Характер, его учет в работе с людьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На основе темперамента личности формируется ее характер. Платонов К.К. определил его как пятую, наложенную подструктуру личности. Если темперамент прирожден, то характер – приобретен в течение жизни, в деятельности и общении человека с другими людьми. Характер развивается на основе темперамента человека. Наследуемое, прирожденное и приобретенное сливаются вместе в характере человека. Не случайно мы часто замечаем: черты характера детей похожи на черты характера родителей, но тяжело определить –  это действие фактора генетического наследования или фактора воспитания (социального наследования).

Характер ( в переводе с древнегреческого языка – печать, чеканка, отпечаток, термин введен Теофрастом) – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые характеризуют ее основную жизненную направленность, содержание, и проявляются в своеобразных для данной личности способах деятельности.

Итак, характер определяет, в первую очередь, содержание и своеобразие личности: насколько человек честен, принципиален, добр, целенаправлен и т.п.. Однако, эмоциональность, подвижность – тоже черты характера, но они определяются в большей мере не социальными влияниями, а темпераментом. 

Черты личности могут быть волевыми: решительность, настойчивость, целеустремленность; выдержанность, терпеливость и др. Если у человека преобладает волевое начало над чувственным и рациональным, то и характер его называют волевым.

Интеллектуальные черты характера – это вдумчивость, рациональность, любознательность. Человек с рациональным (интеллектуальным) типом характера считает необходимым сначала подумать, принять решение не под влиянием эмоций.

Эмоциональные черты характера – смешливость, веселость, чувство юмора, тревожность, ранимость, агрессивность и др. Если человек живет чувствами, доверяет не уму, а сердцу, его тип характера называют чувственным или эмоциональным.

Особо выделяют нравственные черты личности – ответственность, порядочность, гуманность, доброта, честность, доброжелательность, правдивость, верность и т.п. - без них человек не становится социально зрелым. Не случайно именно эти черты в народе носят название человеческими.  

Черты характера могут быть социально желательными, с точки зрения других людей, или нежелательными: агрессивность, упрямство, лень, болтливость и т.п. Они всегда выражают отношения человека к чему-то: к работе (трудолюбие), к другим людям (доброта), к самому себе (гордость, самоуважение), к вещам, к природе…, поэтому еще важнее, чем темперамент, руководителю знать характер своих подчиненных.

Итак, нравственность, воля, ум, чувства – это четыре психологических начала, которые дают основу характера человека.

Три позиции, которые усматривает в личности Э. Берн, автор теории транзактного анализа, отвечают трем "китам".

Транзактний анализ – одно из направлений психодинамической психологии (автор Э. Берн), которое анализирует поведение и взаимодействие людей с точки зрения ролевых позиций - Дитя, Взрослый, Родитель - и жизненных сценариев.

"Дитя" – это носитель эмоций и чувств, эмоционального отношения к миру. "Дитя" живет по принципу "хочу - не хочу", не хочет знать социальных требований и запретов - "надо - не надо", "можно - нельзя" , и ожидает от окружения удовлетворения своих потребностей. Впрочем, «дитя» может быть разным: послушным или забиякой, спокойным или капризным.

"Взрослый" – это носитель вдумчивого, рационального, практического отношения к миру, самостоятельного критического мышления. Он ничего не принимает на веру, требует доказательств. Его мышление способно принять аргументы других, обдумать их, измениться под их влиянием или остаться неизменным.

Наконец, " Родитель" – это носитель мудрости, жизненных устоев и правил. Он всегда знает ответ на все вопросы, правила поведения на все случаи жизни. Он знает как жить и хочет научить этим правилам других, навязать свою волю или передать свой опыт.

У каждого человека в характере есть все три ролевые позиции, возможно одна из них доминирует, какая-то совсем не выражена. Человек может манипулировать позициями, учитывая позицию собеседника, оппонента в общении с ним. Кажется очевидным, что переход на позицию "взрослого" в деловом общении наиболее эффективен, но не всегда человек хочет и может изменить свою позицию, не всегда только "взрослого" ждет успех в достижении целей общения. С разными вариантами взаимодействия людей, с особенностями ролевых позиций, понятием жизненного сценария можно познакомиться подробнее в теории и практике транзактного анализа, в книгах Э. Берна.

