Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного управления всех развитых стран.
И. Ансофф (крупнейший американский специалист в области стратегического управления) в зависимости от уровня нестабильности внешнего окружения и степени эффективности выделяет четыре этапа развития систем управления предприятием:
1) управление на основе контроля за исполнением (1900 – 1950-е гг.) - бюджетирование : темп изменений внешней среды более медленный, чем реак ция предприятия; происходят привычные события; в будущем повторяются прошлые тенденции.
Реакция предприятий на изменения внешней среды появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация, которая наиболее естественна для предприятия, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В условиях нарастания темпов изменений это неприемлемо.
Рассматриваемая система управления базируется на контроле за исполнением, который включает: управление трудом (нормы и стандарты трудовых процессов), финансовый контроль, составление текущих бюджетов, планирование прибыли, управление по ценам, планирование проектов. Поскольку нормы, стандарты основываются на прошлом опыте, контрольные действия связаны скорее с прошлым, нежели с будущим организации.
Управление на основе контроля было связано с составлением финансовых планов (бюджетированием), которые ограничивались преимущественно составлением ежегодных финансовых смет по статьям расходов на различные цели, и текущим технико-экономическим планированием. Бюджеты составлялись по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (маркетинг, производство, капитальное строительство, НИОКР), а также по отдельным структурным подразделениям корпорации (отделениям, заводам). Поэтому данный этап в теории корпоративного управления называют бюджетированием.
2) управление на основе экстраполяции (1960-е гг.) – долгосрочное планирование : темп изменений во внешней среде сравнимый с реакцией предприятия; степень привычности событий в пределах опыта; будущее предсказуемо путем экстраполяции.
Темп изменений во внешнем окружении ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тенденций развития. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования, которое является основным механизмом реализации данной системы управления. Поэтому данный этап в теории корпоративного управления называют долгосрочным планированием.
Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. Далее на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. Другими словами, достаточно ли внутренних ресурсов фирмы или необходимо прибегать к заемным средствам.
3) управление на основе предвидения изменений (1970 – 1980-е гг.) – стратегическое планирование : темп изменений во внешней среде сравнимый с реакцией предприятия, возникают неожиданные события; будущее частично предсказуемо.
В этот период во внешнем окружении стали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился еще больше, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Выяснилось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.
В условиях высокого уровня нестабильности внешней среды оптимальным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей является стратегическое планирование, которое состоит в обеспечении адаптивности предприятия к переменам во внешнем окружении. В теории корпоративного управления данный этап еще называют «стратегическое планирование».
Главное различие между долгосрочным и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. При стратегическом планировании отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть повторением прошлого. Меняется исходный принцип планирования — идти от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.
В системе стратегического планирования экстраполяция заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает перспективы развития и цели организации между собой для выработки стратегии. При стратегическом анализе особое внимание уделяется факторам макроэкономического развития, социально-демографическим факторам, новейшим технологическим разработкам.
4) управление на основе гибких экстренных решений (1990-е гг. – настоящее время) – стратегический менеджмент : изменения во внешней среде происходят быстрее, чем реакция предприятия; события возникают совершенно новые; будущее непредсказуемо.
Данная система управления формируется в условиях, когда многие важные задачи, отличающиеся новизной и сложностью, возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Для того чтобы справиться с быстро меняющимися условиями среды, требуется применение системы управления, связанной не столько с определением позиции (долгосрочное и стратегическое планирование), сколько со своевременной реакцией в реальном масштабе времени на быстрые и неожиданные изменения. В этих условиях на смену стратегическому планированию приходит стратегический менеджмент. В теории корпоративного управления данный этап так и называют — стратегический менеджмент.
В настоящее время выделяются два направления развития стратегического менеджмента:
1) регулярный стратегический менеджмент — является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления - управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано;
2) стратегический менеджмент в реальном масштабе времени — связан, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Это направление развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции, и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.
Данные системы управления нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения каких-то определенных задач и выступает как вспомогательная для решения остальных задач. В целях оптимизации процесса управления предприятие может составить для себя нужную комбинацию систем.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.