· преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
· отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
· гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;
· связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);
· синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);
· рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;
· непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.
Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток «снизу вверх». Как следствие, одна из задач контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.
Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.
Таблица. Роль контроллинга в процессе управления предприятием
Процесс управления | Роль контроллинга в управленческом процессе |
Планирование | Разработка возможных вариантов развития процесса управления (прогнозирование различных вариантов развития предприятия). Выбор направления процесса управления |
Сбор информации | Сбор информации по текущим процессам; Установление допустимых границ отклонений от плана; |
Внедрение выбранного метода управления | Непрерывное отслеживание изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия. Учет и контроль результатов |
Анализ и систематизация | Анализ происходящих процессов управления; При необходимости корректировка процесса управления. |
Оценка эффективности выбранного метода | Сравнение плановых и фактических величин для оценки достижения цели; Анализ положительных и отрицательных отклонений, их причины; Сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; Проведение консультаций по необходимым корректирующим мероприятиям и управленческим решениям; Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений. |
Установление следующих целей и задач | Составление перспективных планов развития предприятия; Разработка программ |
Таблица. Основные направления и показатели эффективности контроллинга
Направления контроллинга | Достигнутый результат |
1. Контроллинг затрат | Сокращение затрат на проектирование, изготовление и реализацию товара |
2. Контроллинг товаров | Повышение качества товаров, расширение свойств товаров, областей применения, сокращение брака, рекламаций |
3. Контроллинг клиентов | Идентификация потребителей |
4. Оперативный контроллинг | Гибкость, адаптивность |
5. Контроллинг логистики | Сокращение запасов, улучшение обслуживания клиентов, повышение скорости доставки |
6. Контроллинг маркетинга | Удовлетворение потребностей потребителей, оптимизация сбыта |
7. Контроллинг процесса | Оптимизация определенных показателей и функциональности бизнес-процессов |
8. Стратегический контроллинг | Развитие стратегической ориентации и успешное позиционирование компании в долгосрочной перспективе |
Среди причин, вызвавших потребность в появлении на действующих предприятиях контроллинга, определены следующие:
· центр внимания перемещен с контроля прошлого на анализ будущего;
· необходимо постоянно наблюдать изменения, происходящие во внешней и внутренней средах предприятия;
· повышение нестабильности внешней среды, заставляет приспосабливаться к системе управления предприятием;
· необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций;
· увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
· усложнение систем управления предприятием, что требует специфического механизма координации внутри системы управления;
· информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации, что требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
· общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
МИССИЯ КОНТРОЛЛИНГА
Для осознания цели и задач контроллинга, а также его места и роли в деятельности компании, следует сначала вспомнить, в чем заключается миссия менеджеров любой компании. Очевидно, что миссия менеджмента –вести компанию к ее целям, причем максимально эффективным путем.
Как известно из теории управления, основными функциями менеджмента при этом являются планирование, организация, управление и контроль использования ресурсов. Для Высшего менеджера речь идет о ресурсах компании в целом, для прочих менеджеров –речь идет о ресурсах, которыми они наделены для выполнения возложенных на них задач. Причем, это любые ресурсы: финансовые, материальные, человеческие. Если, к примеру, говорить о человеческом ресурсе, то каждый менеджер обязан спланировать работу подчиненных ему работников, организовать выполнение ими этой работы, управлять своими работниками в процессе выполнения работ и направлять их нужным курсом и, наконец, контролировать, насколько исполняются плановые задания.
Время, затрачиваемое на каждую из 4 перечисленных функций менеджмента, зависит от занимаемой менеджером ступеньки в иерархической лестнице компании: чем выше уровень менеджера, тем больше в его работе превалирует планирование и организация, чем ниже –тем больше управление. При этом на любом уровне иерархии менеджер должен уделять время контролю.
Очевидно, что для реализации своих функций менеджерам необходима информация: полная, достоверная, своевременная. Необходима не просто информация, а информация систематизированная, проанализированная, интерпретированная и агрегированная. Именно в этом заключается миссия контроллеров: в информационной, а также консультационной поддержке менеджеров для того, чтобы менеджеры могли качественно исполнять свою работу.
Из всего сказанного следует, что контроллинг не есть альтернатива менеджменту, а контроллеры не освобождают менеджеров от выполнения их основных обязанностей: планирования, организации, управления и контроля ресурсов компании.
