II . II . Репродуктивные методы

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умений и навыков пользоваться этими знаниями.

Для достижения второго уровня усвоения знаний (применение знаний по образцу или в сходной ситуации), приобретения умений и навыков, учитель должен системой заданий организовать деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщаемых им знаний и показать способ деятельности учащихся.

Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя является главным признаком репродуктивного метода.

Название метода характеризует деятельность ученика, но он предполагает и организующую деятельность учителя.

Для повышения эффективности репродуктивного метода дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль.

Определенную роль при осуществлении этого метода может играть алгоритмизация. Ученикам предъявляется алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий, в результате выполнения которых ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. Применение алгоритмов в обучении представляет собой одну из форм предъявления учащимся ориентиров для осуществления четко обозначенной деятельности.

Использование учащимися известного им алгоритма по заданию учителя характеризует прием репродуктивного метода. Первая попытка алгоритмизации была сделана Н.Ф.Талызиной. Элементом алгоритмизации в курсах истории, географии является заполнение контурных карт.

Применение алгоритмов важно, когда необходимо сформировать навык, состоящий из нескольких точно обозначенных операций, или когда целесообразно показать учащимся преграды и варианты, встречающиеся на пути выполнения действия (Выход из лабиринта). Повторение должно привести к автоматизации действия, т.е. к формированию навыков.

Алгоритм не является самостоятельным методом обучения, не может заполнить даже целостного его этапа, это лишь один из этапов приобретения информации.

Метод программированного обучения предполагает обучать шаг за шагом, не допуская разрывов в логике предъявления учебного материала, которые делают его непонятным.

Существует машинное и безмашинное программированное обучение.

Безмашинное:

1. Тетради с заданной основой (прописи, контурные карты, дневники наблюдений) - положительный результат достигается тем, что нет переписывания, нет потери времени.

2. Карточки для учащихся.

3. Программированные пособия и учебники.

В гуманитарных науках их пока нет, в точных науках есть по физике и химии. Материал дается на одной части листа, на другой части – пояснение, изложение дополнительной информации. Это самый эффективный метод, более дешевый для школы и более дорогой для государства.

Машинное:

Первоначально машинное обучение строилось по принципу разработки отдельных машин для различных нужд.

1. Машины - информаторы (справочные - автоматы на вокзалах).

2. Машины - экзаменаторы, (тестирующие машины при получении водительских прав).

3. Машина – репетитор (при работе на таких машинах учащиеся проверяют и тренируют свои знания, умения и навыки).

Все эти машины имели высокую стоимость и были экономически невыгодны для школ. Сейчас другой подход к программированному обучению - персональные компьютеры, в которых используются различные программы. Они очень эффективны, но, к сожалению, используются недостаточно.

Причин этого можно выделить несколько: малое количество обучающих программ, их высокая стоимость, неподготовленность учителей.

Сейчас появляется большое количество информационных программ на CD ROM.

Важными методами обучения являются методы семинарских и лабораторных работ. Они имеют свои специфические задачи и соответствующую методику.

Семинарские занятия возникли давно, с появлением первых университетов. На семинарах слушатели участвовали в диспутах, которые помогали выработать умение доказывать, убеждать, отстаивать свою точку зрения. Содержание споров и диалогов нередко отличалось схоластичностью, но даже в этом случае имело место обучающее их воздействие.

Первоначально такого рода занятия использовались при изучении гуманитарных наук, но с конца XIX века они стали широко использоваться и в процессе изучения естественных наук.

Семинарские занятия в школе играют важную роль, как в теоретической подготовке школьника, так и в практической. Цель семинарского занятия - способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и проблем, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литературы, формировать навыки самообразования.

Семинарскому занятию должна предшествовать специальная консультация, на которой сообщается тема, план, список литературы, даются методические указания о целесообразной последовательности в подготовке, технике учебного труда.

Эффективности семинарских занятий способствует подготовка рефератов и практических заданий. Важен грамотно поставленный вопрос, целесообразна проблемная постановка вопроса, возбуждающая у школьников интерес и потребность найти научное объяснение рассматриваемым явлениям.

Методика семинарских занятий должна соответствовать уровню развития учащихся, характеру изучаемого материала. Важно регулировать активность аудитории, дать возможность проявить себя каждому, целесообразно использовать дифференцированный подход, стимулирующий участие в работе учащихся разных уровней развития мышления. Обязательное требование - не оскорблять и не унижать учащихся при высказывании точек зрения.

Отличительные и общие черты семинарских и лабораторных работ:

Общее:

1. Заранее даются вопросы, список литературы.

2. Заранее проводится консультация.

3. В конце учитель подводит итог.

4. Оценки ставятся только выступающим (в отличие от лабораторной работы по точным и естественным предметам, где оценки ставятся всем).

Отличия:

1. Лабораторная работа проводится по теме конкретного урока, семинар - итоговый урок темы, а потому вопросы к лабораторной работе даются не менее, чем за неделю, а к семинару -за несколько недель. (Пример лабораторной работы - "Битва под Кенигсбергом"; пример семинара - "Значение Великой Отечественной войны").

2. Организация проведения: на семинаре задается вопрос, и отвечает, тот из учащихся, кто знает ответ; на лабораторной работе - учащиеся разбиваются на группы (по своему желанию или по желанию учителя), каждой группе даются вопросы, 10 минут на обсуждение, выступает один представитель от группы, другие группы задают вопросы, дополняют, опровергают, спорят. Группы выступают по очереди. Учитель должен поинтересоваться точкой зрения остальных членов группы, мнением класса.

3. Реферативные сообщения и доклады подготавливаются и заслушиваются только на семинаре.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 18.