Таким образом, метод является системой осознанных, последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели

Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта.

Метод обучения предполагает взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектами изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.

 

2. Классификация методов обучения:

II . I .  Объяснительно-иллюстративные методы.

Основная цель этой группы методов - организация усвоения информации учащимися. Ряд дидактов называют его информационно-рецептивным, от слова "рецепция" - восприятие, так как в основе этого метода лежит психологический процесс восприятия.

Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию.

Информацию учитель может сообщить путем:

80. устного слова (беседа, рассказ, лекция, объяснение),

81. печатного слова (учебник, дополнительные пособия),

82. наглядных средств (карта, схема, аудиовизуальные средства),

83. практического показа способов деятельности (решение задач, доказательство теорем, способы составления планов, аннотаций и т.д.).

В результате использования этих методов учащиеся выполняют действия, необходимые для первого уровня усвоения знаний, т.е. они

84. слушают,

85. смотрят,

86. манипулируют предметами и знаниями,

87. ощущают,

88. читают,

89. наблюдают,

90. приобретают новую информацию,

91. соотносят ее с ранее усвоенной,

92. запоминают.

В педагогической литературе выделяют три уровня усвоения знаний:

Первый уровень - уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне проявляется в точном или близком воспроизведении.

Второй уровень - уровень применения знаний по образцу или в сходной ситуации.

Третий уровень - уровень творческого применения знаний, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономичных способов передачи, обобщения и систематизации опыта человека.

Рассмотрим наиболее распространенные методы этой группы: беседу, лекцию, рассказ, объяснение.

 

Метод беседы.

Беседа - это наиболее старый метод обучения, ее мастерски использовал еще Сократ. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями:

а) индуктивный - от частного к общему;

б) дедуктивный - от общего к частному;

в) эвристический - путем открытия.

Требования к вопросам учителя при изложении нового материала методом беседы:

─    вопросы учителя в беседе по изложению нового материала должны иметь логическую последовательность.

─    вопросы не должны содержать ошибок.

─    вопросы должны быть четкими, не громоздкими.

─    количество вопросов должно быть достаточным для изложения материала, но не слишком большим (5-6 при комбинированном уроке, 12-15 при уроке изложения нового материала).

─    если на основной вопрос ученики не могут дать правильного ответа, учитель задает серию дополнительных, если ответа снова нет, то учитель отвечает сам (не нужно затягивать паузу, ведь знаний по теме у учащихся нет).

При беседе по закреплению новых знаний к вопросам учителя предъявляются свои требования:

─    вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности;

─    вопросы могут содержать специально допущенную ошибку (дата, имя и др.).

Требования к ответам учащихся:

─    ответы должны быть полными;

─    ответы должны быть доказательными (или на основании того, что уже известно, или на основании результатов проведенного эксперимента).

Требования к организации беседы:

─    при беседе по изложению новых знаний ученики отвечают только по желанию (так как целью является не проверка знаний, а изложение нового материала);

─    ученики могут отвечать сидя, особенно, если идет катехизическая беседа (катехизис - вопросно-ответное вероучение, короткий вопрос - короткий ответ; например, вопросы о датах, понятиях).

Исключением является подростковый возраст, особенно у нового учителя, так как может привести к панибратским отношениям.

 

Метод школьной лекции.

Для учащих 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. В 9 классе лекцию можно использовать в 3-4 четверти, в 7-8 классах возможно только частичное использование при соответствующей подготовке учащихся.

Школьная лекция позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут.

Требования к лекции:

─  четкость постановки цели;

─  содержанием лекция должна решать поставленные цели и задачи;

─  лекция представляет собой образец логического изложения материала, доказательного, наполненного большим дополнительным фактологическим материалом;

─  лекция должна быть эмоциональной;

─  лекция обязательно конспектируется учащимися, а потому учитель должен:

ü    основные понятия, положения, выводы повторять 2-3 раза, на первом этапе - 3-4 раза,

ü    при повторении должен обязательно менять ритм лекции;

ü    предложить учащимся в тетрадях для конспектирования вводить широкие поля, куда при последующей работе над лекцией вносить пропущенную или дополнительную информацию;

ü    посоветовать учащимся, использовать разного цвета ручки или маркеры для подчеркивания;

ü    конспекты лекций учитель должен обязательно проверять на первых этапах использования этого метода.

─  лекцию необходимо разнообразить разными видами наглядности (схемы, кинофрагменты, магнитофонные записи и т.д.);

─  лекция должна соответствовать современным научным знаниям, не содержать фактических ошибок;

─  лекция должна учитывать возрастные особенности и психологический настрой учащихся;

─  речь учителя должна быть образцом изложения мысли;

─  лекция должна читаться в оптимистическом тоне, с доброжелательным отношением.

─  лекция должна читаться в определенном ритме: не менее 25 слов в минуту и не более 65 слов в минуту, самый удачный ритм для студенческой аудитории - 45-50слов в минуту, для школьников 30-35 слов в минуту.

 

Логико-педагогический план лекции:

I. Вводная часть. Здесь формулируются тема, цели, задачи лекции. Дается краткая характеристика проблемы. Раскрывается состояние вопроса, анализ дополнительной литературы, иногда устанавливаются связи с предыдущим материалом, делается небольшое вступление. Эта часть составляет 10-15% времени лекции.

II. Изложение нового материала. В этой части анализируются факты, освещаются события. Проводится демонстрация наглядных пособий. Дается характеристика различных точек зрения на эту проблему. Определяется своя позиция и аргументировано доказывается. Формулируются частные выводы. Показывается связь теории с практикой.

III. Заключение. В этой части формулируется основной вывод. Даются установки для самостоятельной работы, методические советы (как готовить домашнюю работу). Ответы на вопросы.

Метод объяснения.

Объяснение - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д.

Метод объяснения присутствует всегда при изложении нового материала, но его одного явно не достаточно.

 

Метод рассказа.

Рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Методом рассказа учитель излагает новый материал, если у учащихся нет опорных знаний для беседы, то есть, нет никаких знаний по данному вопросу.

Особенности: рассказ может предполагать частичную запись, остальные требования к нему предъявляются такие же, как и к школьной лекции.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод – это один из наиболее экономных способов передачи молодому поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 13.