Миссия менеджеров | Миссия контроллеров |
Достижение целей компании через планирование, организацию, управление и контроль использования ее ресурсов | Информационная и аналитическая поддержка менеджмента в процессе планирования, организации, управления и контроля использования ресурсов |
Внедрение контроллинга не освобождает менеджеров от выполнения их основных обязанностей: планирования, организации, управления и контроля ресурсов компании.
Таким образом, очевидно, что контроллинг –это не система управления, это один из инструментов управления бизнесом, причем современный и эффективный.
Контроллинг –комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА
Контроллинг –это непрерывный мониторинг деятельности предприятия. Первоначально контроллинг использовался для решения текущих задач учета и был прерогативой главного бухгалтера предприятия. Затем эту систему начали применять для контроля за оптимальным использованием финансовых возможностей фирмы. Сейчас же он расширил свои возможности настолько, что служит системой управления достижения конечных целей предприятия, какими они ни были.
Цели контроллинга– как направления деятельности –непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.
Задача контроллинга –ориентировать процесс управления предприятием на достижение всех поставленных его владельцами целей. Как правило, цели предприятия образуют последовательный ряд, при котором самая масштабная задача разбивается на множество мелких:
· миссия бизнеса;
· стратегические цели;
· тактические цели;
· конкретные задачи для реализации.
Таблица. Цель и задачи контроллинга
Цель | Ключевые задачи в соответствии с областью и направлением действия |
Ориентация управленческого процесса на достижение всех целей предприятия. | Стратегический контроллинг: –Участие в установлении качественных целей предприятия. –Определение основных подконтрольных показателей. –Ответственность за стратегическое планирование. –Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей. Оперативный контроллинг: –Постановка стратегических задач в оперативном срезе. –Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов. –Мотивация и создание систем информации. |
Обеспечение методической и инструментальной базы для поддержки основных функций менеджмента. | –Формирование и развитие системы комплексного планирования. –Разработка методов планирования. –Определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения. –Разработка архитектуры информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей, выбор методов обработки информации. |
Ориентация управленческого процесса на достижение всех целей предприятия. | –Создание системы управления достижениями текущих целей (цель стратегического контроллинга). –Обеспечение выживаемости и отслеживание движения к намеченной цели (цель оперативного контроллинга). –Ориентация руководства на принятие решений и необходимые действия. |
Направление деятельности всех структурных подразделений на достижение поставленных целей, как тактических, так и стратегических, как по намеченной очереди, так и одновременно взятых. | –Обеспечение рационального использования ресурсов. –Обеспечение оптимального использования имеющихся возможностей. –Оперативная и объективная оценка сильных и слабых сторон. –Ослабление кризисной ситуации для предприятия. –Управление процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей. |
Информационная поддержка управленческих решений и методология управления. | –Выбор наиболее эффективной структуры системы управления. –Постановка задач, связанных с функциями учета, планирования, контроля и принятия решений, а также специальных функций. |
Предупреждение возникновения кризисных ситуаций как в настоящем, так и в будущем. | –Выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. –Информационное сопровождение процесса планирования. |
Оперативное прогнозирование, смещение акцента с текущего анализа на прогнозный (перспективный) анализ деятельности (в стратегическом и оперативном аспектах). | –Участие в постановке целей предприятия. –Ответственность за стратегическое планирование. –Определение основных подконтрольных показателей. –Мотивация и создание информационных систем для принятия управленческих решений. |
Ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием. | –Ориентация финансово-экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений. –Новое содержание таких традиционных функций управления, как планирование, контроль, информационное обеспечение. –Новое психологическое содержание роли планово-экономических служб. |
Обеспечение технологии эффективного управления для достижения стратегических и оперативных целей предприятия. | –Подготовка решений по стратегическому планированию. –Финансовое планирование (бюджетирование) на предприятии. –Реинжиниринг бизнес-процессов. –Подготовка решений по управлению ресурсами предприятия. –Подготовка решений по инвестиционному развитию предприятия (задачи управления проектами). |
