинг в современном менеджменте не привязан жестко к временным рамкам, хотя чаще всего речь идет о средне- и долгосрочном периоде.
Стратегический контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами. Основными направлениями анализа стратегического контроллинга являются:
· анализ внешней и внутренней среды
· анализ конкуренции
· анализ ключевых факторов успеха
· формирование портфеля стратегий
· анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности
· анализ цепочки ценностей
· анализ стратегического позиционирования
· анализ затратообразующих факторов.
Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы. Объектами контроля, а, следовательно, и контролируемыми величинами являются такие показатели, как цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, рубежи и последствия.
Можно выделить наиболее важные практические инструменты и принципы стратегического управления, которые использует стратегический контроллинг:
· Матричные аналитические инструменты (например, SWOT-анализ) делали
· Алгоритмы работы со «слабыми» и «сильными» сигналами
· Принципы управления спросом и предложением
· Принципы финансовой оценки стратегических планов
· Сценарный анализ
· Функционально-стоимостной анализ
· Стратегическое управление затратами.
Главной целью оперативного контроллинга является создание такой системы управления, которая эффективно помогает достигать текущие цели предприятия, а также оптимизирует соотношение «затраты-прибыль».
Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочные цели и контролирует такие основные показатели, как рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль.
Решение задач оперативного контроллинга должно реализовываться по четырем основным направлениям:
· снабжение: финансовый контроль за уровнем производственных запасов, их использованием, контроль закупок,
· производство: анализ себестоимости и ее изменение, оценка управленческих решений через показатели финансового состояния,
· реализация: формирование политики цен, анализ положения продукции предприятия на рынках, затраты на сбыт,
· финансовая деятельность: контроль эффективности финансовой деятельности предприятия, учет и контроль затрат предприятия, оперативное ведение баланса предприятия.
Арсенал основных методов и инструментов оперативного контроллера сильно отличается от стратегического. Наиболее известными являются следующие инструменты:
· GAP-анализ - анализ отклонений (разрывов)
· Портфолио-анализ - анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков.
· CVP-анализ –анализ соотношения «затраты-объем-прибыль»(Cost-Volume-Profit).
· АВС-анализ –анализ групп производственных подразделений в зависимости от их вклада в доход (не путать с функционально-стоимостным анализом). )
· Планирование потребности в материалах
· Финансовый анализ показателей деятельности
· Статические и динамические методы инвестиционных расчетов
· Бюджетирование
· Функционально-стоимостной анализ.
Функционально-стоимостной анализ (в англоязычной транскрипции - Activity Based Costing, ABC) является инструментом как стратегического, так и оперативного контроллинга. Он позволяет выяснить распределение суммарных фактических затрат на продукты и услуги, которые порождают эти затраты.
Диспозитивный контроллинг заключается в регулировании исполнения оперативного и стратегического планов. Цель ситуационного контроллинга –обоснование причин отклонений и совместно с менеджментом предприятия выработка корректирующих действий. Но анализ выявленных отклонений не может быть тотальным.
Диспозитивный контроллинг, суть которого определяется фразой «что делать, если дело делается неправильно», заключается в регулировании исполнения оперативного плана. Диспозитивный контроллинг –это план-факторное сопоставления оперативного плана, выявление отклонений и принятие решений об обратном воздействии на бизнес-процессы, в случае, если выявленные отклонения ставят под сомнение достижение оперативных целей. Т.е. в процессе диспозитивного контроллинга для достижения оперативных целей предлагаются мероприятия по изменению диспозиции текущего состояния деятельности компании.
Это могут быть решения о срочных рекламных мероприятиях с целью активизации продаж, временном приостановлении закупок сырья с целью сокращения складских запасов, смене поставщиков, избавлении от неликвидов, сокращении персонала, изменении политики инкассации дебиторской задолженности и любые другие внеплановые мероприятия и перераспределения ресурсов, способные повлиять на улучшение ситуации по достижению оперативных целей.
