Определение психологии, ее объект и предмет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психология как наука и практика уверенно вошла в жизнь современного поколения. Еще не начав изучать ее как учебную дисциплину, вы уже встречали в интернет, телепередачах, в популярных изданиях психологические тесты, рекомендации психологов мужчинам и женщинам, руководителям, их комментарии относительно деятельности известных политиков или рекламируемых услуг, их отношение к религии, астрологии, другим важным и любопытным для людей явлениям.

Еще до изучения психологии студенты технического учебного заведения задают вопрос: а чем она полезна специалистам-производственникам?

Приведем пример. В цеху одного из заводов рабочие жаловались на тяжелую атмосферу, загазованность, связанное с этим удушье. Проверки показывали, что вентиляция работала исправно и допусти­мые санитарно-гигиенические нормы выдержаны. Но знание этого не изменяло мнения рабочих. Тогда психологи нарезали бумагу полоска­ми и прикрепили ее к вентиляции, которая проходила вдоль потолка. Бумажки двигались и шелестели, а работники увидели и услышали движение воздуха. Постепенно напряженность в цехе спала, люди успоко­ились. Кто, как не психолог, знает, что человеку надо не только от других, но и самому все видеть и слышать, лично убедиться в том, что все в порядке. Социум и личность не могут друг без друга, но и являются вечными оппонентами. Поэтому психология социального взаимодействия не проста.

Психология может не только успокоить человека, наладить психо­логический климат в коллективе, но и повысить производительность труда. Известные Хотторнские эксперименты, проведенные под руковод­ством американского социального психолога Элтона Мэйо, показали, что про­изводительность труда работников может быть повышена на 40% только за счет психологических факторов: отношения руководителя к работ­нику, благоприятных отношений в коллективе, осознания работником собственной значимости для предприятия.

Поэтому первое значение психологии для современного специалис­та –  практическое. Психология помогает решить реальные производственные проблемы, жизненные трудности, помогает человеку пра­вильно выбрать профессию, адаптироваться и в производственном коллективе, и в семье. Она учит человека эффективно взаимодействовать с руководителями, подчиненными, сослуживцами, дружить с людьми, отстаивать свои интересы, ладить в семье с многому другому.

Другое значение психологии – развивающее. Полученные психоло­гические знания человек примеряет к себе. Например, когда он узнает про характер, его типы, черты, то хочет понять, осознать свои черты, когда узнает про виды мышления – пытается понять особенности собственного мышления. Это возможно не только на основе са­монаблюдения, но и с помощью специального психологического инструментария – тестов и других психодиагностических методов. После изучения своих психологических качеств  человек может примерить к себе другие знания – какие преимущества и трудности в деятельности и общении связаны с его характером и мышлением, как их учесть в общении и трудовой деятельности, как развить себя? Таким образом, развивающее значение психологии тоже имеет практический эффект.

Третье – общекультурное значение психологии предполагает, что когда человек овладевает психологическими знаниями, он овладевает культурой, причем не только культурой своего народа, но и общечеловеческими культурными ценностями. Дости­жения современной психологии связаны с именами отечественных, зарубежных ученых, и принадлежат всем людям. Напри­мер, такие понятия как креативность, психоанализ, транзактный анализ знакомы многим людям у нас и за ру­бежом, с которым вы будете общаться.

Психология разрабатывает также и фундаментальные проблемы, что имеет и теоретическое, и практическое значение. Например, психофизиологическая проблема –  как соотносится идеальное психическое с материальным физиологическим? Как в материальном мозге образуется идеальная мысль? Поиск ответов на эти вопросы продолжается, и современные до­стижения психофизиологии, нейрофизиологии и нейропсихологии позволяют помочь больным с нарушениями высшей нервной деятельности.

Что же это за наука, которая имеет такое значение в нашей жизни и деятельности?

Термин "психология" в дословном переводе означает "учение о душе". Современную психологию можно определить как науку о психике и личности человека в конкретных условиях его жизни и деятельности, в общении с другими людьми, в сравнении человека и животных, в том числе и в  социально-психологическом аспекте, в сравнении нормы и патологии (Роговин М. С.).

Итак, основным предметом исследования в психологии является пси­хика. Одно из самых коротких естественнонаучных  определений психики содержит всего четы­ре слова. Психика –  субъективное отражение объективного мира. Это высшая форма его отражения. Отражение –  всеобщее свойство материи и может быть не только психическим. Когда железо взаимо­действует с водой и образуется ржавчина –   это химическое отраже­ние. Когда на пластилине мы делаем вмятину, происходит механичес­кое отражение. Когда стоим перед зеркалом, то видим свое физичес­кое отражение. Когда головки подсолнуха поворачиваются вслед за солнцем –   это активное, биологическое отражение. А почему психи­ческое отражение является высшей формой?  Одна из важнейших составляющих ответа на этот вопрос заключена в первом слове определения – это субъективное отражение, т.е., принадлежащее субъекту. Мы отражаем объективный мир по-разному, каждый –   по-сво­ему. Говорят: сколько людей, столько и мнений. Когда следователь опрашивает свидетелей какого-либо происшествия, среди их показаний нет двух абсолютно одинаковых.

Особенности психики позволяют ее носителю отражать окружа­ющий мир субъективно,  не пассивно, а регулируя свое поведение, взаимодействуя с этим миром.

Кто же наделен психикой? По поводу этого вопроса существует различные представления, гипотезы, теории. Так, панпсихизм считает, что психика (сознание) есть у всей природы, всего мироздания; биопсихизм – что она есть у всего живого: растений и животных; нейропсихизм связывает психику с носителями нервной системы, близкий к нему анималопсихизм приписывает способность к психическому отражению животным. Последние две точки зрения в наибольшей степени соотносятся с исследованиями современной естественнонаучной психологии. Психическое отражение характеризует всех животных, а значит, они и являются объектом исследования в психологии. Человек является объектом психологии не только как носитель психики, но и как личность, социальный индивид.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.