Возрастные особенности применения наглядности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Начальные  классы Подростки Старшеклассники
Виды наглядности Естественная Звуковая Объемная Внутренняя Естественная (сокращается) Звуковая Объемная Внутренняя Экспериментальная Графическая (главная) Экспериментальная Объемная Звуковая Внутренняя

 

Доступность и посильность в обучении.

Принцип доступности и посильности тесным образом связан со знанием возрастных особенностей детей и лежит в основе разработки учебных планов и программ.

Посильность выдвигаемых перед учениками трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые являются движущей силой учения. Легкость обучения снижает интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха убивает интерес.

Правильно же определенная посильность обучения способствует ускорению общего развития учащихся. Обучение и учитывает уровень развития учащихся, и одновременно содействует повышению его, осуществляется так называемое развивающее обучение. А для этого обучение должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые лежат в зоне ближайшего развития (Выготский Л.С.) и которые можно и нужно проектировать.

Исследования показали, что недооценивались познавательные возможности учащихся начальной школы. В новые программы начальной школы введены ряд грамматических понятий, алгебраические приемы решения арифметических задач и т.п. Однако работа по определению оптимального соотношения между объемом, глубиной усваиваемых знаний и познавательными возможностями учащихся разных возрастов еще не закончена.

За рубежом некоторые психологи утверждают, что принцип посильности и доступности следует применять по отношению не к содержанию, а к методам обучения, что любому ребенку на любой стадии развития можно с успехом преподавать любой предмет в достаточно полноценной форме. Весь вопрос заключается лишь в методах преподавания этих знаний. Американский психолог Джон Бруннер взял группу шестилеток, не умеющих читать и писать, и научил, их за 1 год решать дифференциальные и интегральные уравнения, сейчас это программа I-II курса института. Как он это сделал - неизвестно, он не раскрыл своих методов. Но таким образом он доказал, что эта идея имеет право на существование. (Джон Бруннер. Процесс обучения. - М., АПН РСФСР, 1962г., стр.34).

В Америке пытаются перестроить курс математики. Создают курс новой математики, в который вводятся сложные абстрактные понятия (множество, равенство, неравенство и т.п.) при обучении детей самого младшего возраста. Все действия носят игровую форму. Результаты этих экспериментов пока еще не ясны.

Особенно важен принцип доступности и посильности знаний в связи с проблемой индивидуального подхода к учащимся в условиях массового обучения. В условиях одинакового обучения всех учащихся происходит нежелательная нивелировка (уравниловка) их знаний, в то время как у разных учеников одного возраста - разные познавательные возможности и разный уровень развития познавательных сил.

Индивидуальный подход строится на принципе стимулирования интересов сильных к более углубленной работе при обязательном доведении слабых до общего, требуемого программой уровня. Это достигается повышением уровня трудности в индивидуальных заданиях, предлагаемых более сильным учащимся, оказания всемерной помощи слабым путем втягивания их в коллективную работу, применения различных средств активизации обучения и дачи посильных заданий, использование товарищеской взаимопомощи самих учащихся и т.п.

Прочность знаний. Пути достижения прочных и действенных знаний.

Принцип прочности предполагает прочное усвоение знаний, которые должны стать достоянием учащихся. Учащиеся должны уметь воспроизводить знания и пользоваться ими как в учебных, таки в практических целях.

Для реализации этого принципа особое значение имеет выделение главного, отделение его от второстепенного, от деталей. Это достигается подчеркиванием главного при разборе нового материала и его первичном закреплении. Эту цель должны преследовать задаваемые на дом или выполняемые в классе упражнения, на этом же должно быть сосредоточено внимание при повторении и систематизации пройденного материала.

С принципом прочности знаний тесно связан вопрос о заучивании и запоминании.

В школе широко распространено заучивание наиболее нужного материала, формулировок, дат, цифровых данных и т.п. Часто это бывает необходимо: заучивание стихотворений, некоторых правил, теорем, формулировок; ученикам необходимо объяснять необходимость такого заучивания, обучать их приемам заучивания и запоминания. Но не нужно перегружать память школьников. Нет необходимости запоминать большое количество дат, размеры площадей, количество населения разных стран, огромное количество формул по математике, физике, химии. Нужно научить школьников пользоваться справочной литературой.

Для общей ориентировки достаточно знать относительно небольшое количество дат, цифр, формул и положений.

Для прочности усвоения и поддержания продуктивности умственной деятельности учащихся, большое значение имеет педагогически правильная организация их учебной работы. Непродуманное чередование видов учебной деятельности может стереть или ослабить результаты предшествующего учения. Необходимо чередовать уроки, различающиеся по характеру деятельности, и обеспечить равномерность нагрузки во все дни недели.

Перерывы должны быть достаточными для небольшого отдыха, но не слишком долгими, так как после длительных перерывов ученикам трудно включаться в работу. Отдых обеспечивается переключением от одного вида занятий на другой вид деятельности.

