Глава I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ У ДЕТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра педагогики

 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

студента заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

1 курса группы 02021857

Губиной Анны Валерьевны

 

Допущена к защите «___» _________________2019 г. ________ ____________________  Подпись     (расшифровка подписи) Научный руководитель: к.п.н., доцент И.Б. Акиншина
Оценка______________________ «___» _________________2019 г. ________ ____________________  Подпись     (расшифровка подписи)  

 

 

БЕЛГОРОД 2019

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ У ДЕТЕЙ.. 4

1.1. Понятие «коммуникативные способности» в педагогической теории. 5

1.2. Особенности коммуникативного развития детей. 7

1.3. Понятие «игра». Возможности игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей. 10

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.. 13

2.1. Диагностика и определение уровня развития коммуникативных способностей 13

2.2. Программа развития коммуникативных способностей детей. 16

2.3. Оценка эффективности программы, направленной на развитие коммуникативных способностей у детей. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что дошкольное детство (возраст от 3 до 7 лет) является важным периодом развития личностных качеств ребенка. В эти годы складывается характер ребенка и привычки поведения. Уже с момента рождения ребенок начинает вступать в контакты с людьми. В период дошкольного детства ребенок учиться взаимодействовать и коммуницировать со своими сверстниками и взрослыми. По мнению исследователей, общение является одним из условий развития ребенка. От уровня развития коммуникативных умений зависит то, насколько успешно адаптируется ребенок в социуме.

Ведущей деятельность в дошкольном возрасте является игра. Ей в своих исследованиях уделяли внимание Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец и др. В среднем дошкольном возрасте содержанием игры становятся внешние социальные отношения [Шаповаленко, 2005]. В данном виде деятельности ребенок полностью раскрывает себя, а также развивает и реализует навыки общения в процессе взаимодействия с окружающими.

Объектом исследования выступают коммуникативные способности детей.

Предметом исследования является развитие коммуникативных способностей в среднем дошкольном возрасте.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и реализация программы развития коммуникативных способностей средних дошкольников на основе игровой деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы;

2. Провести диагностику и определить уровни развития коммуникативных способностей дошкольников;

3. Разработать и апробировать программу по развитию коммуникативных способностей дошкольников.

Теоретические методы исследования:

· изучение и анализ научно - методической литературы;

· изучение и анализ психолого – педагогической литературы;

· анализ.

На этапе курсовой работы применялись следующие эмпирические методы исследования:

· Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова);

· Методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова).

В качестве теоретических и методологических оснований нашего исследования выступили работы В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.С.Выготского и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных способностей может использоваться воспитателями, психологами, родителями и другими лицами, осуществляющими работу с дошкольниками.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, единого толкования дефиниции «коммуникативные способности» сегодня не существует: каждый исследователь рассматривал этот термин со своей точки зрения. Некоторые исследователи, например, О.М.Дьяченко и Л.В.Чернецкая говорят о том, что коммуникативные способности имеют иерархию, т.е. коммуникативные навыки имеют свою структуру.

В дошкольном возрасте существуют некоторые особенности в сфере общения со сверстниками или взрослыми людьми. Сегодня активно изучаются коммуникативные навыки дошкольников, что еще раз подчеркивает актуальность этой темы.

Для дошкольного возраста характерным является такой тип ведущей деятельности, как игра. С помощью игры ребенок учится взаимодействовать с социумом и получать те навыки, которые ему будут нужны во взрослой жизни. Существует достаточно большое количество игр (дидактические, подвижные и др.), но следует в работе с детьми использовать все, т.к. они дополняют друг друга.

Нами было проведено диагностическое исследование коммуникативных навыков у дошкольников, при обработке результатов которого нами были получены следующие результаты: у 53,8% дошкольников наблюдается средний уровень развития коммуникативных способностей; 30,8% детей имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей; у 15,4% детей наблюдается высокий уровень развития коммуникативных способностей. К сожалению, среди группы очень высокого уровня развития коммуникативных способностей выявлено не было.