В то же время, не следует под видом диспозитивного планирования вносить коррективы в оперативные планы. Извращенное применение диспозитивного планирования, т.е. не организация внеплановых мероприятий для достижения оперативного плана, а корректировка самого плана в процессе его выполнения под текущие, вновь вскрывающиеся обстоятельства, может «помочь» недобросовестному менеджменту обеспечить 100% выполнение оперативного плана, что однако не будет способствовать продвижению компании к намеченным целям.
Поэтому, основанием для ревизии оперативного годового плана может быть только ревизия стратегических целей компании и корректировка стратегического плана.
Для обеспечения жизнедеятельности бизнеса любая компания в той или иной мере занимается маркетингом, осуществляет закупки материалов и производство продукции, управляет человеческим ресурсом и финансами, осуществляет капиталовложения и прочие действия. Все эти виды деятельности являются объектами менеджмента.
Для принятия оптимальных решений в сфере операционной, инвестиционной и финансовой деятельности менеджерам нужна информация, следовательно, контроллинг как информационно-консультационная поддержка функций менеджмента охватывает (или должна охватывать) все сферы деятельности компании.
ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ В КОНТРОЛЛИНГЕ: АМЕРИКАНСКОЕ И НЕМЕЦКОЕ.
В настоящее время в контроллинге сложились два основных направления: американское и немецкое (европейское). Отличие заключается в сущности каталога задач, которые идентифицируются в контроллинге:
1) американский каталог задач (сконцентрирован преимущественно на вопросах учета, планирования, информирования и анализа):
· составление, координация планов банка, контроль их реализации; сравнение полученных результатов с планами и стандартами; информирование о результатах деятельности и их анализе на всех уровнях управления;
· оценка разных сфер менеджмента, оценка всех процессов на разных фазах на предмет достижения поставленных целей, оценка действенности политики, организационных структур и процессов;
· формулировка и использование принципов и методов работы в сфере налогообложения; контроль и координация при составлении сообщений для государственных органов;
· обеспечение безопасности имущества проведением внутреннего контроля, внутренней ревизии и надзора за страховым обеспечением (защитой);
· постоянные исследования экономических, социальных и политических факторов и оценка их влияния на банк;
2) европейский (немецкий) каталог:
· консультирование и координация при бюджетировании; консультирование и координация при стратегическом планировании; консультирование и координация при долгосрочном планировании;
· управление расчетами издержек/результатов;
· управление внутренней информационной службой; консультирование и координация при планировании инвестирования;
· проведение специальных экономических исследований.
В немецкой концепции управления «контроллинг» включает «управленческий учет», связанный с выработкой системы контрольных показателей и разделением ответственности по центрам учета».
Целью американской модели контроллинга является ориентация на внешних пользователей (органы надзора, инвесторов и тому подобное), поэтому она базируется на подходах аудита и ревизии. Мы видим, что в американской концепции к заданиям службы контроллинга относятся ведение бухгалтерского учета, составление баланса, учет налогов и страхования, что отсутствует в немецкой системе контроллинга. Здесь же отсутствует также такое задание, как ревизия. Эти задания выполняет финансовая служба.
Российской модели контроллинга ближе немецкая модель, так как она охватывает только внутренний учет и отчетность. Введение контроллинга в процесс координирования деятельности предприятия дает потенциал:
· предусмотреть возможные экономические проблемы предприятия и своевременно принимать адаптивные меры в условиях многомерной конкуренции;
· предоставить надежную, проанализированную информацию административному персоналу для выполнения решений управления бизнесом в соответствии с поставленными целями;
· исключить наличие «узких мест» в деятельности предприятия;
· способность быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней среде: спрос покупателей, изменение цены у конкурентов и т.д.;
· постоянно получать необходимые сведения из бухгалтерии, экономического и финансовых отделов, отдела маркетинга и службы сбыта и оперативно менять аналитическую информацию.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЛИНГА
Объектами контроллинга являются:
· контроллинг внешней среды (КВС)
· контроллинг маркетинга и сбыта (КМС)
· контроллинг обеспечения ресурсами (КОР)
· контроллинг производства (КП)
· контроллинг логистики (КЛ)
· финансовый контроллинг (ФК)
· контроллинг персонала (КП)
· контроллинг инвестиций (КИ)
· контроллинг инновационных процессов (КИП).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.