Объекты и принципы стратегического менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента:

1. Предприятие в целом (объединение предприятий). В качестве объекта стратегического управления предприятие рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений. В стратегическом менеджменте понятие «предприятие» очень обширно. Это может быть как маленькая компания, работающая в одной сфере бизнеса, так и огромная корпорация, работающая в нескольких отраслях.

2. Стратегические единицы бизнеса (СЕБ) или стратегическая зона хозяйствования – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии предприятия в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка – это процесс разделения на однородные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные товары и комплексы маркетинга (например, по географическому принципу – численность населения, плотность; социально-демографические признаки – пол, возраст, уровень доходов; психографические признаки – стиль жизни, личные качества; поведенческие особенности покупателей – поводы для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность употребления товара, степень приверженности и др.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой General Electric был сформулирован ряд критериев их выделения:

- стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

- бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;

- деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называется портфелем. Такой портфель иногда называют корпоративным, чтобы отличить его от портфеля ценных бумаг.

3. Функциональные зоны предприятия – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных стратегических единиц бизнеса, так и предприятия в целом. Основными функциональными зонами предприятия являются маркетинг, НИОКР, производство, персонал, финансы.

Стратегический менеджмент базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:

- научность в сочетании с элементами искусства. Руководство предприятия в своей деятельности должно использовать данные и выводы множества наук, но, в то же время, постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации;

- целенаправленность стратегического менеджмента. Формирование стратегии должно подчиняться принципу целенаправленности. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегический менеджмент призван обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных задач;

- гибкость стратегического менеджмента. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущее стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы;

- индивидуализация стратегий. Каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, экономическим потенциалом, культурой и другими чертами;

- обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития организации полон противоречий, и для их разрешения должны разрабатываться эффективные способы в различных областях деятельности организации. Кроме того эти решения должны быть не противоречивы. Отсюда вытекает следующий принцип;

- единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов организации достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов;

- создание необходимых условий для реализации стратегий. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления;

- постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.