Данные результаты подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования, и потребовали разработку и реализацию программы развития коммуникативных навыков у дошкольников. Из-за того, что время экспериментального исследования было ограничено, нам не удалось провести работу с детьми в полной мере.

После работы с дошкольниками мы провели повторную диагностику коммуникативных навыков, где выявляли типы сотрудничества между детьми. Несмотря на то, что программа реализована не в полной мере, мы получили положительные результаты. Практически у всех детей, у которых был изначально низкий уровень развития коммуникативных навыков, наблюдается кооперативно – соревновательный тип сотрудничества. Только у двух дошкольников было отмечено элементарное принятие учебной задачи (среди тех, кто обладал изначально низким уровнем развития коммуникативных способностей). У детей с высоким уровнем развития коммуникативных навыков можно заметить подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации задачи. У тех детей, кто имел изначально средний уровень развития коммуникативных навыков, наблюдается принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры.

Вышеизложенные результаты подтверждают эффективность разработанной нами программы. Чтобы получить более полные результаты, необходимо с детьми поработать длительное время. Кроме того, хочется сказать, что данную программу следует развивать.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Логос, 2013. – 223 с.

2. Валуйская О.А. Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. – 2018. – С. 68 – 70.

3. Волков В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка. – М: Академия, 2013. – 64 с.

4. Воронич Е.А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №21. – С. 321 – 323.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.

6. Дьяченко О.М. Что на свете не бывает? – М.: Мудрость +, 2012. – 185с.

7. Канапиева Е.А. Формирование коммуникативных навыков у детей в процессе игры // Синергия наук. – 2017. - №18. – С. 1313 – 1319.

8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.

10.  Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.

12. Савичева О.В. Комплекс игр для развития общения дошкольника // Международный студенческий научный вестник. – 2017. - № 4-3. – С. 318 – 321.

13. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2006. - 208 с.

14. Терехина С.В. Особенности развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в современной психолого – педагогической литературе // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2018. – С. 204 – 208.

15. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития (психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

17. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург, 1994. - 128 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)

Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.

Проявления Редко (1 балл) Чаще всего (2 балла) Всегда (5 баллов)

1. Коммуникативные качества личности

1.1. Эмпатийность: - ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; - выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).      
1.2. Доброжелательность - ребенок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.      
1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю"); - не "подхалимничает".      
1.4. Открытость в общении: - ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.      
1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.      
1.6. Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого.      

2. Коммуникативные действия и умения

2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками.      
2.2 Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?"); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.      
2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; - умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.      

 

Ключ

Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:

· никогда (0 баллов);

· редко (1 балл);

· чаще всего (2 балла);

· часто (4 балла);

· всегда (5 баллов).

В зависимости от количества баллов можно выделить 4 уровня коммуникативных способностей ребенка:

1. 116 – 145 баллов – очень высокий уровень;

2. 87 – 115 баллов – высокий уровень;

3. 58 – 86 баллов – средний уровень;

4. 29 – 57 баллов – низкий уровень.

 

Таблица 1

Имя, фамилия

Коммуникативные качества личности (количество баллов)

Коммуникативные действия и умения (количество баллов)

Э Д Н О К И О П О
1 Анна А. 12 14 8 9 8 4 9 8 18
2 Богдан О. 10 18 9 6 7 5 8 4 6
3 Ирина В. 9 5 6 7 5 4 7 5 8
4 Александра И. 9 7 8 8 6 3 9 5 7
5 Виктория А. 10 7 7 8 4 3 4 5 5
6 Николай Б. 11 9 9 6 8 5 8 8 7
7 Дмитрий М. 9 9 8 9 6 5 8 8 8
8 Оксана П. 10 7 10 9 7 3 8 8 6
9 Владимир С. 8 6 5 5 7 4 8 8 6
10 Игорь Г. 11 11 9 7 9 5 8 9 10
11 Полина Д. 9 6 6 5 5 7 9 9 8
12 Мария С. 13 10 9 11 7 7 9 10 12
13 Юрий О. 7 6 7 9 7 4 6 6 7

