Этапы стратегического менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стратегический менеджмент, как и любой процесс управ­ления, включает следующие укрупненные этапы: анализ, соб­ственно планирование (выбор) и реализацию принятого ре­шения (рисунок 1).

 

Ситуационный анализ
Планирование (выбор) стратегии
Реализация выбранной стратегии

 

 


Рисунок 1 - Укрупненные этапы процесса стратегического менеджмента

 

1. Ситуационный анализ включает ана­лиз внешней среды и анализ внутренней среды предприятия.

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих:

- макроокружения - предусматривает рассмотрение влияния на предприятие экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющей общества, научно-технического и технологического развития об­щества, инфраструктуры;

- непосредственного окружения (микроокружения) - анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели предприятия, более верно сформулировать миссию, т.е. оп­ределить смысл и направления деятельности фирмы.

Внутренняя среда анализируется по следующим направле­ниям:

- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интере­сы и т.д.;

- организация управления;

- производство, включающее организационные, опера­ционные и технико-технологические характеристики и  научные исследования и разработки;

- финансы фирмы;

- маркетинг;

- организационная культура.

2. Планирование (выбор) стратегии включает определение миссии и целей предприятия, формирование стратегических альтернатив развития предприятия и выбор лучшей стратегической альтерна­тивы.

Определение миссии и целей предприятия, рассматривае­мое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы:

- первый под­процесс состоит в формировании миссии предприятия, кото­рая в концентрированной форме выражает смысл его суще­ствования, предназначения. Миссия придает предприятию оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом;

- далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей;

- и завершается эта часть стратегического управления подпро­цессом установления краткосрочных целей.

Формирование миссии и установление целей предприятия приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует предприятие и к чему оно стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает этап разработки и анализа стратегических альтернатив, выбора стратегии предприятия. На этом этапе принимается реше­ние по поводу того, как, какими средствами предприятие будет добиваться достижения целей. Выработка стратегии считается сердцевиной стратегического менеджмента. Сле­дует понимать, что формирование стратегии — это не со­ставление плана действий. Разработка стратегии — это при­нятие решения по поводу того, что делать с отдельными стра­тегическими единицами бизнеса или продуктами, как и в каком направление развиваться предприятию, какое место занимать на рынке и т.д.

3. Реализация выбранной стратегии включает процесс выполнения стратегии пред­приятия, стратегический контроль.

Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как сред­несрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Важнейшими составляющими данного этапа являются имею­щиеся или доступные ресурсы, система управления, органи­зационная структура и персонал, который будет реализовать выбранную стратегию.

Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия, сфокусирован на выяснении того, воз­можно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных це­лей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей предприятия.

Процесс стратегического менеджмента в реальной жизни предусматривает параллельно-последовательное выполнение основных его этапов. Вначале осуществляется предваритель­ная оценка состояния предприятия и влияния на него внеш­ней среды. Параллельно с ней, опираясь на ее промежуточ­ные и окончательные этапы, производится формулирование целей предприятия и, при необходимости, корректировка миссии. Затем выполняется углубленный анализ внешней и внутренней сред предприятия, который позволяет проверить цели на предмет их качества, реалистичности. Далее произ­водится выбор стратегии из некоторого множества разрабо­танных стратегических альтернатив. Затем осуществляется процесс реализации стратегии, в ходе которого параллельно выполняется стратегический контроль.

Процесс разработки стратегии также является итератив­ным (циклическим). На этапе анализа внешней среды может происходить определение и отбор стратегии. Вместе с тем, процесс оценки стратегии может потребовать дополнительно­го анализа внешней среды. Кроме того, со временем страте­гия может меняться, поэтому необходим мониторинг и еже­годная корректировка стратегических решений и планов.

 

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.