Способности, их учет в работе с людьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуально-психологические особенности людей это не только их темпераменты и характеры, но еще и способности.

Способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, от которых зависит успешность его деятельности и которые развиваются на основе задатков.

При прочих равных условиях способности – это то, что делает одного человека более успешным в сравнении с другим в определенном деле. В многолетних дискуссиях психологов о том, являются способности прирожденными или приобретенными, выкристаллизовалось знание о том, что способности приобретаются при жизни человека, они развиваются. Но есть задатки, которые могут быть прирожденными, унаследованными. Задатки являются биологическими предпосылками развития способностей. Так, художник или пианист в качестве задатка может иметь определенное строение кисти руки, чувствительные анализаторы, определенные особенности нервной системы, но не каждый человек, который имеет это, становится художником. Ему еще надо овладеть техникой рисунка, композиции, а самое важное – проявить личностную позицию художника, художественный взгляд на мир.

Способности могут быть двух видов. Общие способности позволяют быть успешным в разных видах деятельности, например, познавательные способности: аттенциональные (внимание), перцептивные (восприятие), мнемические (память), интеллектуальные (мышление), имажетивные (воображение). Хорошая память, внимание, мышление позволяют человеку быть более обучаемым, а значит, и более успешным. Способности могут быть также и специальными. Специальные способности позволяют личности иметь высокие достижения в отдельных видах деятельности: музыкальные, литературные, математические, технические и другие.

Для управленцев, руководителей, например, специальными способностями являются коммуникативные и организаторские.

Психологи считают, что нет неспособных людей, есть люди с невыявленными способностями. Высокими уровнями развития способностей являются талант и гениальность. Не каждый человек может самостоятельно определить, к чему он способен. Часто индикатором способностей человека является его склонность к определенному виду деятельности, успехи в ней. Если такой деятельности пока что нет, можно изучить свои способности с помощью специальной психологической диагностики.

Для диагностики общих способностей чаще всего используются тесты интеллекта, которые позволяют рассчитать КИ (ІQ) - коэффициент интеллекта человека, который представляет собой отношение умственного возраста человека к хронологическому. Они позволяют также определить уровень развития отдельных операций мышления, памяти, воображения.

С помощью специальных тестов можно определить и некоторые специальные способности: музыкальные, математические, технические. Но тесты – не самый надежный инструмент для измерения способностей. Хорошо помогает этому наблюдение, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности человека, экспертные оценки.

Способности измеряются для того, чтобы облегчить человеку выбор профессии, сферы деятельности, для того, чтобы развивать их. Способности развиваются в соответствующей деятельности. Так, коммуникативные способности хорошо развиваются в практике общения с разными людьми, с группами людей. Организационные способности тоже можно развивать, но для этого нужна практика управления людьми. Руководителю надо знать способности его работников для того, чтобы проявить к ним индивидуальный подход при распределении работы, оказывать содействие развитию их способностей.

Остановимся на отдельных видах специальных способностей.

Коммуникативные способности – способности к эффективному общению, основаны на потребности человека в общении, зависят от коммуникативной ситуации в семье, в других социальных институтах, с которыми взаимодействует человек. От того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей личности начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности у каждого человека формируются индивидуально. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе.

Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации при необходимости является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

· информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

· аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

· регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

Если ваши коммуникативные способности и качества личности вызывают у вас тревогу, не стоит огорчаться. Их можно развивать в любом возрасте. Достаточно запомнить наиболее удобные и приемлемые для вас упражнения для развития коммуникативных способностей. Они помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно выполнять в компании друзей и близких. Чтобы понять, как развивать коммуникативные способности приведем несколько примеров. Эти упражнения можно выполнять самостоятельно или в компании.

1. Упражнение "Мимика и пантомимика". Помогает сохранять эмоциональное самообладание в любой ситуации, а также научиться правильно передавать собеседнику свои переживания. Задача: встать дома перед зеркалом и продемонстрировать гнев, волнение, иронию, смех т.д.