 

 

Таблица 2

Имя, фамилия Общее количество баллов Уровень развития коммуникативных способностей
1 Анна А. 90 Высокий
2 Богдан О. 73 Средний
3 Ирина В. 56 Низкий
4 Александра И. 62 Средний
5 Виктория А. 53 Низкий
6 Николай Б. 71 Средний
7 Дмитрий М. 70 Средний
8 Оксана П. 68 Средний
9 Владимир С. 57 Низкий
10 Игорь Г. 79 Средний
11 Полина Д. 64 Средний
12 Мария С. 88 Высокий
13 Юрий О. 56 Низкий

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет сегодня актуальную проблему [Кочелаева, 2016]. Необходимость развития коммуникативных способностей и умения правильного и корректного общения в обществе, помогут в достижении успехов в работе, а также в личной жизни [Митина, Жидова, Исаева, 2016].

 Формирование коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия.

Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка [Зотова, Дурицкая, 2018].

Проблеме общения были посвящены труды отечественных психологов, в том числе и современных: Л.С.Выготского [Выготский, 2005],  Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1985], М.И.Лисиной [Лисина, 1997], Л.В.Чернецкой [Чернецкая, 2005], А.А. Леонтьева [Леонтьев, 1999], Л.М. Шипицыной [Шипицына, 2008], Р.С. Немова [Немов, 2000] и другие.

Самым благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольный возраст. Это связано с тем, что отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада, во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит – его будущее [Салюкова, Старшинина, Гунбина, 2016].

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом [Мишина, 2015].

Развитие коммуникативных умений и навыков является главным необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка [Кочелаева, 2016]. Коммуникативные способности в развитии ребенка-дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение [Галигузова, 1992].

Развитие коммуникативных способностей - важное условие нормального психологического развития ребен­ка, основа эмоционального благополучия, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жиз­ни [Галеева, Топчинюк, Манзырева, 2016]. Коммуникативные умения необходимо формировать в дошкольном возрасте потому, что этот возраст является самым наиблагоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями [Холодилова, Зотова, 2015].

Процесс формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов [Акулова, Гогоберидзе, Гризик, 2012].

Умение контактировать с окружающими людьми является необходимым элементом самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности – это важное условие нормального психологического развития ребенка.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а так же на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [Фалунина, 2001].

Общение оказывает влияние на развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, способности к сопереживанию, а также формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Кроме того, общение оказывает положительное воздействие на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [Горбовская, 2015].

Цель коррекционной программы: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи коррекционной программы:

1. Помощь детям в установлении контакта друг с другом;

2. Создание атмосферы доброжелательности;

3. Стимуляция развития умения выражать свои мысли.

Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Занятия проводятся в группе из 13 человек. Работа включает в себя 20 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 – 40 минут.

К проведению занятий предъявляются следующие требования:

· наличие помещения для групповой работы с детьми (игровая комната);

· карандаши, ручки, фломастеры, краски, листы бумаги формата А4, мячик, клубок ниток, шляпа;

· ноутбук.

Для набора детей в группу проводилась диагностика, целью которой стало изучение уровня развития коммуникативных способностей. Для диагностики использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

Набор в группу осуществляется с учетом результатов проведенного исследования, а также по запросам воспитателей и родителей. Программа несет коррекционный и профилактический характер.

Коррекционная программа построена в игровой форме. Это обусловлено тем, что в период дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Примерная структура каждого занятия выглядит следующим образом:

1. Разминка (вводная часть);

2. Основная часть;

3. Подведение итогов (рефлексия).

Результатом эффективности программы развития коммуникативных способностей будет повышение уровня коммуникативных навыков у детей.