 

Принципы развивающего обучения.

Классические принципы дидактики в современной практике сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые обретают статус дидактических принципов.

В наше время, когда фонды наук обновляются весьма стремительно, трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Знания сегодняшнего дня «завтра» могут устареть и оказаться мало эффективными. Знаний завтрашнего дня у нас, естественно, нет. Но мы можем развивать интеллект обучаемых с установкой на восприятие завтрашних знаний. В этом и состоит основной принцип развивающего обучения – когда мы учим мыслить не только на фактологическом, но и на теоретическом, на методологическом уровнях, оснащая учащихся формами и методами самостоятельного добывания знаний. Этим мы сообщаем личности интеллектуальный и профессиональный динамизм. Очень важно, чтобы будущий специалист был подготовлен к генерированию профессиональных идей, к активному участию в научно-техническом прогрессе.

Несмотря на свою новизну, эти идеи в своем становлении связаны с именами Яна Каменского, Адольфа Дистервега, Константина Ушинского и других выдающихся педагогов прошлого. Во второй половине нашего века идеи развивающего обучения были осмыслены и внедрены в практику. Этот процесс связан с именами таких известных российских ученых – дидактов как Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И, Махмутов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Б.Эльконин, а также с плеядой талантливых педагогов-практиков – участников движения «педагогики сотрудничества» Ш.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталовым и др.

Принцип создания благоприятных условий для обучения. Имеется в виду создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимися, в коллективе обучающихся, профилактика стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций и др.

Принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения. Любой учащийся – новичок, будь то первоклассник, первокурсник, слушатель факультета повышения квалификации, аспирант первого года обучения, - в значительной мере не освоил объективных установок и требований, новых условий образовательного процесса. Важно постепенно преобразовывать их в субъектов этого процесса. Субъект образовательного процесса осознает и разделяет его цели, задачи и установки; имеет представление об основных функциях различных форм образовательного процесса; владеет наиболее распространенными процедурами образовательного труда; умело организует личный бюджет времени и самостоятельную деятельность; достигает высокой успеваемости с установкой на самообразование. Перефразировав известный афоризм, можно сказать: плохой ученик усваивает учебный материал в виде готовых истин главным образом при помощи памяти: хороший – овладевает логическим, системным мышлением и учится самостоятельно добывать знания.

Принцип опережающего обучения призван обеспечить определенный дидактический ритм преподавания и усвоения учебного материала. Суть в том, что при переходе от одной учебной темы к другой может образоваться своеобразный вакуум. В этом случае обучающимся необходимо некоторое дополнительное время для осмысления связи между предыдущей темой и последующей. Принцип оперережающего обучения заключается в том, что учитель стремится заблаговременно создать «мост» между темами таким образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить «плацдарм» темы предыдущей. И таким образом на месте возможного вакуума возникает динамический ритм процесса обучения. Блестяще реализовала этот принцип С.Н.Лысенкова.

Принцип опоры предполагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов – дидактических чертежей, которые представляют учебный материал в предельно свернутой, системной, эмоционально выразительной форме. Знакомясь с опорным конспектом, ученики овладевают практикой логически осмысленного, целостного усвоения материала. С опорными конспектами можно работать по прямой аналогии: в этом случае учащиеся получают готовый опорный конспект и по нему готовятся к следующему занятию. Работая по косвенной аналогии, педагог предлагает обучающимся осмыслить опорный конспект таким образом, чтобы самостоятельно воспроизвести его дома и соответственно подготовиться к следующему занятию. Работая по творческой аналогии, педагог разъясняет обучающимся системный характер изучаемого материала и предлагает им самостоятельно создать опорный конспект. Переход от одной из указанных форм работы к другой осуществляется постепенно. Время возможного перехода невозможно программировать заранее, ибо оно зависит от возраста обучаемых, характера их подготовки, уровня интеллектуального развития и т.д. Впервые этот принцип был реализован Н.Ф.Талызиной, но до совершенства его довел В.Ф.Шаталов.

Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучаемые работают на определенном пределе их умственных возможностей. Еще К.Д.Ушинский сравнивал развитие интеллекта с физическим развитием человека. И предупреждал, что без постоянного напряжения интеллект может уподобиться дряблым мускулам человека, не занимающегося физическими упражнениями, Принцип обучения на высшем уровне трудности побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил. Естественно, что предельный уровень трудности сочетается с принципом доступности. И, конечно, важна при этом профилактика переутомления учащихся.



ЛЕКЦИЯ 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ .

 

План.

1. Определение и структура методов обучения.

2. Классификация методов обучения:

3. объяснительно-иллюстративные методы обучения,

4. репродуктивные методы обучения,

5. частично-поисковые или эвристические методы обучения,

6. исследовательские методы обучения.

7. проблемные методы обучения,

8. Общий принцип сочетания методов в процессе обучения.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.