Психосоциальное в человеке. Общее понятие о личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каждый ли человек является личностью? Когда она рождается? Личностью рождаются или становятся? Прежде чем отвечать на вопросы о личности, разберемся в основных понятиях, связанных с ней. По отношению к одному и тому же субъекту мы можем использовать понятие ”человек”, ”индивид”, ”индивидуальность”, личность”. Чем они отличаются? Существуют разные подходы к пониманию личности, а значит разные ответы на данный вопрос. Пока же мы остановимся на позиции, сформировавшейся в отечественной психологии. Обобщая ее, Платонов К.К. дает следующие определения этим понятиям.

Человек – это живое существо определенного биологического типа, наделенное членораздельной речью и сознанием. В этом определении названы главные, отличительные от животных, признаки человека.

Каждый отдельный человек – это индивид. Индивид – человек, как природное существо, как представитель Homo sapiens, человеческого рода. Понятие "человек" объединяет нас, как наделенных человеческими признаками. Понятие "индивид" отделяет нас друг от друга и рассматривает как отдельных представителей рода. Каждый человек с рождения является индивидом, но в то же время и индивидуальностью.

Индивидуальность – своеобразие, непохожесть человека на других, его отличие от других представителей человеческого рода. Не случайно частое словосочетание – "яркая индивидуальность", но в тоже время индивидуальные черты есть у каждого человека. К индивидуальным особенностям относятся все отличительные характеристики человека: и цвет глаз, и особые рисунки на подушечках пальцев, и походка, и темперамент, и черты характера…, т.е. и биологические, прирожденные черты и приобретенные при жизни, в том числе и социальные (сформировавшиеся под влиянием общения с другими людьми)

Понятие "личность" ученые связывают с принадлежностью человека к обществу, с теми чертами, которые формируются у человека под влиянием других людей и в дальнейшем определяют его мировоззрение. Личность – это социализированный индивид. Личность, по определению Петровского А.В., это не все в человеке, а одно особое системное качество, появляющимся  в человеческой деятельности и общении, характеризующее человека со стороны его включенности в общественные отношения.

Именно человеческая деятельность и общение с другими людьми делают индивида личностью. Анализ случаев воспитания детей животными, случаев развития детей в условиях социальной изоляции показал, что у них не появляется этого особого качества, и жить в человеческом обществе таким детям трудно.

Во всех остальных случаях, при условии хотя бы небольшой обучаемости человек среди людей становится  личностью. Так все-таки личностью становятся или рождаются? Почему существуют разногласия в ответе на этот вопрос? Почему одни ученые считают, что личностью рождаются, другие – что рождение личности наступает в 3 года, третьи говорят о рождении «сознательной» личности в подростковом возрасте? По-видимому, речь идет о разных стадиях, о принципиальных моментах становления зрелой личности.

А личность бывает разной; сформировавшейся и развивающейся, здоровой или больной, творческой, активной или пассивной, –  но в любом случае гуманистическая психология признает, что каждый человек является личностью.

Предметом нашего рассмотрения сейчас является личность среди людей. Природа личности социальна, и иногда возникает вопрос: а существует она сама или она – это набор масок, с помощью которых человек играет свои социальные роли?

Теорию социальных ролей личности разрабатывали зарубежные ученые С. Холл, Дж. Мид, У. Джемс и другие психологи. Каждый человек является членом разных реальных социальных групп, например, студент является членом своей семьи, студенческой группы, компании бывших одноклассников, спортивной секции и т.п. И в любой из этих групп он занимает определенное положение – статус – которое определяет его права, обязанности и привилегии, а также он играет определенные роли соответственно статусу. Играешь роль начальника – командуй, но и отвечай, играешь роль товарища – помогай, но и можешь рассчитывать на помощь. Роли могут быть обусловлены местом человека в системе объективных социальных отношений – профессиональных, должностных, семейных – и в системе неформальных межличностных отношений - лидер, друг, приятель, враг. Роли могут быть активными, то есть они выполняются на данный момент, и латентными, то есть на данный момент не выполняются, но допускаются. Например, сейчас, на лекции, вы студент. Но латентно вы являетесь сыном ваших родителей, чьим-то другом и т.п.

Итак. статус – положение субъекта в системе социальных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии.

Роль – способ поведения людей в зависимости от их статуса соответственно принятым нормам.

Процесс выполнения нами социальных ролей, облегчение или затруднение "игры" зависит от многих факторов:

· Биопсихические качества человека – свойства нервной системы, темперамента. Например, подвижность нервных процессов оказывает содействие быстрому изменению ролей.

· Личностные ценности, идеальное "Я" – чем ближе роль к ним, тем легче ее играть.

· Представление о ролях и статусах в данной социальной группе. Например, в одной семье сын – это помощник матери, в соответствии с ролью он много трудится, помогает ей и по  дому, во второй семье – он баловень, и мать радуется,  только когда он доволен.

· Структура группы, ее внутренняя сплоченность: чем более сплоченная группа, тем требовательнее она к выполнению всех ролей в группе надлежащим образом.

