Упражнение «Что я люблю делать»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игра направлена для того чтобы лучше узнать друг друга. Для этого один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, если среди нас те, кто его понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий.

В первый раз имеет смысл помощь детям. Через некоторое время он поймут смысл игры и смогут полностью насладиться этой формой импровизации.

Упражнение «Интервью»

Для того чтобы установился хороший контакт с ведущим, очень важно знать о нем то, про что они время от времени думают или фантазируют.

Ведущий говорит: «Я хочу вам предложить игру. Вы получаете десять минут, на то чтобы узнать больше обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать вопросы. По очереди подходите и задайте вопросы. Затем я отвечу на них, но при этом и я буду задавать вам вопросы. С помощью этой игры мы лучше узнаем друг о друге».

Заключительная часть

Упражнение «Водопад»

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два три - раза глубоко вдохните и выдохните …Представь себе, что стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… ты чувствуешь, как расслабляется лицо, лоб, рот, мышцы шеи. Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу .Ты чувствуешь как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешь свежими силами…(30 секунд). Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил…Немного потянись, выпрямись и открой глаза».

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.

2. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого – педагогические условия развития коммуникативных способностей, и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – С. 132 – 136.

3. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. - 143 с.

4. Горбовская А.Ю. Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т.1 – С. 50 – 54.

5. Зотова И.В., Дурицкая В.С. Сюжетно – ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. – 2018. С. 49 – 52.

6. Кочелаева И.Ю. Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно – ролевой игре // Научный альманах. – 2016. - № 3 – 2. – С. 199 – 203.

7. Леонтьев, А. А. Психология общения – М.: Смысл, 1999. – 451с.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.

9. Митина Р.М., Жидова Л.А., Исаева Н.Н. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2016. – С. 154 – 155.

10. Мишина Н.В.Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Актуальные проблемы художественно – эстетического развития дошкольников. – 2015. – С. 86 – 88.

11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688 с.

12. Салюкова Л.В., Старшинина И.И., Гунбина А.Б. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности // Детство как антропологический, культурологический, психолого – педагогический феномен. – 2016. – С.424 – 430.

13. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч.рук. А. Г. Асмолов ; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. – М. : Просвещение, 2012. –205 с.

14. Фалунина Е.В. Фольклорное воспитание – как фактор развития линости ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. internet-конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2001. - № 10. - 50 с.

15. Холодилова Е.М., Зотова С.В. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. – С. 282 – 286.

16. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.

17. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие лич­ности ребенка,навыков общения со взрослыми и свер­стниками (для детей от 3 до 6 лет).- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. - 384 с.

18. Эльконин, Д. Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1985. – 384 с.

 

Методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова)

Для проведения эксперимента используется рабочее поле лабиринта и 8 машинок: 4 зелёных и 4 красных. Перед началом эксперимента взрослый ставит машинки (по 4) в чужой гараж: красные на зеленое поле лабиринта; зелёные - на красное.

Двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. Правила игры сводятся к трём требованиям:

· можно водить только по одной машинке;

· машины должны ездить только по дорожкам лабиринта;

· нельзя трогать машины партнера.

Интерпретация осуществляется на основе типа общения и сотрудничества детей со сверстниками:

1. Элементарное принятие детьми учебной задачи;

2. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры;

3. Возникновение действительного взаимодействия, но оно носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер;

4. Кооперативно – соревновательный тип взаимодействия;

5. Возникновение подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи;

6. Устойчивый уровень сотрудничества.

Ключ

1. Элементарное принятие детьми учебной задачи.

Дети, достигшие данного типа взаимодействия со сверстниками, не видят действий партнера. Нет никакого согласования действий. Они водят машины, гудят, сталкиваются, нарушают правила - не преследуют цели - поставить машины в гараж. Не принимают подсказок экспериментатора типа: «Договорились?», «Пусть сначала он проведет машину, а потом ты», «Машину этого цвета тебе нельзя трогать». Дети не огорчаются, если не достигают нужного гаража. Как правило, экспериментатору приходится прерывать игру, говоря, что время, отведенное им, кончилось. Дети этого типа никак не общаются между собой, не обращаются друг к другу.

2. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры.

Этот тип близок по общей картине вышеописанного. Характерно то, что они «видят» действия партнера, однако воспринимают их только как образец для некритичного «слепого» подражания. Отличает их то, что они уже не просто играют, а пытаются решить поставленную задачу. Наблюдается скованность движений, зажатость, неуверенность в себе. Они обращают внимания на подсказки взрослого, но не наблюдается эффективности их использования. Нет также ни предвосхищения результатов своих действий, ни поисков общих способов решения поставленной задачи. Часто дети соскальзывают на более низкий уровень - бесцельное вождение машинок по лабиринту и примитивную игру с ними. В отличие от предыдущего уровня развития общения, дети второго уровня сотрудничества эпизодически обращаются к партнеру, спрашивают: «А дальше как?», «Куда сейчас собираешься ехать?» и др.

3. Возникновение действительного взаимодействия, но оно носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер.

В каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машинки дети пытаются договориться и согласовать свои действия. В отношении же поисков общего способа решения задачи они беспомощны. Неоднократно повторяют одни и те же ошибки. Однако именно у них впервые возникают эпизодическое планирование своих действий и их ситуативное предвосхищение. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь для данной конкретной ситуации. Эти дети довольно активно общаются между собой. («Давай я проеду, а потом ты!», «Подожди, не ставь свою машину в гараж, дай мне выехать!» и др.).

4. Кооперативно – соревновательный тип взаимодействия.

Дети принимают и удерживают задачу, задающую контекст их деятельности, однако у них устанавливаются и сохраняются на протяжении игры стабильные соревновательные отношения с партнером. Участники впервые начинают воспринимать ситуацию задачи в целом. Устанавливаются определенные отношения с партнером, сохраняющиеся на протяжении всего эксперимента. Испытуемые относятся к своему партнеру как к противнику по игре, с которым у них противоположные позиции и интересы. Игра приобретает характер соревнования. Участники внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность и предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно как наведение на способ решения сложившейся задачи. Однако дети довольно часто повторяют одни и те же ошибки. Обращение детей друг к другу напоминает обычные обращения детей во время игры по принципу «Кто первый». В высказываниях звучат оценки положения своего и партнера. («У меня уже две машинки в гараже, а у тебя одна» и др.). Следует иметь в виду, что задача определить партнера и первым поставить машины в гараж, экспериментатором не ставилась.

5. Возникновение подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи.

У детей уже не наблюдается соревновательных отношений. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. У участников обнаруживается способность к совместному планированию и предвосхищению результатов действий не только своих, но и партнера. Однако такое планирование «за двоих» носит ситуативный характер, то есть дети заново планируют свои действия в каждой конкретной ситуации. Они не повторяют грубых ошибок, заранее пытаются избежать возникновения тупиковых ситуаций на игровом поле. Подсказка взрослого принимается адекватно, но ее использование также ситуативно. Дети, отнесенные к данному типу развития общения со сверстниками, активно сопереживают партнеру («Смотри, как я везу. Делай так же! Видишь, у меня уже две машинки в гараже?», «Давай я отвезу свою машину в сторону, а ты скорее провози свои машины» и др.).

6. Устойчивый уровень сотрудничества.

Дети, обнаружившие его, с самого начала относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнерами. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, начинают искать общий способ решения. Эти испытуемые планируют «стратегию» проведения машинок, составляют общий план действий своих и партнера. Они уже не повторяют своих ошибок. В подсказках взрослого дети, как правило, не нуждаются. Общение трудно фиксировать, так как во многом оно носит свернутый характер. Обычно кто - то из партнеров говорит: «Давай сначала отвезём твои машинки, а потом мои», а затем они сообща обсуждают конкретные способы проведения машин.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1549.