По окончании программы коррекционных занятий будет проводиться повторная диагностика для оценки эффективности работы. Для диагностики будет использована методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова).

 

Тематический план занятий

№ занятия Упражнения Цели и задачи Формы и методы работы Методическое обеспечение
    1 1. «Назови себя»; 2. «Меняются местами те, кто..»; 3. «Расскажи о себе»; 4. «Рука к руке»; 5. «Волшебный стул». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Активизация в речи нежных, ласковых слов.       Групповая работа в игровой форме     Игровая комната, стулья.
    2 1. «Паутинка»; 2. «Хороший друг»; 3. «Травинки». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Помощь детям в установлении контакта друг с другом; 3. Развитие у детей способности к сотрудничеству.     Групповая работа в игровой форме     Игровая комната, клубок ниток, листы формата А4, карандаши и краски.
    3 1. «Ласковое имя»; 2. «Комплименты»; 3. «Тропинка»; 4. «Танец шляпы». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Развитие согласованности действий с правилами; 3. Развитие у детей способности к сотрудничеству.       Групповая работа в игровой форме     Игровая комната, ноутбук, шляпа.
  4 1. «Волшебный клубок»; 2. «Цепочка слов»; 3. «Волшебная палочка»; 4. «Улыбка». 1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков.       Групповая работа в игровой форме   Игровая комната, клубок ниток, волшебная палочка, стулья.
    5 1. «Приветствие»; 2. «Кто ты?»; 3. «Замри». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков.     Групповая работа в игровой форме     Игровая комната.
  6 1. «Приветствие»; 2. «Что я люблю делать»; 3. «Интервью»; 4. «Водопад». 1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков; 3. Развитие воображение и состояния расслабления.     Групповая работа в игровой форме   Игровая комната, стулья.

 

Занятие 1

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы доброжелательности;

2. Активизация в речи нежных, ласковых слов.

Разминка

Упражнение «Назови себя»

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так как ему больше нравится, как называют дома или как хотел бы, чтобы называли в группе.

Основная часть

Упражнение «Рука к руке»

Дети должны парами, держась за руки, выполнять определенные движения, чья пара более точно выполняет движения, не отцепляя рук, та пара выигрывает.

Упражнение «Волшебный стул»

Ребенок садится на стул, и дети по очереди по кругу говорят нежные, добрые слова в его адрес.

Заключительная часть (рефлексия)

Дети садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия. Ведущий задает вопросы: «Что понравилось?», « Кому было трудно?».

Занятие 2

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы доброжелательности;

2. Помощь детям в установлении контакта друг с другом;

3. Развитие у детей способности к сотрудничеству.

Разминка

Упражнение «Паутинка»

Дети садятся в круг. У каждого есть возможность сообщить нам свое имя и что - нибудь рассказать о себе. Возьмите клубок в руки и начните рассказ. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и передайте клубок ребенку сидящему напротив. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять в руки клубок и передать дальше. Получается своего рода паутина. «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок ниток предыдущему называя его по имени.

Основная часть

Упражнение «Хороший друг»

Ведущий говорит детям: «Подумайте о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым вы на самом деле дружите. Если у вас такого друга еще нет, с которым вы на самом деле дружите, то ты можешь его себе вообразить. А можете подумать о том, с кем собираетесь дружить.

Подумайте и нарисуйте его на листе.

Упражнение «Травинки»

С помощью считалки выбирается наблюдатель. Остальные дети травинки. Задача наблюдателя выбрать лучшую травинку (ребенка который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания).

Педагог с небольшими остановками дает задание:

1. Медленно поднимите руки через стороны вверх

2. Потянитесь, как травинка тянется на встречу солнечному теплу

3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку

4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: из стороны в сторону, вперед назад

5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку из стороны в сторону, вперед назад

6. Затем ветер стихает – травинка замирает

7. Вновь ветер усиливается – травинка сильно раскачивается.

