Структура личности по Платонову К.К
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) направленность и опыт;

б) индивидуальные особенности психических процессов

в) биологически обусловленная подструктура

 

Чтобы подробнее разобраться в  содержании личности, используем аналитический подход и разберемся вначале в ее структурных компонентах. Платонов К.К. выделил в личности 6 подструктур: четыре рядоположенные, т.е. расположенные в определенном порядке и две – наложенные на них.

 

Направленность – высшая подструктура личности. Это совокупность устойчивых мотивов поведения человека, ориентирующих его в жизни, деятельности. Это то, чего человек хочет, о чем он мечтает, к чему он стремится.

Источником активности личности являются мотивы, в основе которых лежат потребности – нужды человека в чем-либо. Потребности могут быть биологическими (в пище, тепле, безопасности, продолжении рода и др.) и социальными. В свою очередь к социальным потребностям и мотивам поведения человека относят материальные и духовные. А к духовным –  коммуникативные, познавательные, эстетические, нравственные. Материальные потребности не надо путать с биологическими. Это потребности хорошо зарабатывать, иметь достойный отдых, жилье, одежду и т.п. Такие потребности также порождены жизнью в обществе, как и духовные потребности. Мотивы называют опредмеченными потребностями или предметом, на который направлена потребность. В первом случае мотив понимается как внутреннее, психическое явление, во втором случае – как внешнее, предметное или социальное явление. Но в любом случае мотив носит предметный характер, связан с предметами, объектами, явлениями окружающего мира, к которым человека влечет, которых он хочет, к которым стремится.

Поскольку от мотива зависит поведение человека, мотивы всегда интересовали людей: родителей волнуют мотивы хорошего или плохого поведения ребенка, педагога интересуют мотивы учебной деятельности ученика, преподавателя интересуют мотивы учебно-профессиональной деятельности студента, а руководителя – мотивы трудовой деятельности своих подчиненных. Не все мотивы собственного поведения человек осознает. Если у студента спросить: ”Почему ты выбрал свою специальность?”, он всегда что-то ответит. Но не всегда это что-то является истинным мотивом, иногда это просто мотивировка –рациональное объяснение, истолкование своего поведения. Истинные мотивы могут быть скрыты, пока не осознаны.

Мотивы труда взрослого человека более осознанны, чем общие мотивы поведения. Труд сам по себе является формой сознательной, целенаправленной деятельности человека, которую он постоянно контролирует, оценивает, а значит, анализирует и мотивы своего труда. Какими бывают учебно-профессиональные и профессиональные мотивы?

Исследования Бибрих Р.Р., Васильева И.А. показывают, что мотивация учебно-профессиональной деятельности может быть результативной, узко- и широкосоциальной, профессиональной, познавательной и мотивацией самосовершенствования. Доминирующая результативная мотивация связана со стремлением человека к определенному результату: материальному благополучию, достижениям, успехам. Узкосоциальная мотивация включает в себя мотивы престижа (учебного заведения или будущей профессии), мотивы общения, мотивы идентификация себя (учиться к чьей-то радости). Широкая социальная мотивация связана с мотивами долга, ответственности за свое общество, за свою семью. Профессиональная мотивация связана с интересом к овладению профессией, желанием стать профессионалом. Познавательная мотивация – это стремление к знаниям, открытиям нового. Мотивация самосовершенствования связана с личностным ростом, с потребностью личности в развитии.

Многие из этих мотивов сохраняются и в собственно профессиональной трудовой деятельности: потребность в достижении, в общении, в лидерстве, в повышении престижа, познавательная потребность. Б.И. Додонов рассматривает такие мотивы как:

1. Удовольствие от самого процесса деятельности.

2. Прямой результат деятельности (создаваемый продукт, знания).

3. Вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение в должности, успех…).

4. Избегание санкций, которые грозят за уклонение от деятельности.

Психологи подчеркивают, что есть мотивы интереса к самому процессу труда, а есть мотивы, связанные с трудом. Первые называют процессуальными, внутренними, вторые – внешними (материальные мотивы, мотивы общения, успеха). Часто внешние мотивы оказываются важнее процессуальных. Человек может не любить свою работу, но любить коллектив, в котором он работает и с которым не хочет расставаться в поисках новой работы. И всё же исследования Кудрявцева Т.В. показали, что чем выше уровень мастерства профессиональной квалификации работника, тем больше он мотивирован самим процессом труда, появляется любовь к своему делу, своей профессии.