Учет в работе с людьми требуют и акцентуации характера. Теория акцентуированных личностей К. Леонгарда и разработки отечественного психиатра А.Е. Личко позволяют раскрыть это понятие. Акцентуация – это не отклонение от нормы, но обостренная черта, которая выделяется среди других. Она может быть слабым звеном, доставлять неприятности самому человеку или его окружению, например, являться фактором плохого самочувствия человека, нарушать его душевное равновесие. 

Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое делает человека уязвимым относительно определенных психогенных влияний.

Выделяют, например, такие акцентуации.

Гипертимный тип акцентуации характеризуется часто поднятым расположением духа, желанием деятельности, живостью мышления. При этом он может разбрасываться, не доводить дело до конца, мысли его скачут. Его активность должна быть реализованной, а помощники – терпеливыми и спокойными.  В общении с ним руководителю не следует быть директивным, но удержание дистанции не помешает. Гипертимный руководитель заразит своей энергией и приподнятым состоянием духа свой коллектив, своих соратников.

Дистимный тип акцентуации характеризуется, наоборот, сниженной активностью, сниженным расположением духа, сосредоточенностью на отрицательных сторонах жизни, склонностью к депрессиям. Он требует психологической, эмоциональной поддержки товарища, который будет вселять в него уверенность в завтрашнем дне.

Циклоидный тип объединяет в поведении циклы гипертимности и дистимности, характеризуется резкими изменениями состояния в зависимости от условий. Он способен к максимальной самореализации, хорошей работе в состоянии повышенного расположения духа, требует отдыха и душевной поддержки в состоянии подавленного расположения духа.

Шизоидный тип акцентуации характеризуется отгороженностью, замкнутостью, самодостаточностью, эмоциональной холодностью. Способен к высоким достижениям в сфере творчества, интеллектуальной деятельности, но он – одиночка.

Акцентуант демонстративного типа имеет ненасытную потребность во внимании окружающих. Он может пользоваться для этого всеми средствами. Не следует подчеркнуто игнорировать его личность. Если его артистическим способностям дать проявиться, будет удовлетворено и окружение, и он сам.

Застревающий тип акцентуации характеризуется стойкостью отрицательных аффектов, повышенной раздражительностью, уязвимостью, подозрительностью, честолюбием. Даже случайно зацепив, обидев его, можно надолго утратить с ним личностный контакт. Он требует коррекции аффективной сферы. Этот тип плохо распознается внешним наблюдателем, даже педагогом.

Педантический тип характеризуется вязкостью мышления, преувеличенной склонностью к порядку. Убеждать его сложно, иногда не нужно. Лучшее принять его таким, какой он есть, предоставить ему возможность поддерживать порядок там, где надо.

Тревожный тип характеризуется повышенной эмоциональной реакцией на трудности, опасливостью, ожиданием неприятностей. Его защита – это заблаговременная подготовка к событиям, которые ожидаются. Директивные методы управления не повышают эффективность его работы.

Эмотивный тип характеризуется подвижностью эмоциональных процессов, впечатлительностью, повышенной чувствительностью в области тонких эмоций, душевностью, эмоциональной чуткостью. Во взаимодействии с эмотивным типом особый вес приобретают эмоциональная открытость, чуткость.

Возбудимый тип характеризуется недостаточной управляемостью, импульсивностью поведения, нетерпимостью. Его проблема – это развитие воли. Однако не следует давать оценку личности этого типа, его отрицательных черт. Для руководителя здесь действует общее психологическое правило: оценивай не личность, а выполнение человеком своих служебных обязанностей. Само знание особенностей возбудимого типа, готовность к проявлению его поведенческих реакций само по себе имеет положительное значение для руководителя. Это может предупреждать негативные срывы самого руководителя при общении с таким подчиненным.

