Сознание и бессознательное. Коллективное бессознательное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  Высшим уровнем психической деятельности является сознание, ко­торое характеризует человека. Это способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека. Сознательная деятельность целенаправленна, волевая, и основана на абстрактно-логическом мышлении, способности вербализовать (выразить в словах) свое поведение, мысли, чувства. Важнейшими факторами и развития и проявления сознания являются речь и специфически человеческая деятельность. Носитель сознания способен рефлексировать. Рефлексия – это процесс самопознания человеком внутренних психических действий и состояния.

 Итак, речь, логическое мышление, воля, способность к рефлексии – основные характеристики сознания. Условием эф­фективной профессиональной деятельности является сознательное отношение к труду, осознание его значения, форм контроля, сознатель­ная оценка его результатов. Способность к рефлексии дает возможность человеку видеть себя со стороны, а, значит, соотносить свои мысли, замыслы, помыслы с природой, с продуктами мыслительной деятельности других людей. Способность к рефлексии играет немалую роль в становлении и развитии духовности человека. Духовность является признаком зрелой личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей (Д.А. Леонтьев).

       В то же время З. Фрейд сравнивает психику человека с айсбергом, верхняя, надводная часть которого –  это сознание, а нижняя – подводная – это бессознательное. Не все особенности, мотивы своего по­ведения человек осознает.  Бессознательное, по определению Петровс­кого А. В., –  это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных факторами, во влиянии которых человек не отда­ет себе отчета. В сложной структуре бессознательного, указывает Симонов П. В., есть надсознательное и подсознательное. Надсознательное –  явления высшего порядка, связанные с высшими формами психической деятельности, например, интуиция, без которой невоз­можно творчество. Процессы созидания некоторого интегрального продукта большого сознательного труда, которые не поддаются сознательно-волевому контролю, это и есть надсознание, по мнению Гиппенрейтер Ю.Б.

Подсознание роднит нас с природой, там "хозяйничают" рефлексы, инстинкты, вытесненные из сознания потребности, вторичные автоматизмы (навыки, привычки) и другие психические явления. Состояние бессознательной сферы психической деятельности человека тоже влияет на его труд, например, богатство навыков облегчает профессиональную деятельность, но большое количество нереализованных, подавленных потребностей за­трудняет жизнь человека.

Понятие коллективного бессознательного ввел К. Юнг. Это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга.

Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

Характеризуя коллективное бессознательное, К. Юнг выделяет такие его особенности:

1. своим существованием оно обязано исключительно наследственности;

2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3. его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы настолько близки инстинктам, что можно предположить, что они представляют собой бессознательные образы самих инстинктов. Являясь регулятором психической жизни, они выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

Архетип активизируется, когда возникает ситуация, ему соответствующая. Тогда, подобно инстинктивному влечению, вопреки всякому разуму и воле, он прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символически — через архетипический образ в психике индивида. Таковые обнаруживаются благодаря символам в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса.

С одной стороны, архетипы обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой — коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляясь в мифах, сказках, искусстве, выражают «дух эпохи».

Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные системы).

«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, — архетипы», — пишет Юнг.

Мифы народов — это проявление, проекция коллективного бессознательного. Поэтому исследовать его можно двумя путями: изучая мифологии, а также анализируя психику человека («аналитическая психология»).

Исследования мифов показали, что в них отражаются физические процессы, психические и жизненные ситуации, но не сами материальные явления запечатлеваются в виде образов, а вызванные ими эмоциональные, аффективные фантазии. Так, внешние условия (например, чередование дня и ночи, гром, буря и т. п.) вызывают аффективные фантазии (скажем, миф о герое в солнечной колеснице, которого на западе проглатывает дракон, а после борьбы с ночным змеем он рождается утром вновь).

Внешние психологические условия, например опасные ситуации, порождают эмоции и аффективные фантазии, а поскольку такие ситуации типичны, то в результате образуются архетипы, которые находят отражение в мифах, искусстве. Обычные и вечно повторяющиеся реальности человеческой жизни создают мощные архетипы: Мать, Отец, Женщина, Мужчина и пр.

