Структура личности. З. Фрейд
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знаменитый австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, работая с невротизированными личностями, задался вопросом, – откуда берутся неврозы? Что является причиной их возникновения? В поисках ответа на этот вопрос, в контексте психиатрической практики и философской позиции, в процессе изучения многих клинических случаев и родились представления З. Фрейда о трехкомпонентной структуре психической личности.

”Я” (Эго) – реальное сознание личности – то, что человек чувствует, переживает в данный момент, о чем он думает, чего он хочет; то, что он может рассказать в себе.

”Я” взаимодействует с двумя другими компонентами личности: ”Сверх-Я” (суперэго) и Оно (ид). Сверх-Я – система нравственных норм личности, впитанная вначале и с молоком матери, это его совесть или та ”Цензура”, сквозь которую пропускается все поведение человека. Сверх-Я может быть осознанно и неосознанно, работать ”автоматически”. Сверх-Я, таким образом, контролирует ”Я”, определяет, как можно и как нельзя себя вести и тем самым оказывает давление на ”Я”.

Оно” – это сфера бессознательного, это главный компонент личности, который является источником ее активности, мотивирует поведение человека. Основная мотивирующая энергия, заложенная в Оно – это сексуальная энергия (либидо). Именно ее выход в сознание контролирует Сверх-Я, подавляя то сексуальное поведение, которое считается не принятым в обществе, постыдным. Сверх-Я загоняет либидо обратно в Оно. В Оно загоняются и те психические травмы, которые чаще всего человек получает в детстве. Однако подавленные инстинкты, душевные конфликты не дают человеку жить спокойно, они прорываются в Я через воспоминание сновидений, ошибки, оговорки в устной и письменной речи, другими способами, они трансформируются в творческой и других видах энергии. В общем, чем дольше живет человек, тем большее давление оказывают на его Я с двух сторон Оно и Сверх-Я, а еще и общество с его моралью, с третьей стороны, в результате может возникнуть невроз. Однако, не все люди невротизированы. Что им помогает преодолеть внутренний конфликт? Защитные механизмы личности.

Психологическая защита нужна личности, чтобы уберечь себя от жизненных невзгод и снять состояние фрустрации. Психологически фрустрация проявляется в чувстве гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния или  гнева. Психологическая защита –  специальная, неосознанно действующая регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с внутренним конфликтом.

 Понятие "психологическая защита" было использовано З. Фрейдом для описание того, как разрешается конфликт между сознательным и бессознательным, К. Хорни использовала его при разработке проблемы защитной реакции на фрустрацию.

Вот некоторые из защитных реакций:

1. Отрицание – это стремление человека избежать новой информации, которая его  смущает и может повлечь за собой внутренний конфликт. При отрицании до сознания доходит только та информация, которая не противоречит представлениям человека. "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

2. Вытеснение – отвержение из сознания неприятных переживаний, которые все же сохраняются в бессознательной части нашей памяти. Вытесненные стремления могут проявляться неожиданно в оговорках, в сновидениях.

3. Рационализация – изобретение рациональных способов объяснения своих неудач, которые действительно произошли по другой причине. "Каждый раз меня задерживает муж, и я опаздываю на работу". "Приходится много работать, не хватает времени на личную жизнь".

4. Интеллектуализация, фантазирование – уход от реальности в мир соображений, в мир фантазий, представлений, мечтаний, который защищает от неприятностей реального мира, в котором возможно все.

5. Апатия – уход в себя, отсутствие интереса к окружающей действительности.

6. Сублимация – переориентация сексуальной или агрессивной энергии в социально одобряемые виды деятельности: физическую, спортивную, творческую. Это наиболее адаптивная из форм защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально значимому результату.

7. Проекция – это приписывание другим людям того, в чем человек не может признаться самому себе, отождествление окружающих с собой, своим внутренним миром. "Она все время хочет привлекать внимание мужчин", "он не может жить без того, чтобы не делать карьеру".

3. Идентификация – неосознанное перенесение на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, очень желаемых, но недоступных. Это разновидность проекции.  Каждый из нас идентифицирует себя не только с каким-то индивидом (часто – с матерью или отцом), но и с определенной группой, классом, психологическим типом. Основой идентификации является эмпатия как чувство эмоциональной общности с чувствами и состоянием значимой личности.

4. Компенсация – удовлетворение потребности в другой сфере, более достижимой. Неинтересная работа – есть хобби, неудачи в любви – есть спорт. Нет детей в браке, есть другие дети, которые нуждаются в помощи.

5. Регрессия – возвращение к примитивным формам поведения, которые ранее предоставляли возможность облегчить фрустрирующую ситуацию (грызть ногти, ругаться, драться).

6. Реактивное образование – механизм подмены одного стремления другим, противоположным. Так, человек, который хочет быть любимым, но не является им, выполняет роль нелюбимого (грубого, жестокого или такого, как он представляет себе эту роль).

Все защитные механизмы действуют бессознательно, часто в процессе импульсивного поведения, нельзя обвинять человека в этих формах поведения. Система психологической защиты играет важную роль в жизни человека, способствует сохранению его положительной самооценки, снятию фрустрации, тревоги. Однако в психологических защитах есть свои недостатки и слабые места, они могут опустить личность к примитивным формам поведения, приостановить развитие собственной индивидуальности. Некоторым людям нужна помощь психолога, психоаналитика. А также в работе с людьми не надо забывать о другом пути решения конфликтов и предотвращения фрустраций – это работа над собой, изменения в "Я-концепции", самоактуализация личности.