Личность – не только субъект активного преобразования мира, субъект познания, но и существо переживающее. Мотивы деятельности переживаются человеком так же, как и ее процесс, и результат. Человек радуется успеху, огорчается неудаче. Как правило, удовлетворение потребностей личности связано с положительными переживаниями, а неудовлетворение – с отрицательными эмоциями.

Кроме биологических, жизненно необходимых потребностей (в пище, тепле, продолжении рода и др.) при рождении появляются и другие базовые потребности, развитие которых очень важно для человека как личности.

Это потребность в активности, активном действии благодаря которой человек овладевает деятельностью и которая создает у взрослого деловую направленность личности.

Это потребность во внешних впечатлениях – видеть, слышать, осязать, получать вкусовые и обонятельные ощущения. На ее основе появляется любопытство, любознательность, различные интересы в жизни, формируется познавательная направленность личности.

Это потребность в общении, которая формирует коммуникативную направленность, и другие потребности человека. Удовлетворение этих потребностей необходимо для становления личности.

У взрослого человека есть все основные виды направленности, но какой-то один из них может доминировать, преобладать. Для людей с выраженной деловой направленностью главным в жизни становится их работа, занятия чем-либо, постоянная активность. У людей с выраженной познавательной направленностью личности доминирует познавательное отношение к миру, для них важны поиски, открытия, новые знания, они часто становятся учеными, исследователями, путешественниками. Для личности с коммуникативной направленностью особенно важна ситуация общения с людьми,  важно, с кем рядом она работает, живет, общается, кому помогает. Этот человек выбирает виды деятельности, связанные с постоянным общением, социальную работу.

Высшей формой направленности личности является мировоззрение – система представлений человека об окружающем мире. Оно может быть более или менее сформированным, пассивным или активным, в последнем случае речь идет о системе убеждений личности, которые она готова активно отстаивать, реализовать в деятельности.

Направленность личности включает в себя также идеалы, мечты, разные виды интересов. Эта подструктура развивается, в основном, под влиянием социального фактора развития, путем воспитания и самовоспитания.

Достоянием личности является и ее опыт – система знаний, умений и навыков, приобретенных при жизни, в основном, путем научения, учебной деятельности, учения. У каждого человека – свой опыт: житейский, профессиональный, коммуникативный. Это – вторая подструктура личности. В опыте инженерно-технического работника обязательно должны быть знания и умения специально-профессиональные, связанные с техническими задачами – умение их видеть, выделять, формировать, решать, обучать других работе с техническими задачами.

Третью подструктуру личности составляют особенности психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и другие. Люди отличаются друг от друга типом восприятия и памяти, стилем мышления, уровнем воображения. Эти отличия накапливаются при жизни, в процессе учения человека, но они определяются и биологическими предпосылками, задатками: особенностями работы мозга, свойствами нервной системы.

Четвертая, биологически обусловленная подструктура личности включает в себя ее половые и возрастные особенности, темперамент и другие биологические особенности.

Календарный возраст человека отсчитывает природа и относительно независимо от нашего желания, личность младенца, школьника, личность подростка, юноши, личность зрелого человека и пожилого – все отличаются друг от друга. В то же время в каждом возрасте есть общие особенности, отличающие людей данного возраста. Почти все дети от 3 до 5 – почемучки, большинство подростков эмоциональны, ранимы, раздражительны и даже агрессивны по сравнению с другими возрастами, все зрелые люди – опытны, а пожилые люди – кладезь мудрости, традиций. Работая с людьми, нужно обязательно учитывать их возраст.  

Существуют и половые особенности личности. Традиционно мужчинам приписывались доминантность, активность, рациональность, а женщинам – подчиненность, мягкость, чувственность. Но вызванные многими причинами феминизация мужчин и маскулинизация женщин приводят, по данным некоторых исследований, к смешению черт, изменению психологического портрета как личности мужчины, так и личности женщины.

Темперамент.

