Учет особенностей темперамента в работе с людьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психологи считают, что крайние варианты темпераментов встречаются редко, часто черты их смешаны, имеют среднюю степень выраженности. Также известно, что плохих темпераментов не бывает, носитель любого темперамента может освоить почти любую (за редким исключением) профессию, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. У каждого темперамента есть предпосылки к формированию как социально желательных, так и социально нежелательных  черт характера, у каждого есть свои трудности и есть то, что освоить или развить легко.

Сангвиник – по свойствам нервной системы сильный, уравновешенный, подвижный. Он, безусловно, активный, адекватно реактивный – сила ответной реакции соответствует силе воздействия; эмоциональный, живой, веселый человек, эмоции его лабильны, легко меняются, тревожность умеренная, пластичность выражена, резистентность достаточна, и он, как правило, экстраверт. А, значит, человек открытый людям. Сангвиник умеет ладить с людьми, легко сходится с ними, его не боятся, его положительная установка привлекает людей, он находится в первом круге общения. Поэтому даже если он не руководитель, он активист, общественник, профсоюзный деятель или просто «свой человек».

Свойства нервной системы сангвиника являются хорошим задатком к учению, освоению в коллективе, успеху в деятельности, к труду в качестве руководителя. Но это лишь задатки. Мы помним, что темперамент – формально-динамическая, а не содержательная характеристика личности. Сангвиник может хорошо учиться, но если нет желания, если не развито мышление – успеха в учении не будет. Высокая подвижность сангвиника имеет и обратную сторону: легкость смены деятельности, смены эмоций, смены компании друзей может привести к поверхности в деятельности и в общении, в результате он берется за разные дела, но не доводит их до конца, у него много приятелей, но мало друзей. Такое возможно. Поэтому сангвиник может поработать над развитием у себя усидчивости  и настойчивости, серьезного отношения к делу, внимания к людям, умения доводить дело до конца, анализировать его результаты. При этом можно опираться как на волю, так и на позитивное подкрепление «правильного» поведения – например, наградить себя за усидчивость. «Награды» можно не придумывать, они уже есть в нашей жизни, а вот подобрать дело под награду можно. Например, вы знаете, что дружеская вечеринка планируется в пятницу после работы. Чтобы «наградить» себя этой вечеринкой, запланируйте в пятницу, в конце рабочего дня не бросать работу, а выполнить её более ответственно, чем на прошлой неделе. Как руководитель, обратите внимание на то, что высокая активность и доброжелательность сотрудников-сангвиников полезны в работе и привлекательны для товарищей. Они могут составить актив руководимого вами коллектива, стать заместителями и руководителями, хорошо проявить себя в профсоюзной работе. В то же время не забывайте периодически проверять результаты их труда, их отношение к работе в конце рабочего дня, недели, вахты, смены.

Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения. По психологическим характеристикам суперактивный, очень реактивный, иногда неадекватно, очень эмоциональный, импульсивный в поведении, для него характерны частые аффекты – вспышки эмоций. Он не тревожный, смелый, пластичный, резистентный и, как правило, экстраверт.

Холерик так же имеет все задатки к успеху в деятельности, к руководящей работе. Сангвиники и холерики часто становятся формальными или неформальными лидерами в своем коллективе. Когда их неуемная энергия, высокая активность направлена на созидание, труд, творчество, позитивное общение, здоровый отдых – лучшего и не пожелаешь. Но высокая реактивность, импульсивность, аффективность поведения холерика вызывает трудности в общении с людьми. Обдумывание действия у холерика часто идет уже после его совершения. Возбудимость, высокий нейротизм (эмоциональная нестабильность) люди воспринимают часто как социально нежелательные качества (по данным Столина В.В.). Поэтому холерик становится человеком крайностей: он может быть самым любимым, иметь самый высокий социометрический статус в своем трудовом коллективе, а может стать отверженным. Поэтому холерик может обратить внимание на развитие у себя тех волевых качеств, которые основаны на процессе торможения: терпение и выдержку, потому что волевых качеств, основанных на процессе возбуждения у него предостаточно: он активный, инициативный, самостоятельный, решительный. Руководителю холериков нравится их смелость, инициативность, отсутствие боязни рисковать, он может их максимально загружать работой, тогда высокая энергетика холериков пойдет на пользу дела, а не на конфликты, аффекты, ссоры. Большинство людей не любит критику, холерики и сангвиники тоже. Но критика может дать свой позитивный эффект – эти двое никогда не позволят повторно критиковать себя за одни и те же ошибки, они их лучше больше не допустят.

Флегматик – сильный, инертный, уравновешенный по свойствам нервной системы. Психологическая активность его разворачивается медленно, но устойчиво, он работоспособен и дело всегда доводит до конца. Он совсем не реактивен, внешне неэмоционален, но внутренне способен к глубоким чувствам, чувства, настроения меняются медленно. Он не тревожен, непластичен, наоборот – ригиден в поведении, очень резистентный, устойчивый к помехам и, как правило, интроверт – сосредоточен на внутреннем мире, необщителен – или амбиверт – средний уровень экстраверсии.