Таким образом, З. Фрейд считает, что личность – это внутренне противоречивый индивид, развитие и самочувствие которого определяется содержанием бессознательной сферы. Для анализа этого содержания З. Фрейд разрабатывает специальный метод – психоанализ – как основной метод психотерапевтической помощи невротизированной личности, заключающийся в проникновении психоаналитика в бессознательное пациента и дальнейшем сознательном анализе его содержания. С тех пор этим термином обозначается целое направление в психологии, признающее основные положения концепции Фрейда и развивающее метод психоанализа.

Неофрейдисты и современные психоаналитики уделяют большее внимание ”Я” и социальным факторам его развития. Они подчеркивают, что для формирования адекватной, внутренне согласованной личности в каждом возрасте важна воспитывающая среда. В детстве важна любовь к ребенку и адекватные отношения в семье, в подростничестве и юности – принятие референтной группой сверстников, в зрелости важна семья,  круг друзей и рабочий коллектив. А те внутренние проблемы, которые личность не может разрешать с помощью близких людей, им помогут разрешить психоаналитики – специалисты, владеющие психоанализом, способные заглянуть вглубь бессознательного и извлечь оттуда те конфликты, которые мучают личность.

 

Психосоциотипы.

 

Особенности поведения человека в обществе, его самочувствие, его взаимоотношения с людьми зависят также от его личностно-типологических характеристик, в том числе, от тех, которые являются прирожденными, например, от психосоциотипов. Психосоциотип определяет особенности общения личности с средой в зависимости от своих индивидуальных данных. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная известным психоаналитиком К. Юнгом.

Психосоциотип личности –  это врожденная психическая структура, которая определяет конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущение, интуиция и мышление и специфики преимуществ экстраверсии или интроверсии.

Согласно типологии Юнга  людей можно разделить на типы по  следующим характеристикам:

1) экстравертный (экстраверт) - интровертный (интроверт);

2) мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик);

3) сенсорный (сенсорик) - интуитивный (интуит);

4) рациональный - иррациональный;

Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен ко внешнему миру, к общению. Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен в себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, необщительный (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собою и своими мыслями).

Оба типа поведения абсолютно нормальные, они просто по-своему черпают силу и энергию. Они не должны надолго выходить за рамки своих преимуществ. Следует помнить, что интроверту следует предоставлять личное время для размышлений –  это объективно необходимо для него. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты извне проявляют себя лишь частично, они начинают раскрываться не сразу, а лишь при доверии окружению или в исключительных обстоятельствах.

Для мыслительного, логического типа характерно стремление понять, объяснить важные черты, закономерности событий, жизнь. Для эмоционального типа главное –  выражение отношения к событию, оценка события, принятие или непринятие  события, принятие решения относительно чувств, учитывая то, как это решение повлияет на другие, на межличностные отношения. Шкала "логический - эмоциональный" единственная, по которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин –  логики, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60% относят себя к этикам.

Сенсорному (ощущающему) типу свойственно принятие событий как реальности, как факта, как чувственного опыта (ощущение, восприятие), присуще умение воспринимать реальность; сенсорики отдают предпочтение конкретной информации, тому, что можно увидеть, почувствовать, потрогать, фокусируя внимание на фактах и деталях, критерием при принятии решения им служит здравый смысл и опыт окружающих, они далеки от фантазерства, они отдают предпочтение синице в руках, а не журавлю в небе.

Интуитивному типу присуща способность прогнозировать будущее развитие событий, присуще воображение, склонность собирать информацию произвольным путем, иногда прыжками, искать в ней свое содержание и взаимосвязи между разными явлениями, доверяя интуиции и предчувствию; при принятии решений они опираются на внутренний голос, собственную интуицию вне зависимости от того, как ведут себя в подобных ситуациях окружающие люди.

Рациональный тип –  это человек решительный, способный принимать решения с минимальным напряжением, четко понимая, почему именно такое решение принято, человек, который последовательно и настойчиво осуществляет свое решение, не изменяя его, склонен четко планировать и контролировать свою жизнь и даже жизнь окружающих. Люди рационального типа имеют тенденцию к тому, чтобы быстро выносить решение вместо того, чтобы учесть новую информацию, даже если эта информация говорит, что следует изменить решения.

Иррациональный или воспринимающий тип склонен накапливать информацию вместо того, чтобы поторопиться с решением, принятое решение может неоднократно меняться в зависимости от разных обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил решение. Такая гибкость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда адекватно понимается окружающими людьми.

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гибко изменять свое решение и поведение в зависимости от текущих ощущений или интуитивных предчувствий.

Людей с преимуществом логики или эмоций относят к рациональному типу; они склонны принимать четкие решения, для них суждение важнее, чем ощущение.

В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром, на которые могут опираться функции сенсорики, интуиции, логики и эмоций:

І канал –   наиболее могущественный, в наибольшей степени определяет тип человека: экстраверт или интроверт. По этому каналу человек получает наиболее полную информацию о мире.

ІІ канал называют продуктивным или творческим, –  это зона активного действия, направленная вовне.

ІІІ канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается очень чувствительной для постороннего влияния –  это точка наименьшего сопротивления, чувствительная болевая мозоль человека.

ІV канал –  суггестивный канал, по нему человек является максимально впечатлительным. Психическая функция, которая действует здесь, –  наиболее слабая из четверых каналов.

Кого вы узнали в себе: логика, интуита, сенсорика? Для определения психосоциотипов есть специальные тесты, их можно использовать, если у вас есть интерес и вы хотите в дальнейшей работе учитывать свои типологические особенности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 343.