Заключительная часть (рефлексия)

Дети садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия. Ведущий задает вопросы: «Что понравилось?», « Кому было трудно?».

Занятие 3

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы доброжелательности;

2. Развитие согласованности действий с правилами;

3. Развитие у детей способности к сотрудничеству.

Разминка

Упражнение «Ласковое имя»

Ведущий говорит детям: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мяч попадет, называет свое ласковое имя. Важно запомнить, кто бросил вам мяч».

Когда все дети назовут свои имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый бросил вам, и произнести его ласковое имя.

Основная часть

Упражнение «Комплименты»

Дети по кругу говорят друг другу комплименты (например «я очень рад тебе, ты очень хороший и т.д).

Упражнение «Тропинка»

Дети берутся за руки, образуя круг, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

· «Тропинка» - дети кладут руки в центре своего круга;

· «Кочки» - вес приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется.

Упражнение «Танец шляпы»

Дети садятся в круг, при первых звуках музыки, они начинают передавать шляпу, надевая на голову соседа. Когда музыка прекратится, участник, на голове которого оказалась шляпа должен показать какое то движение, а все остальные повторить его. Если ребенок затрудняется, можно предложить взять себе пару и станцевать с ним.

Заключительная часть (рефлексия)

Дети садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия. Ведущий задает вопросы: «Что понравилось?», « Кому было трудно?».

 

Занятие 4

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности;

2. Развитие коммуникативных навыков.

Разминка

Основная часть

Упражнение «Цепочка слов»

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

С помощью считалки выбирается водящий. Он придумывает и называет любые 3-5 слов. Потом указывает на того ребенка, который будет повторять слова в заданной последовательности.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Заключительная часть

Упражнение «Улыбка»

Ведущий говорит: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза... Сделай это еще раз и улыбнись. Представь себе, что видишь перед собой на рисунке солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Когда ты сейчас снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней...Ощущай, как твои руки и ладони наполняются силой солнышка. Набери побольше воздуха, задержи дыхание, и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И ты потом сможешь вспоминать это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.  Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись в этой комнате».

 

Занятие 5

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы доброжелательности;

2. Развитие коммуникативных навыков.

Разминка

Упражнение «Приветствие»

Дети встают в круг и передают мягкое сердечко, здороваясь и называя друг друга ласковым именем.

Основная часть

Упражнение «Кто ты?»

Каждый участник придумывает себе какое - нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа). Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя "метлой", и строго предупреждает:

- Кто ошибется,

Тот попадется!

Кто засмеется,

Тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты?

- Метла

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал в детский сад?

- На метле и т.д

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибется (рассмеется), водящий меняется.

Упражнение «Замри»

С помощью считалки выбирается водящий – «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки»  удалять тех, кто пошевелится.

Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн.

Водящий произносит:

«Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри!»

Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри».

«Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.

Заключительная часть (рефлексия)

Дети садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия. Ведущий задает вопросы: «Что понравилось?», « Кому было трудно?».

 

Занятие 6

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности;

2. Развитие коммуникативных навыков;

3. Развитие воображение и состояния расслабления.

Разминка

Упражнение «Приветствие»

Дети встают в круг и передают мягкое сердечко, здороваясь и называя друг друга ласковым именем.

Основная часть

Упражнение «Интервью»

Для того чтобы установился хороший контакт с ведущим, очень важно знать о нем то, про что они время от времени думают или фантазируют.

Ведущий говорит: «Я хочу вам предложить игру. Вы получаете десять минут, на то чтобы узнать больше обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать вопросы. По очереди подходите и задайте вопросы. Затем я отвечу на них, но при этом и я буду задавать вам вопросы. С помощью этой игры мы лучше узнаем друг о друге».

