Стратегический менеджмент по своей сути понятие сложное и многогранное, в 21 веке стратегический подход к управлению организацией стал основной концепцией современного менеджмента.
Стратегическое управление (СУ) имеет существенные отличия от оперативного управления (ОУ).
Миссия, предназначение:
- в стратегическом управлении (СУ) это выживание организации в долгосрочной перспективе;
- в оперативном управлении(ОУ) - текущее производство товаров и услуг с целью получения прибыли;
Объект концентрации внимания:
- в СУ преимущественно внешнее окружение;
- в ОУ – проблемы, возникающие внутри предприятия;
Учет фактора времени:
- СУ ориентирован на долгосрочную перспективу (связан с развитием будущего потенциала организации);
- ОУ – на краткосрочную и среднесрочную перспективу (реализация существующего потенциала в прибыль);
Подходу к управлению персоналом:
- СУ рассматривает работников как «капитал», основу организации, главную ценность, источник благополучия;
- ОУ - как ресурс организации, исполнителей работ;
Организационное поведение:
- СУ требует предпринимательского организационного поведения;
- ОУ функционирует на базе приростного поведения.
Основа построения системы:
- СУ - люди, системы информационного обеспечения, рынок;
- ОУ – функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология;
Критерий эффективности управления:
- СУ - своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения;
- ОУ - прибыльность и рациональность использования производственного потенциала.
Также существенно отличие СМ от ОМ по наличию целей у лица, принимающего управленческое решение.
Цепи стратегического менеджмента:
- ставятся высшим руководством организации;
- являются долгосрочными;
- содержат главные задачи организации;
- имеют общий характер, не детализированы;
Цели оперативного менеджмента:
- ставятся руководителями среднего и низшего звена;
- являются среднесрочными и краткосрочными;
- направлены на решение локальных, специфических задач;
- детализированы.
Из этого следует, что, после того как организация определит цели стратегического уровня, формируются оперативные задачи таким образом, чтобы они обеспечивали выполнение стратегических целей, т.е. должен соблюдаться принцип соответствия текущих задач стратегическими целям.
В СМ и ОМ различно значение целей. Ошибка в постановке или реализации цели в ОМ, как правило, приводит к незначительному урону организации и легко исправима. Ошибка же в постановке или реализации цели СМ может привести к невосполнимым потерям, вплоть до гибели организации.
Пример ошибки в СМ. Компания Electronic Data System (EDS), возглавляемая Россом Перо и скупавшая фирмы в области высоких технологий, имела шансы купить у Билла Гейтса и партнеров компанию Microsoft на начальной стадии ее становления и интегрирования, вместе с ее подающими надежды персоналом, в обширную компьютерную империю EDS. Сделка сорвалась из-за негибкой и недальновидной позиции EDS, которая руководствовалась сиюминутными конъюнктурными соображениями. Впоследствии Росс Перо назвал срыв этой сделки самой крупной ошибкой в своей деловой карьере. Эта ошибка стоила EDS потери роли лидера в области создания и продажи компьютерного обеспечения. Компания Microsoft, которая могла составить основу будущего могущества EDS, стала главным конкурентом EDS в области программного обеспечения и в конечном итоге лидером в данной сфере бизнеса.
Тема 2. Отраслевые аспекты стратегического менеджмента
Организационно-функциональная структура экономики
Влияние отрасли на формирование стратегии развития предприятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.