Природную основу имеют и темпераментные особенности личности. Темперамент – совокупность индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику физической и психической деятельности личности; ее темп, ритм, скорость, интенсивность. Темперамент определяет динамические, но не содержательные особенности личности.

Древнегреческие философы пытались определить первоэлементы мира: воздух, вода, земля, огонь. А древнегреческий врач Гиппократ попытался найти эти первоэлементы в организме человека. По его мнению, воздуху соответствует кровь – сангус – такая же теплая и влажная, огню соответствует желчь – хол – такая же теплая и сухая, земле соответствует черная желчь – мелан хол – такая же холодная и сухая, а воде соответствует слизь, флегма – такая же холодная и влажная. Соотношение этих жидкостей в организме и есть темперамент, который определяет характерное поведение человека и его болезни. Того, в ком преобладает кровь, назвали сангвиником, в ком преобладает желчь – холериком, черная желчь – меланхоликом, а флегма – флегматиком.

Современные ученые иначе понимают природу темперамента. После гормональных теорий темперамента (Гиппократ, Гален, Лесгафт) появились конституциональные теории темперамента (Кречмер, Шелдон), предполагающие, что основой темперамента является конституция – телосложение человека. А затем появились нейрональные теории темперамента (Павлов, Теплов, Небылицын), утверждающие, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, основных нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность возбуждения и торможения.

Сила определяется работоспособностью, выносливостью нервных клеток, подвижность – легкостью смены одного нервного процесса другим, динамичность – скоростью выработки условных рефлексов, лабильность – скоростью возникновения нервного процесса. Уравновешенность – это баланс возбуждения и торможения по каждому из вышеназванных свойств.

Каковы же психологические характеристики темперамента? Назовем некоторые из них:

1. Активность – тенденция личности к самовыражению, к эффективному освоению и преобразованию мира, выражается в энергичности личности.

2. Реактивность – ответная активность на раздражители, ситуации, действующие в данный момент.

3. Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, аффектов, настроений.

4. Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации

5. Пластичность – приспособление к изменяющимся требованиям деятельности

6. Резистентность – сопротивляемость внешним и внутренним помехам в деятельности.

7. Экстраверсия –открытость внешнему миру, людям, тяга к общению.

В следующей теме мы  подробнее остановимся на темпераменте человека в связи с учетом его индивидуально-психологических особенностей в работе с людьми.

 

Социум и развитие личности.

 

Процесс развития личности может протекать эволюционно или инволюционно, бурно или плавно, быстро или медленно, равномерно или неравномерно, но он идет всю жизнь. Гуманистическая психология считает, что потребность в развитии, в саморазвитии заложена в личности с рождения. Возрастная психология, изучая закономерности жизненного пути людей, выделила в нем некоторые этапы, которые характеризуются определенными психологическими признаками становления личности, когда большинство людей проходит через одни и те же институты социализации: семья, школа.

Так, Эльконин Д.Б. выделил 3 эпохи в процессе развития личности: раннее детство, детство, подростничество. Эпоха раннего детства продолжается от рождения до трех лет. Она включает периоды младенчества (до 1 года) и раннего возраста (от 1 до 3 лет). Важнейшие достижения годовалого младенца –  это осознание своего "физического Я", овладение действиями с предметами, ходьба и первые слова. Эти достижения позволяют ребенку реализовать свои основные, способствующие  развитию потребности: прежде всего, потребность во внешних впечатлениях, а также в активных действиях и  в общении –  и к 3 годам, когда происходит, по мнению Леонтьева А.Н. и других ученых,  первое рождение личности, осознать себя как "социальное Я", как Я в мире людей.

Следующая эпоха жизни –   детство –   продолжается с 3 до 10 лет и включает в себя два периода: дошкольное детство (до 6 лет) и школьное детство или младший школьный возраст (6-10 лет). Все достижения дошкольного детства, когда ребенок через игру познает не только окружающий мир, но и человеческие отношения, самостоятельно овладевает языком, имеет все возможности для развития образного мышления, памяти, воображения, подводят ребенка к такому отношению к взрослому, когда он готов признать за взрослым позицию старшего, учителя. У ребенка к 6 годам формируется такая установка, которую Л.И. Божович назвала "внутренней позиции школьника" –   одно из важнейших для дальнейшего развития достижения личности ребенка. Если ребенок в школьном детстве  постепенно перешел от игровой деятельности к учебной, овладел ею, при этом развивалось не только образное, но и словесно-логическое мышление, память, воображение, то переход личности ребенка в критический подростковый период осуществляется более плавно.

