Все интересные и важные психологические факты, с которыми вы познакомитесь в курсе психологии социального взаимодействия – про особенности и закономерности коллективного мышления, про совместимость или несовместимость темпераментов, характеров людей, про общение и отношения людей – были получены в психологическом и социально-психологическом исследовании с помощью методов этих наук. Основные организационные методы психологии – лонгитюдный, сравнительный и комплексный.
При использовании лонгитюдного метода (метода продольных срезов) ученые изучают развитие человека или группы людей долго, на протяжении года или нескольких лет, фиксируя изменения в психологии одного человека или группы людей, которые происходят под влиянием действующих факторов. Например, исследования экипажей морских судов, бригад строителей или коллективов офисных работников.
В исследованиях бригад используется также и сравнительный метод, например, сравнивают факторы, влияющие на эффективность работы, производительность труда двух бригад, на их психологический климат.
Выбирая комплексный метод исследования, ученые хотят изучить проблему с разных точек зрения, поэтому задействуют разные науки и их методы. Например, исследование причин напряженности в трудовом коллективе можно проводить с использованием экономических, социологических, психологических и даже физиологических методов, потому что причины могут быть разными. Проблемой выявления и развития способностей, одаренности личности занимаются как педагоги, так и психологи, и биологи, медики.
Разобравшись с тем, как будет проведено исследование, выбираем конкретные эмпирические методы обнаружения и регистрации социально-психологических фактов. Некоторыми из этих методов можете пользоваться и вы. Это самонаблюдение, наблюдение, эксперимент, анализ документов, продуктов деятельности, экспертные оценки, психодиагностические методы.
Наблюдение – это целенаправленное систематизированное восприятие объекта исследования с последующей фиксацией добытых фактов. Например, вариантом метода является метод одномоментных срезов. Изучению количества, состава, динамики микрогрупп в коллективе помогает фиксация таких моментов: выбор рабочего места, размещение людей в зале во время собраний, размещение в столовой, в рабочем помещении и т.д.
В социально-психологических исследованиях используется и вариант включенного наблюдения, при котором психолог работает в составе, например, бригады, изучая её социально-психологические особенности изнутри.
Метод научного познания, при котором исследователь активно манипулирует одной или несколькими переменными с регистрацией сопровождающих изменений в поведении человека, которого изучают, – это эксперимент.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность субъекта с целью изучения его особенностей при максимальном контроле хода и результатов деятельности. Экспериментальной социально-психологической методикой является, например, социометрия. Социометрическая методика, разработанная американским психологом Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью измерение степени сплоченности-разобщенности в группе, выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отверженный»; обнаружение внутри группы микрогрупп, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.
Метод анализа документов и продуктов деятельности позволяет изучать личность не прямо, а по фиксированных результатам ее деятельности. Например, конспекты студентов, их отчеты, курсовые проекты, рефераты, дипломные проекты позволяют определить уровень развития внимания, особенности памяти, мышления, воображения, креативности студентов. А в некоторых случаях – и их интересы, личностные черты. В исследованиях производственной психологии, например, при изучении психологического климата в рабочей группе, анализируются и объемы выполненных работ, и производительность труда, и текучесть кадров, так как эти показатели могут быть связаны не только с организацией производства, условиями труда, заработной платой, но и с социально-психологическими явлениями.
Метод экспертных оценок предполагает оценку психологических фактов с помощью экспертов – людей, компетентных в той сфере деятельности, которую они оценивают. Например, при экспертной оценке деловых и личностных качеств специалиста, руководителя, экспертами являются его подчиненные, сотрудники, руководители, которые достаточно хорошо его знают, взаимодействовали с ним в разных рабочих ситуациях. Всем экспертам в руки дают критерии и шкалы оценок, затем выводят среднестатистические оценки качеств личности.
Большую группу эмпирических методов социальной психологии составляют опросные методы: анкетирование, интервью, и, конечно, разные виды социально-психологических тестов – относительно коротких стандартизированных методик, которые позволяют за сравнительно небольшое время определить уровень развития и социально-психологические особенности личности и группы.
Для анализа и истолкования психологических фактов, полученных в исследовании с помощью любого метода, существуют качественные и количественные методы обработки результатов и их интерпретации.
Социально-психологическое исследование имеет большие возможности, оно позволяет изучить не только социальную психологию личности, но и особенности отношений в реальных группах.
ТЕМА 2. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
1. Психосоциальное в человеке. Общее понятие о личности.
2. Структура личности. К.К. Платонов
3. Социум и развитие личности.
4. Структура личности. З. Фрейд.
5. Психосоциотипы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.