Различные виды самостоятельной работы на уроке.
Вклад кемеровских учителей:
Кабинетная система.
Итак, классно-урочную систему необходимо оставить. Для этого есть ряд причин:
Есть организационная четкость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса.
Системность и последовательность обучения.
Непосредственное эмоциональное взаимодействие учителя и учеников.
Взаимодействие между учениками.
Современный урок, условия, способствующие его проведению.
Проблемы современного урока :
1. Необходимо сообщить большой объем информации;
2. Развитие самостоятельности ребят и их познавательной активности;
3. Формировать не только критическое начало, но и конструктивное. Ломать - не строить.
Современный урок - четко организованная форма воспитательно-образовательной работы, включающая разнообразные коллективные и индивидуальные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления. Каждый урок - это законченный отрезок учебной работы.
Главная задача - реализация материала и получение отдачи от ребят.
Функции урока:
1. Образовательная, информационная функция, которая должна сочетаться с фундаментальными знаниями (усвоение новых понятий, формирование умений, навыков).
2. Развивающая функция - способствует развитию мышления, памяти и т.д.
3. Воспитательная функция - формирование определенных ценностей через эрудицию учителя.
Для реализации этих функций нужны следующие условия:
I группа - социально-педагогические условия:
а) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;
б) наличие хорошего коллектива ребят и правильно сформированных ценностных ориентаций;
в) наличие хорошего учебника и оборудования;
г) наличие хорошего психологического климата в коллективе.
II группа - психолого-дидактические условия:
а) высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному этапу обучения, т.е. нужна корректировка классов;
б) наличие достаточного уровня сформированности мотивов труда и учения, который бы обеспечил интерес к учебному процессу;
в) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
Требования к современному уроку.
1. Процесс обучения на современном этапе должен строиться на основании объективных законов психологии обучения и принципах дидактики.
2. Обеспечение единства воспитания и обучения, повышение воспитательной роли урока.
3. Определение целей и задач урока.
4. Рациональная структура урока, дозировка его содержания:
правильный подбор учебного материала (какой материал лучше использовать для коллективной и для индивидуальной работы);
целесообразный отбор методов и приемов для каждой части урока.
5. Высокий уровень научности, содержание должно соответствовать уровню современных достижений науки и современному процессу обучения.
6. Сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной и самостоятельной работы на уроке.
7. Обеспечение активности учащихся на уроке.
8. Продуманная система методов, приемов обучения для активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся, развития психических процессов, развития культуры письменной и устной речи. Необходимо использование современных методических технологий.
Методы:
1 группа - методы, которые стимулируют интенсивный умственный поиск учащихся и ведут к развитию мышления.
2 группа - методы, которые требуют заучивания материала и обусловлены развитием памяти.
Выбор методов зависит от следующих факторов:
содержания учебного материала,
характера дидактической цели,
уровня обученности учащихся,
уровня методического мастерства учителя.
9. Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке в процессе коллективной деятельности.
10. Осуществление на уроке "педагогики сотрудничества" - строго дозированная, постепенно уменьшающаяся помощь учителя на уроке.
11. Композиционное своеобразие урока.
12. Установление межпредметных связей.
13. Основные знания должны усваиваться на уроке.
14. Логическая последовательность в уроке - сочетание пройденного материала с новой, незнакомой информацией.
15. Непрерывность повторения пройденного материала.
16. Оптимальный психологический режим на уроке - доброжелательность, взаимопонимание.
Главным условием реализации всех этих требований является культура учителя.
Типы и виды уроков.
Типы уроков выделяются в зависимости от того, какие признаки взяты за основу.
Если в основе классификации лежат методы обучения - то типы уроков будут следующие: урок - лекция, урок - экскурсия. Если классификация строится по характеру познавательной деятельности - то типы уроков будут: урок первичного восприятия материала, урок образования понятий, контрольный урок. Таким образом, выделяется от 4 до 18 типов уроков.
Отдельно хочется остановиться на классификации типов уроков по М.И.Махмутову. В ее основе лежит цель организации занятий.
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
3. Урок обобщения и систематизации.
4. Комбинированный урок.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 289.