Эпоха подростничества продолжается от 11 до 17 лет, включая в себя периоды подросткового возраста (до 15 лет) и ранней юности (16-17 лет). Подростковый возраст считают возрастом второго, осознанного рождения личности. В этой период, хотя учебная деятельность занимает много времени у подростка, но она не является главной для развития личности. Основным является интимно-личностное общение с близкими людьми, чаще это для подростка не родители, а друзья. В этой период рождается главное достижение подростковой личности –   чувство взрослости, активно развивается самооценка, самосознание, собственные убеждения. Собственное мнение поможет личности в следующем периоде ранней юности начать процесс самоопределения в жизни, направленности на будущее.

По мнению Эльконина Д.Б., на рубеже эпох возникают основные кризисы становления личности: кризис 3-х лет и кризис подросткового возраста (у Э. Эриксона –  это кризисы самостоятельности и самотождественности). В них есть нечто общее: активное формирование позиции «Я сам», стремление к самостоятельности, –   но на разных уровнях и с разными способами выхода из кризисов. Во втором случае уровень более сознательный, с самоанализом, способ же выхода, реализации самостоятельности, независимости –   не ролевая игра, а реальная деятельность в различных сферах, или в выбранной сфере жизни и деятельности. Выход из кризиса самостоятельности с доверием к миру, а из кризиса самотождественности –   с самостоятельностью, но и с доверием –   важные условия дальнейшего гармоничного развития личности человека.

Э. Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Он выделяет восемь стадий психосоциального развития.

1. Младенчество: доверие – недоверие. Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни ребенка. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самую характеристику "уверенностью". Младенец, имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично сознается в период младенчества.

Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса, глубоко проанализирован Эриксоном. Он связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребенком – причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Кризис "доверие – недоверие" (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. Дилемма доверие-недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.

Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений. Путь приобретения базального доверия по самой сути своей универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта "доверие-недоверие", Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество Я, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда институт религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он становится неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другие, более значимые источники веры и уверенности в будущем (например, достижения науки, искусства и общественной жизни).

2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение. Приобретение чувства доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа "пусть попробует" и, напротив, попустительство как деструктивную форму избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".

С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Самостоятельность не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных "степеней свободы".

Только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой.

По убеждению Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства самостоятельности в значительной степени укрепляет у него чувство доверия.

3. Возраст игры: инициативность – вина. Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл "возрастом игры". Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общих играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними.

Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная отождествлять себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет ("школьный возраст") и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами.

Согласно Эриксону, в школе у детей развивается чувство трудолюбия. Термин "трудолюбие" отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о мире, обучая их и трудясь вместе с ними. Самотождественность ребенка теперь выражается так: "Я – то, чему я научился".

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости. Это может иметь негативные последствия, ограничивая его цели и возможности его  развития. Сила компетентности должна быть основой для эффективного участия ребенка не только в учебе, но и в целом, в социальной, экономической и политической жизни.

5. Юность: самотождественность Я – ролевое смешение. Юность –  пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями.

В определении самотождественности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя "внутренне тождественными самим себе". В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть цельными. Юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя цельность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: молодые люди должны быть уверены в том, что внутренние и внешние планы этой цельности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Подростки могут придумывать идеальные семьи, религии, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. "Размытость идеалов" является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от размытости самотождественности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более "подходящему" взгляду на жизнь. Таким образом, кризис самотождественности становится проблемой, требующей немедленного разрешения.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и обретения целостного ощущения самотождественности Я закладывается в детстве. Далее развитие их самотождественности происходит под сильным влиянием социальных групп, с которыми они себя отождествляют (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами, делинквентными личностями…)

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает как фактор, который может серьезно мешать развитию самотождественности. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве. По крайней мере, некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями.

Неспособность юных достичь своей самотождественности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом самотождественности. Кризис самотождественности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону "негативной" самотождественности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного (отклоняющегося) поведения. Однако неудачи в достижении своей самотождественности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Самотождественность Я – это борьба "на всю жизнь".

Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой популяции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии ими ролей взрослых. Такой интервал между подростничеством и взрослостью дает и система высшего образования. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность. Эриксон использует термин верность в значении "способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей". Верность – краеугольный камень самотождественности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

6. Ранняя зрелость: близость – изоляция. Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и "устройство". Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком как в социальном, так и в половом плане. До этого времени большинство проявлений полового поведения индивидуума были мотивированы поиском самотождественности Я. Напротив, раннее достижение своей самотождественности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится близость, а на противоположном – изоляция.

Эриксон использует термин "близость" как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду близость как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно близости, то есть способности "слить воедино вашу самотождественность с самотождественностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе". Именно этот аспект близости Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Однако, заявляет он, настоящее чувство близости невозможно испытать до тех пор, пока не достигнута стабильная самотождественность. Напротив, подростковая "любовь" может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную самотождественность, используя для этой цели другого человека.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с близостью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства близости – например, препятствуют близости условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса близость-изоляция, – это любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в следующую стадию психосоциального развития.

7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство само-осуществления, возникающее у человека в связи с достижениями его потомков. Однако продуктивность присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство молодыми людьми.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. По Эриксону, она представляет собой "расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес". Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление – "кризис старшего возраста" – общеизвестно. Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Поздняя зрелость: цельность Я – отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, осмысление и оценка всех прошлых стадий развития Я.

Чувство цельности, сохранности своего Я проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: "Я доволен". Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти".

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить цельность своего Я. Недостаток или отсутствие цельности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "может случиться". Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых: "Судьба не принимается как остов жизни, а смерть – как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к цельности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания".

В книге "Жизненная вовлеченность в старости", написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении ощущения своей цельности. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Короче говоря, Эриксон настаивает на том, что пожилые люди, если они заинтересованы в сохранении цельности своего Я, должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Кто бы ни был автором периодизации жизненного пути личности –   Д. Эльконин, З. Фрейд или Э. Эриксон, все подчеркивают, что для полноценного становления личности, для снижения негативных кризисных явлений важно адекватное прохождения предыдущих этапов, адекватное воспитание в семье, школе, знания родителями и педагогами психологических особенностей каждого возраста, любовь к детям, предоставление, но не навязывание им возможностей проявить себя в любом виде человеческой деятельности, творчества из набора того многообразия деятельностей, который нужен для того, чтобы "найти себя".

Когда человек заканчивает школу, его жизненный путь становится более индивидуальным, поэтому дальнейшая классификация возрастных этапов жизни усложняется, однако психология выделяет, как правило, молодость (17-30 лет), часть которой –  юность (до 25 лет), основным достижением личности в конце периода молодости является взрослое самоопределение. Потом –   зрелость, которая продолжается примерно до 60 лет, затем наступает пожилой возраст. В каждом возрасте есть свои достижения, свои высоты, но и свои кризисы. Кризисы взрослости, пожалуй, менее изучены и менее освещены, чем кризисы становления, но они могут быть более острыми. Иногда жизненный кризис меняет черты характера человека, иногда человек решается полностью изменить образ жизни, вероисповедание, место жизни, семью и «рождается» снова (третье рождение личности), иногда это бывает неудачно. Бывают кризиса нереализованности, кризиса бесперспективности, кризиса опустошенности и другие. У них есть свои причины и поводы, но вы всегда должны помнить – из кризиса всегда есть выход, его может не замечать сам человек, тогда нужна помощь близких или специалиста. Психолог, психотерапевт, психоаналитик, близкий человек – те люди, которые помогут сделать так, чтобы человек сам нашел сильные стороны своей личности, способы преодоления жизненных трудностей и кризисов.

В народе говорят: человек сам кузнец своего счастья. Развитие личности осуществляется не только как спонтанный процесс, независимый от сознания человека. Это и активное отношение к саморазвитию, развитие собственных способностей, мировоззрения, это образование и самообразование, активная деятельность, самореализация в выбранной сфере деятельности, творчество. Девиз таких людей, которые имеют цели, стремятся к их достижению, сформулировал В. Каверин "Бороться и искать, найти и не сдаваться".

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 312.