· Система наград и санкций в группе: ее наличие и дифференцированность оказывают содействие выполнению ролей.

· Степень идентификации (отождествления) личности с группой: чем выше идентификация, тем с большим желанием человек хочет занимать в ней самый высокий статус, выполнять свои роли.

Не всегда процесс адаптации к роли, ее выполнению протекает безболезненно. Возможны конфликты личности, которые связаны с ролевым поведением, статусом человека:

· Если человек принимает участие в нескольких социальных группах, которые навязывают ей противоречивые образцы поведения. Например, образцы ответственного поведения в трудовом коллективе, образцы беззаботного поведения – в неформальной компании.

· Участие в дезорганизованных группах, где нет четких социальных ролей, отсутствует система контроля – так бывает в некоторых студенческих группах.

· Противоречие между биопсихическими  качествами личности и требованиями роли, статуса. Так, роль руководителя часто требует терпения, выдержки, чего не хватает холерику, а также умения быстро реагировать, чего не хватает флегматику.

Роль – это не сама личность, скорее маска, за которой личность прячется. Человек одновременно выполняет несколько ролей, при этом остается одной личностью. Например, в рамках производственной среды человек выступает как рабочий, как член бригады, как член профсоюза, как рационализатор, в других средах – как мужчина, как отец, как друг и т.п.  Иногда роли, которые выполняются в неформальных отношениях, не менее важны в жизни человека, чем производственные роли. Так, спокойный и рассудительный человек нередко выступает в роли третейского судьи, решительный человек с организаторскими способностями исполняет роль вожака, кому-то достается роль "злого гения". Та или иная роль нередко навязывается человеку со стороны группы, так ученик в производственной бригаде всегда будет объектом шуток и розыгрышей, человек тихий, нерешительный может стать "козлом отпущения". К подобным явлениям должен быть готов и работник, и руководитель. Навязанные роли, как правило, не желательны для человека, поэтому должны изменяться коррекцией поведения самого человека, руководителя, неформального лидера, товарища.

В разных ситуациях человек выполняет разные роли, но в чем-то он постоянно остается сам собой. Те особенности личности, те черты, которые остаются относительно постоянными, определяются  как "Я". "Я" и роли, которые оно играет, связаны. Я ограничивает палитру ролей и возможности их выполнения. Каждая роль накладывает определенный отпечаток на "Я". Выполнение роли продолжительное время хорошо формирует некоторые психологические черты. В качестве примера можно привести профессиональные роли. У водителя такси развивается скорость реакции и общительность, у педагога – внимательность  и поучительность, у военного – пунктуальность и доминантность. Если человек при устройстве на работу предъявляет список своих бывших мест работы и должностей, он сообщает нам тем самым об исполненных  им ролях и предоставляет таким образом важную информацию о себе.

"Я" – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет личности ощущать себя субъектом своего состояния, действий, процессов, ощущать свою целостность и тождественность самой себе относительно своего прошлого, настоящего и будущего, это ядро личности.

Есть понятие "профессиональная деформация личности". Профессия может наложить такой глубокий отпечаток на личность, что человек отказывается от принятия другой роли. Поэтому так болезненно люди переживают не только потерю работы, но и предложение переквалифицироваться, овладеть другой специальностью, выполнять другие профессиональные роли. Психолог Гомклаури предлагал в порядке эксперимента, в деловой игре, прокурорам и адвокатам поменяться ролями. Это оказалось очень тяжело сделать, для кое-кого – неосуществимо.

Профессиональная деформация личности – это отражение профессиональной роли на личности, её поведении и в других ролях, например, семейных

Социальная роль и "Я" могут «накладываться» друг на друга, могут пересекаться друг с другом, могут быть отделены одно от одного. В отдельных случаях бывает полное вхождение в роль, когда человек отдается ролевому исполнению до конца, мобилизуя все свои человеческие ресурсы: полная самоотдача на работе, в спорте, на войне и т.п.  Большое значение в совпадении роли и "Я" играют другие люди. Общество даже специально создает ритуалы принятия той или иной роли с учетом психологического влияния этих ритуалов на вхождение "Я" в роль: при вступлении в брак, принятии присяги, посвящении в студенты, это религиозные обряды, корпоративные традиции, у некоторых народов – ритуалы посвящения в выполнение мужских ролей, женских ролей.

Бывают случаи, если роль и "Я" почти не связаны, не касаются друг друга. Так бывает, если человек равнодушен к какой-нибудь деятельности, но вынужден выполнять ее.

Таким образом, социальные роли можно рассматривать как что-то внешнее, иногда навязанное человеку, и как сторону ее личности. Роли, которые мы играем, связывают нас с социумом. Поэтому при работе с людьми важно обращать внимание на те роли, которые человек играл, которые он играет теперь, как он их играл и играет, как они отвечают "реальному Я" человека для того, чтобы включать человека в профессиональные роли, социальные игры или отказаться от этого с точки зрения эмоционального благополучия.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.