2. Упражнение "Желание". Помогает отработать коммуникативные умения и навыки. Каждый человек в компании пишет на листке свое желание. Задача: добиться от партнера его выполнения, не говоря о самом желании ни слова, затем продемонстрировать то, что написано на листке.

3. Упражнение «Выйди из скорлупы». Помогает обрести навыки убеждения. Человек, имеющий слабые коммуникативные способности встает посреди комнаты в очерченный круг. Задача товарищей выманить его из этого круга, используя для убеждения различные аргументы. Например, торговаться, предлагать или обещать что-либо взамен.

4. Упражнение «Вопросы песней». Помогает обрести навыки самовыражения. Компания делится на две группы. Задача обеих групп общаться только в виде песен. Например, одна компания задает песней вопрос: «Я спросил у ясеня, где моя любимая?». Вторая группа отвечает «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз». На обдумывание каждого вопроса дается не больше 30 секунд.

Коммуникативные умения и способности можно развивать в себе всю жизнь. Для этого нужно просто задаться целью стать идеальным собеседником и постоянно тренировать свои навыки. Главное не оттачивать свое мастерство на деловых партнерах. Пусть лучше это будут товарищи или родственники, готовые вам помочь и поддержать в вашем желании быть интересным другим людям.
Источник: http://kak-bog.ru/kommunikativnye-sposobnosti.

Наиболее эффективным подходом для взрослых будет постепенное расширение контактов, общение с малознакомыми людьми — сначала коротко и на общие темы, а впоследствии — усложняя условия задачи и регулярно анализируя промежуточные результаты. Публичные выступления для развития коммуникативной способности не рекомендуются в начале этого пути, но со временем могут стать хорошим упражнением
http://tonusmozga.ru/sposobnosti/vidy-sposobnostej/razvitiya-kommunikativnyx.html#i-5&hcq=COxGwoq.

Если вы боитесь говорить с людьми, начните с телефонных разговоров. Например, после того, как вы зашли на сайт салона красоты и узнали все о ценах или услугах, дополнительно позвоните туда и выясните все, задавая вопросы администратору. Составьте список вопросов, не стесняйтесь выспрашивать подробности и уточнять.

Для того, чтобы научится лучше понимать собеседника в процессе коммуникации, уметь подстраиваться под его эмоциональное состояние и стиль общения, психологи рекомендуют оттачивать свои коммуникативные способности. С этой целью можно использовать следующие приемы:

1. Наблюдательность – наблюдая за своим собеседником, отмечая особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., можно сделать определенные выводы об этом человеке (о его сфере деятельности, принадлежности к той или иной социальной группе и др.). На основании сделанных выводов о собеседнике достаточно легко подобрать манеру и стиль общения для того, чтобы найти "общий язык" с ним.

2. Оттачивание коммуникативных навыков – общаясь с разными людьми, как с знакомыми, так и с незнакомцами, можно не только развить коммуникативные способности, но и преодолеть барьеры в общении. Вступая в диалог с незнакомцами (спрашивая время, уточняя маршрут, разговаривая со случайным попутчиком и др.), человек может научиться интуитивно подстраиваться под собеседника.

3. Расширение собственного кругозора – тот, кто пребывает в курсе всех актуальных событий, знает много интересного и полезного, и умеет преподносить эту информацию другим, наверняка будет интересным собеседником в глазах других людей.

4. Умение "читать" эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции – так как значительная часть информации при общении передается невербальным путем, умение различать различные эмоции собеседников будет ключом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми. Как правило, люди с развитой способностью к эмпатии более успешны в общении с другими, ведь они в процессе диалога ориентируются не только на слова собеседника, но и на его эмоции и душевное состояние.

5. Соблюдение правил этикета и норм, принятых в обществе – еще одна обязательная составляющая успешного общения. Этикет общения с людьми в целом и психология делового общения в частности определяет нормы поведения и правила, которых необходимо придерживаться при общении, так как они приняты в широких кругах общества.

Психология общения с людьми строится на нескольких правилах, которые наиболее четко и ясно сформировал знаменитый психолог и писатель Дейл Карнеги. Он выпустил свои наиболее известные книги в 1930-40-х годах, но с тех пор эти правила по-прежнему актуальны.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 332.