Заключительная часть

Упражнение «Водопад»

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два три - раза глубоко вдохните и выдохните …Представь себе, что стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… ты чувствуешь, как расслабляется лицо, лоб, рот, мышцы шеи. Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу .Ты чувствуешь как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешь свежими силами…(30 секунд). Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил…Немного потянись, выпрямись и открой глаза».

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.

2. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого – педагогические условия развития коммуникативных способностей, и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – С. 132 – 136.

3. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. - 143 с.

4. Горбовская А.Ю. Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т.1 – С. 50 – 54.

5. Зотова И.В., Дурицкая В.С. Сюжетно – ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. – 2018. С. 49 – 52.

6. Кочелаева И.Ю. Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно – ролевой игре // Научный альманах. – 2016. - № 3 – 2. – С. 199 – 203.

7. Леонтьев, А. А. Психология общения – М.: Смысл, 1999. – 451с.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.

9. Митина Р.М., Жидова Л.А., Исаева Н.Н. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2016. – С. 154 – 155.

10. Мишина Н.В.Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Актуальные проблемы художественно – эстетического развития дошкольников. – 2015. – С. 86 – 88.

11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688 с.

12. Салюкова Л.В., Старшинина И.И., Гунбина А.Б. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности // Детство как антропологический, культурологический, психолого – педагогический феномен. – 2016. – С.424 – 430.

13. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч.рук. А. Г. Асмолов ; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. – М. : Просвещение, 2012. –205 с.

14. Фалунина Е.В. Фольклорное воспитание – как фактор развития линости ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. internet-конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2001. - № 10. - 50 с.

15. Холодилова Е.М., Зотова С.В. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. – С. 282 – 286.

16. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.

17. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие лич­ности ребенка,навыков общения со взрослыми и свер­стниками (для детей от 3 до 6 лет).- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. - 384 с.

18. Эльконин, Д. Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1985. – 384 с.

 

Методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова)

Для проведения эксперимента используется рабочее поле лабиринта и 8 машинок: 4 зелёных и 4 красных. Перед началом эксперимента взрослый ставит машинки (по 4) в чужой гараж: красные на зеленое поле лабиринта; зелёные - на красное.

Двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. Правила игры сводятся к трём требованиям:

· можно водить только по одной машинке;

· машины должны ездить только по дорожкам лабиринта;

· нельзя трогать машины партнера.

Интерпретация осуществляется на основе типа общения и сотрудничества детей со сверстниками:

1. Элементарное принятие детьми учебной задачи;

2. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры;

3. Возникновение действительного взаимодействия, но оно носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер;

4. Кооперативно – соревновательный тип взаимодействия;

5. Возникновение подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи;

6. Устойчивый уровень сотрудничества.

Ключ

1. Элементарное принятие детьми учебной задачи.

Дети, достигшие данного типа взаимодействия со сверстниками, не видят действий партнера. Нет никакого согласования действий. Они водят машины, гудят, сталкиваются, нарушают правила - не преследуют цели - поставить машины в гараж. Не принимают подсказок экспериментатора типа: «Договорились?», «Пусть сначала он проведет машину, а потом ты», «Машину этого цвета тебе нельзя трогать». Дети не огорчаются, если не достигают нужного гаража. Как правило, экспериментатору приходится прерывать игру, говоря, что время, отведенное им, кончилось. Дети этого типа никак не общаются между собой, не обращаются друг к другу.

2. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры.

Этот тип близок по общей картине вышеописанного. Характерно то, что они «видят» действия партнера, однако воспринимают их только как образец для некритичного «слепого» подражания. Отличает их то, что они уже не просто играют, а пытаются решить поставленную задачу. Наблюдается скованность движений, зажатость, неуверенность в себе. Они обращают внимания на подсказки взрослого, но не наблюдается эффективности их использования. Нет также ни предвосхищения результатов своих действий, ни поисков общих способов решения поставленной задачи. Часто дети соскальзывают на более низкий уровень - бесцельное вождение машинок по лабиринту и примитивную игру с ними. В отличие от предыдущего уровня развития общения, дети второго уровня сотрудничества эпизодически обращаются к партнеру, спрашивают: «А дальше как?», «Куда сейчас собираешься ехать?» и др.