«Образ Матери представляет собой архетипическое переживание, мать на бессознательном уровне вначале воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого, как могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает. Однако то, что многие мужчины неосознанно выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или, наоборот, противоположна его матери, — это факты совершенно реальные. Отец также представляет собой могущественный архетип, живущий в душе ребенка. Архетип Отца — это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип Отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить». В детстве сильно выражена бессознательная связь, единство детей с родителями, затем это бессознательное единство ослабевает, но полностью не исчезает, а во взрослой жизни у человека образуется новая личная бессознательная связь с другим — любимым — человеком. У мужчин проявляется архетип женщины — Анимы, у женщины — архетип мужчины (Анимус).

Чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура любимого человека выбирается в качестве положительной или отрицательной замены родителям. Архетип женщины — Анимы — это ее чувственный образ, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем многие из них до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения» и среди огромного числа женщин способны узнать и отыскать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы. Архетип мужчины — Анимус — это образ мужчины, каким его с давних пор знала женщина; это чувственный образ либо желанного мужчины, окрашенный в ореол героя, либо тирана, которого следует остерегаться.

Юнг полагал, что до тех пор, пока архетип не спроецирован на какой-то объект, он остается идентифицированным с человеком и помимо его воли в нем проявится; например, архетип анимы выражается в мужчине в виде необузданных эмоций. Сознательно они подавляются как женские черты, но в бессознательном накапливаются женоподобные качества, которые, прорываясь наружу, выдают в мужчине существование женского существа. Эти черты могут проявиться как необузданность чувств, капризы анимы, как самоубийства, как иррациональные чувства. У женщин бессознательный архетип анимуса помогает им проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение, которое на самом деле является иррациональным, логически необъяснимым, необдуманным суждением, — самым верным.

Таким образом, Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, хотя бы частично, на том биологическом факте, что в организме человека вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Архетипы обнаруживаются как символы в сновидениях, при психических расстройствах, в научном и художественном творчестве и т. д. С точки зрения Юнга, сновидения — это как бы окно в коллективное бессознательное, поскольку они имеют «свою собственную функцию и целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение (мотивацию)».

Количество архетипов, находящихся в коллективном бессознательном, может быть неограниченным. Однако особое место Юнг уделяет Персоне, Аниме, Анимусу, Тени и Самости.

Он отмечает, что архетип усваивается личностью, но он существует и вне ее. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует Персону (Маску). Сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, — это Тень.

Персона (от лат. «маска») — это показываемое лицо человека, то, как он проявляет себя в отношениях с людьми, какие социальные роли играет в соответствии с социальными требованиями. Персона служит тому, чтобы производить впечатление на других и утаивать от них истинную сущность личности. Как архетип, она необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Тень представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у нее есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. По мнению Юнга, функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, хотя в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с индивидуальным, образуя вместе с ним и иными системами психики единую психическую структуру личности. Согласно Юнгу, все эти различные уровни бессознательного и сознания и создают взаимосвязанные системы психики: Архетип «Я» составляет самую малую часть психики. Она выступает центром сознания, и именно к ней стекается весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание.

Я, Маску (Персону), Тень, Аниму, Анимуса и т. д. Их призвана объединить Самость.

Интегрирующий центр структуры, архетип единства и целостности Юнг и обозначил как Самость. Выступая в качестве интегрирующего начала, она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую цельность личности и обеспечить ее реализацию как субъекта. Самость — самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию.

Таким образом, в понимании Юнга, развитие Самости — это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация души — процесс сложный. Истинной уравновешенности структур личности достичь трудно или даже невозможно, по меньшей мере к этому можно прийти не ранее чем в среднем возрасте. Более того, архетип Самости не реализуется до конца, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души — и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — полная реализация Я, т. е. формирование единого, неповторимого и целостного человека.

Становление Самости происходит в процессе индивидуации — такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид совсем освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания и бессознательного. Движение каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни, включая и процесс индивидуации, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, полное развитие и выражение всех личностных элементов.

Вернемся к той науке, которая изучает наше бессознательное, сознание, душу человека и животных.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.