Срочная адаптация предприятия к изменениям окружающей среды (оперативный контроллинг); координация подфункций при формулировании целей, их реализация и контроль в процессе стратегического управления. | –Представление общесистемной, агрегированной информации для координации возникших проблем путем самонастройки. –Организация и обслуживание стратегических звеньев управления. –Создание рамочных условий для обмена инновационной информацией. |
Поддержка внутрифирменного процесса управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. | –Рефлексия управленческих решений. –Получение и обработка информации. –Координация получения и подготовки информации с потребностями в ней. |
Ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед организацией. | –Определение количественных и качественных критериев деятельности. –Планирование. –Отслеживание процессов, протекающих на предприятии в режиме реального времени. –Фиксирование и оценка свершившихся фактов. |
Метафункция управления, которая позволит координировать процессы менеджмента: контроль, планирование, мотивацию и организацию. | –Создание системы управления преобразованиями. –Разработка методики оценки состояния системы. –Внедрение методики управления состоянием системы. |
Информационная поддержка принятия управленческих решений на всех стадиях жизненного цикла продукта. | –Создание и планирование проекта. –Планирование затрат. –Бюджетирование. –Учет фактических результатов и закрытие проекта. |
Сбор и предоставление информации для учредителей (информационная поддержка принятия решений). | –Контроль рейтингов, бенчмаркинг. –Управление качеством и знаниями. –Юридическая и техническая консультации. –Расчет инвестиций. –Планирование/бюджетирование и др. |
Формирование стратегии развития и измерение ее реализации. | –Стратегическое планирование. –Стратегический контроль. –Разделение стратегического и оперативного контроллинга по ориентации, целевым величинам и источникам информации. |
Организационно-экономический сервис для обеспечения планирования и управления, ориентированных на достижение целей предприятия. | –Сбор и анализ данных о внешней среде. –Проведение калькуляции для особых заказов. –Расчеты эффективности инвестиционных проектов. |
Управление затратами. | –Контроль за выполнением заданий. –Установление отклонений от плановых норм и нормативов затрат. –Определение причин отклонений. –Выявление ответственных. –Разработка предложений. |
Построение эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений. | –Организация эффективной системы учета операций и результатов. –Внедрение систем планирования контроля и анализа деятельности. –Обеспечение мотивации персонала. –Автоматизация систем учета и управления компаний. |
Ориентация процесса управления на достижение всех целей. | –Стратегический анализ внешней и внутренней среды. –Формирование контроля стратегий. |
Создание системы обеспечения менеджмента информацией для принятия решений. | –Определение целей деятельности. –Отражение в системе показателей. –Планирование деятельности. –Исследование причин отклонений значений показателей от плановых. –Разработка вариантов управленческих воздействий по минимизации отклонений. |
Обеспечение прибыльности и рост стоимости компании. | –Участие в определении стратегии, согласовании, корпоративных целей. –Распространение информации о стратегии внутри компании. –Участие в разработке тактических решений для реализации стратегии. –Разработка и внедрение методов и процедур контроля. |
Современный контроллинг охватывает методы прогнозирования, нормирования, планирования, анализа, контроля, управления персоналом и др. На стадии планирования роль контроллинга заключается в разработке методик и графика планирования, предоставлении информации для составления планов, разработке системы стратегических и оперативных планов на предприятии, планировании стратегии развития предприятия, разработке и установлении системы подконтрольных показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений, координации деятельности структурных подразделений предприятия, оптимизации использования материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов предприятия.
В контроллинге реализуются все типы, формы и системы контроля. Контроллинг включает в себя проведение контроля экономичности текущей деятельности предприятия и его структурных подразделений, измерение и оценку эффективности деятельности предприятия в целом и в различных аналитических разрезах (по структурным подразделениям, видам продукции, бизнес-процессам, сегментам рынка и др.), оценку рентабельности видов продукции, каналов сбыта, оценку экономической эффективности и целесообразности принимаемых управленческих решений и т.д. В контроллинге контроль должен быть нацелен на перспективу. Поэтому могут проводиться контроль правильности выбора целей, контроль внешних и внутренних ограничений, мешающих предприятию достичь поставленных целей, бюджетный контроль, мониторинг внешней и внутренней среды хозяйствования. При этом часто производится сравнение фактических показателей деятельности предприятия с показателями прошлых периодов, плановыми показателями, аналогичными показателями лидеров отрасли, конкурентов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 524.