Акцентуация характера может быть и не выражена. Вспомните, замечали ли вы у себя акцентуированные черты? Мешают ли они вам при общении с людьми? Подумайте, как можно избежать ошибок в общении, принимая себя и других такими, какие вы есть.

Предпосылки появления тех или иных акцентуаций могут быть заложены в человеке от природы, в то же время в характере есть черты, которые появляются только в процессе индивидуального развития человека и связаны с процессом его социализации. Это нравственные черты, черты социально зрелой личности.

Над определением понятия "социальная зрелость" до сих пор спорят ученые. Каковы критерии его определения? Анализ понятия социальной зрелости человека, проведенный А.О. Реаном, показал, что существуют противоречия в его определении, которые приводят к подмене этого понятия понятием взрослости. Взрослость –  это возрастной период, к наступлению которого достигается полная физическая зрелость человека. Но социально зрелой личность может стать и в молодом, и даже в подростковом возрасте, в зависимости от того, как сложился жизненный путь человека.

А.А. Реан выделяет в социальной зрелости человека четыре базовых черты: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление, которое присутствует во всех предшествующих компонентах. Ценностные ориентации личности также имеют значение. Доминирование духовных ценностей характеризует социально зрелую личность. Если молодые люди, которые учатся в вузе, выбирают ценности, связанные с познавательной деятельностью, творчеством, это является залогом их успешного обучения, становления квалифицированного специалиста. А если для них так же немаловажными являются такие ценности, как счастье других, наличие друзей, уважение окружающих, терпимость, ответственность, чуткость, понимание своих недостатков, то можно говорить и про нравственно развитую личность специалиста.

Каковы же особенности черт социальной зрелости современных студентов? Большинство обследованных нами студентов считают себя ответственными и самостоятельными, умеющими принимать решения и отвечать за их выполнение, стремятся к саморазвитию, готовы признавать свои ошибки и терпеть ошибки других, имеют свои мысли и уважают мысли других, терпимо к ним относятся, проявляют самореализацию в увлеченности своей будущей профессией и обучением. Прямо назвали себя социально зрелыми 50% пятикурсников, 40% четверокурсников, 27% третьекурсников и 10-15% студентов младших курсов. Таким образом, чем старше курс обучения, тем более зрелым как личность считает себя студент. Какие же результаты психодиагностических (тестовых) исследований? Только 7% обследованных студентов имеет выраженную интернальность, то есть ответственность за все, что происходит с ними, они принимают на себя, а не приписывают внешним обстоятельствам и другим людям, большинство имеет среднюю (умеренную) интернальность (50%) или экстернальность (43%), то есть ответственность за события приписывают внешним обстоятельствам. Причем, девушки имеют заметно более высокий уровень интернальности в сравнении с юношами (77% и 38%). Но интернальность девушек не зависит от курса обучения, а интернальность юношей четвертого курса в пять раз выше, чем юношей третьего курса.

Что же касается терпимости, толерантности, то большинство студентов имеет повышенную агрессивность: преобладают средние и высокие показатели агрессивности. У студентов-юношей преобладают такие формы агрессии, как физическая агрессия и негативизм, а у девушек - вербальная агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на себя). Анализ результатов исследований показывает, что положительная динамика ответственности (интернальности) и духовных ценностей в плане волевого и профессионального развития личности студентов существует. Самооценки студентов говорят о том, что они считают себя довольно зрелыми с точки зрения личностного роста, но данные тестовых исследований говорят о том, что социальная зрелость еще в стадии становления. Эти факты делают актуальной работу по развитию адекватной мотивации молодежи, развитию у них интереса к творчеству и самовыражению. Социальная зрелость, ответственность, диспозиционная терпимость формируются в соответствующей деятельности, в которой молодому человеку нужно брать ответственность на себя – в самостоятельной деятельности, которая предполагает независимое поведение личности и волевое принятие решений. Организация такой деятельности возможна при выполнении индивидуальных творческих учебно-исследовательских заданий, в процессе практики и научно-исследовательской работы студентов. Необходимость самостоятельного выбора, принятие решения и самостоятельной деятельности резко повышают социальную зрелость личности уже за пределами обучения в вузе.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.