Проблемное обучение как основной путь активизации учащихся

Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение, так как оно позволяет вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность, благодаря как специально отобранным формам обучения, так и специально отобранным методам и приемам обучения.

Проблема - задача теоретического или практического характера, требующая своего разрешения.

С гносеологической точки зрения - проблема есть единство известного и неизвестного или единство известного с гипотетическим предположением.

С педагогической - это категория учебного познания, направленная на изучение закономерностей объективного мира, уже известных, открытых человечеством, но неизвестных для учащихся.

Основное методическое средство решения проблемы - систематическое и планомерное повышение уровня самостоятельности учащихся от урока к уроку. Усложнение характера занятий при большей самостоятельности учащихся.

Ряд отечественных и зарубежных авторов (болгарских, польских, американских, английских и др.) проблему понимают как задачу, выдвигаемую учителем, тем самым, отождествляя проблему с познавательной задачей. Необходимо отметить, что познавательная задача может быть использована и в проблемном обучении, но отождествление этих двух понятий неверно.

При проблемном обучении речь может идти об "учебно-познавательной проблеме". Такое название более соответствует целям, задачам и структуре проблемного обучения.

При постановке перед учащимися учебно-познавательной проблемы у них возникает противоречие между познавательными потребностями ее разрешения и наличием запаса знаний, умений, навыков. Чувство затруднения, возникающее в процессе создания проблемной ситуации, побуждает учеников к анализу данной ситуации, поискам путей ее решения, необходимости нахождения конкретных действий.

Активность мышления возникает лишь тогда, когда проблема "принимается", осознается учеником.

Учебно-познавательная проблема может быть принята учащимися, если она опирается на ранее известные им знания, умения, навыки, их жизненный опыт, если на основе определенных знаний анализируется новое явление, если известное используется как основа для расширения и углубления неизвестного или, если решение проблемы позволит ответить на интересующие их вопросы.

В разных типах уроков используются разные приемы. Например, в лекции:

47. систематическое усложнение содержания материала;

48. повышение сложности учебных заданий;

49. изменение способа деятельности учителя и учащихся.

Типы лекций для школьников:

50. Репродуктивно-поисковый: учитель в процессе изложения материала сам решает задачи. Учащиеся, следя за ходом рассуждения учителя, приобретают первый опыт теоретического мышления;

51. Частично-поисковый: ученик в ходе лекции отвечает на проблемные вопросы, выполняет проблемные задания, решает задачи, которые способствуют более глубокому проникновению в сущность теоретических вопросов, но учитель дает дробную систему вопросов по каждому этапу лекции, корректирует ответы учащихся;

52. Поисковый: учащийся сам решает цикл учебных задач.

 

Условия для решения учебно-познавательных проблем:

1. Ввести учащихся в жизненные явления, факты, предметы, требующие теоретического осмысления.

2. Создать жизненную ситуацию при организации определенной практической работы.

3. Побудить учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения ими самими проблемы.

4.  Сформулировать гипотезу и организовать исследование с целью решения проблемы.

5. Побудить учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

6. Разработать исследовательское задание и на его базе выдвинуть проблему.

7. В старших классах возможно и выдвижение проблемы на базе теоретического анализа:

а) побудить учащихся к обобщению понятий, которые изучались на предыдущем уроке;

б) побудить учащихся к обобщению фактического материала, изложенного самим учителем;

в) провести опыты с целью доказательства ранее изученных законов;

г) на базе сравнений и сопоставлений ранее известных понятий вывести новые понятия и прийти к новым выводам;

д) предварительно поставить эксперимент с целью подведения учащихся к открытию нового закона;

е) побудить учащихся к выводу новых понятий и обобщений по одному учебному предмету, но опираясь на знания из другого предмета;

ж) побудить учащихся к отысканию нового фактического материала для выводов новых теоретических позиций и др.

Учебно-познавательная проблема успешно принимается и осознается учащимися только тогда, когда она вытекает из необходимости познавательного процесса, из логики учебного процесса, из системы знаний, умений и навыков ученика в целом, т.е. когда проблема, выдвинутая учителем, становится проблемой ученика.

Достоинства проблемного обучения:

o проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

o проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

o проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

o проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

o проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

o проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

o проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

o проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

o проблемное обучение формирует творческую личность.

 

Определено 4 условия, при которых возможно выдвижение проблемы:

1. Наличие проблемной ситуации.

2. Наличие познавательной задачи или вопроса.

3. Наличие познавательного интереса у учащихся.

4. Наличие необходимых знаний у учащихся.

 

Условия, при которых выдвижение проблемы нецелесообразно:

I. Сложность материала (потребует много времени).

II. Материал абсолютно новый (нет опорных знаний).

III. Материал чисто фактический (нет проблемы).

IV. У учащихся нет интереса и нет необходимой базы знаний.

В ходе решения главной проблемы учитель может выдвигать промежуточные проблемы. Разрешая проблему, учитель выдвигает гипотезу, рассуждает, доказывает, опровергает, подтверждает примерами, фактами, опытами.

Потом выдвигается новая проблема. То есть, новые знания не должны даваться в готовом виде, а как бы наслаиваться. Знания добываются учеником активно, в процессе решения проблемы.

Для успешного осуществления проблемного обучения, учитель должен выработать у учащихся:

53. находчивость,

54. сообразительность,

55. упорство в работе,

56. умение трудиться,

57. настойчивость в достижении цели.

 

У себя учитель должен выработать:

58. умение постепенно усложнять познавательные задачи,

59. умение привлекать знания из других предметов,

60. умение строить процесс динамично, то есть промежуточные проблемы должны вытекать одна из другой,

61. научиться изменять структуру учебного процесса.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 21.