Флегматики, как правило, являются хорошими, исполнительными работниками, они способны и к творческой деятельности. У них хорошо развивается ответственность, трудолюбие, умение доводить дело до конца. Флегматики становятся хорошими товарищами, преданными друзьями, в отношениях с людьми так же надежны, как и в работе. На них можно положиться. Но слабое место флегматического темперамента – инертность нервных процессов, а значит медлительность, трудности адаптации к новой деятельности, к новому коллективу, ко всему новому. Иногда флегматики предпочитают отказаться от деятельности, нежели начать ее. Это может привести к развитию у них пассивности или лени. Работать в дефиците времени флегматики могут, особенно, когда «аврал» во всем коллективе, но не любят. Руководитель может поручать им ответственную, но не очень быструю работу, которая будет выполнена качественно, при этом надо проследить, что человек включился в неё, адаптировался. Искусственно ускорять флегматика нельзя. А сам он будет работать быстрее, когда выработает у себя  трудовые навыки: если много раз совершать одни и те же трудовые действия, постепенно они автоматизируются и выполняются быстро.

Меланхолик – слабый по типу нервной системы. Вялый, неэнергичный, либо энергии хватает не надолго, очень реактивный, но реагирует не действием, а эмоционально – от сильной радости или, наоборот, сильного горя, может упасть в обморок, заплакать. Он очень эмоциональный, чувствительный, тревожный, пластичность снижена в ситуации адаптации к новой деятельности, новому коллективу. Он не резистентный и, как правило, либо интроверт, либо амбиверт.

Слабое место меланхоликов – малая выносливость и работоспособность их нервных клеток. Они с трудом выдерживают длительные нагрузки, перегрузки, как в физической, так и в познавательной деятельности, и лучше работают в отсутствии таких перенапряжений. Повышенная эмоциональная ранимость меланхоликов требует развития умения сдерживаться, владеть собой в экстремальных для них ситуациях. В то же время обратной стороной слабости нервных клеток является их высокая чувствительность к раздражителям из окружающего предметного и социального мира. В отличие от ”толстокожих” сильных типов темперамента меланхолики более внимательны, наблюдательны, усидчивы, кропотливы, дотошны, в одном и том же объекте увидят больше особенностей, чем другие. У них есть задатки к высокому интеллекту. Для них также часто бывает характерен поэтический, художественный склад личности. Зная. что такое переживание, меланхолики не только переживают сами, но и переживают за других, и умеют понять переживания других людей. Поэтому в своем коллективе они могут выполнять роль психолога. Руководитель должен помнить, что сильные меры воздействия, крик не являются средством повышения работоспособности меланхоликов, от этого они будут работать только хуже.

«Чистые» типы темпераментов встречаются редко, но все же достаточно часто в человеке можно заметить преобладающий тип, зная что это такое. Поэтому знание типов темперамента важно для руководителей, чтобы лучше знать своих людей.

Студенты с доминирующим  холерическим типом темперамента заметны  уже при первой встрече  с ними. На занятиях они вызывают наибольшее беспокойство, долго не могут сосредоточить внимание. Преобладание процесса  возбуждения над процессами торможения, присущее данному типу темперамента, ярко проявляются в несдержанности, повышенной эмоциональности, прямолинейности. Отсюда и их выразительная мимика, жести, порывистые движения. Для таких студентов характерна большая активность и энергия, что положительно влияет на учебную деятельность. Данные студенты в условиях, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: быстро понимают сущность проблемы и находят необходимые условия её решения, проявляют инициативу, действуют с большим эмоциональным подъёмом. Такие студенты эффективно работают при условии неординарности действий, изменений в способах или типе работы.

Негативную оценку студенту-холерику допустимо применять в очень энергичной    форме. Преподаватель должен учитывать высокую  подвижность таких студентов, именно он может определить оптимальный и необходимый темп занятия.

Студенты-сангвиники легко переключаются с одного вида деятельности на другой, но не любят однообразной  работы. Они контролируют свои эмоции, активно контактируют с окружающими и быстро приспосабливаются к новым обстоятельствам. Эти студенты быстро выполняют поставленные перед ними задачи, но могут быстро и легко о них забыть, если заинтересуются  новыми. Поэтому преподаватель должен творчески подходить к подбору заданий  для студентов данной категории, с целью поддержания заинтересованности и высокого уровня работоспособности, а также ставить новые, интересные задачи, которые бы требовали от студентов сосредоточенности и высокого уровня концентрации внимания.

Студенты-флегматики спокойные, уравновешенные, малоподвижные, мало энергичные. Таких студентов редко  можно увидеть взволнованными, это им не свойственно, как и  аффективные проявления личности.  Прежде чем  приступить к выполнению определенной задачи студент определенное время обдумывает свои шаги, принятые решения  выполняет выдержано, спокойно. Студентов данного типа нужно привлекать к активной деятельности и заинтересовывать, давать им время, а также не желательно переключать с одного вида деятельности на другой.

Студенты-меланхолики избегают широкого общения и, так же, как и флегматики, чувствуют себя дискомфортно, когда попадают в новые обстоятельства или ситуации. Все новое и необычное у них может вызвать тормозное состояние. Однако, в благоприятной обстановке, такие студенты чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Для оптимизации учебной деятельности студента-меланхолика необходимо вовремя оценивать его успехи, решительность, волю, как и другие черты и достижения, а отрицательную оценку следует использовать с большой осторожностью, смягчая и негативные действия. [Вотчин И.С., Бочкарев А.А. Темперамент как динамическая характеристика биологически обусловленных свойств личности: Учеб.-метод, пособие: - Новосибирск, НГПУ, 2000].

На основе темперамента личности происходит становление ее характера. Платонов К.К. обозначил характер как пятую подструктуру личности. Если темперамент прирожден, то характер – приобретен при жизни, в деятельности и общении человека с другими людьми. В то же время темперамент становится частью характера. И мы замечаем, что черты характера детей похожи на черты характера родителей. Но что это за черты?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 893.