3. Возникновение действительного взаимодействия, но оно носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер.

В каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машинки дети пытаются договориться и согласовать свои действия. В отношении же поисков общего способа решения задачи они беспомощны. Неоднократно повторяют одни и те же ошибки. Однако именно у них впервые возникают эпизодическое планирование своих действий и их ситуативное предвосхищение. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь для данной конкретной ситуации. Эти дети довольно активно общаются между собой. («Давай я проеду, а потом ты!», «Подожди, не ставь свою машину в гараж, дай мне выехать!» и др.).

4. Кооперативно – соревновательный тип взаимодействия.

Дети принимают и удерживают задачу, задающую контекст их деятельности, однако у них устанавливаются и сохраняются на протяжении игры стабильные соревновательные отношения с партнером. Участники впервые начинают воспринимать ситуацию задачи в целом. Устанавливаются определенные отношения с партнером, сохраняющиеся на протяжении всего эксперимента. Испытуемые относятся к своему партнеру как к противнику по игре, с которым у них противоположные позиции и интересы. Игра приобретает характер соревнования. Участники внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность и предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно как наведение на способ решения сложившейся задачи. Однако дети довольно часто повторяют одни и те же ошибки. Обращение детей друг к другу напоминает обычные обращения детей во время игры по принципу «Кто первый». В высказываниях звучат оценки положения своего и партнера. («У меня уже две машинки в гараже, а у тебя одна» и др.). Следует иметь в виду, что задача определить партнера и первым поставить машины в гараж, экспериментатором не ставилась.

5. Возникновение подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи.

У детей уже не наблюдается соревновательных отношений. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. У участников обнаруживается способность к совместному планированию и предвосхищению результатов действий не только своих, но и партнера. Однако такое планирование «за двоих» носит ситуативный характер, то есть дети заново планируют свои действия в каждой конкретной ситуации. Они не повторяют грубых ошибок, заранее пытаются избежать возникновения тупиковых ситуаций на игровом поле. Подсказка взрослого принимается адекватно, но ее использование также ситуативно. Дети, отнесенные к данному типу развития общения со сверстниками, активно сопереживают партнеру («Смотри, как я везу. Делай так же! Видишь, у меня уже две машинки в гараже?», «Давай я отвезу свою машину в сторону, а ты скорее провози свои машины» и др.).

6. Устойчивый уровень сотрудничества.

Дети, обнаружившие его, с самого начала относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнерами. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, начинают искать общий способ решения. Эти испытуемые планируют «стратегию» проведения машинок, составляют общий план действий своих и партнера. Они уже не повторяют своих ошибок. В подсказках взрослого дети, как правило, не нуждаются. Общение трудно фиксировать, так как во многом оно носит свернутый характер. Обычно кто - то из партнеров говорит: «Давай сначала отвезём твои машинки, а потом мои», а затем они сообща обсуждают конкретные способы проведения машин.

Таблица 3

Имя, фамилия Тип сотрудничества
1 Анна А. Подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации общей задачи
2 Богдан О. Подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации общей задачи
3 Ирина В. Кооперативно – соревновательный
4 Александра И. Подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации общей задачи
5 Виктория А. Элементарное принятие учебной задачи
6 Николай Б. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры
7 Дмитрий М. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры
8 Оксана П. Кооперативно – соревновательный
9 Владимир С. Кооперативно – соревновательный
10 Игорь Г. Принятие задачи, но отсутствие ее удержания на протяжении всей игры
11 Полина Д. Кооперативно – соревновательный
12 Мария С. Подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации общей задачи
13 Юрий О. Элементарное принятие учебной задачи

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра педагогики

 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

студента заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

1 курса группы 02021857

Губиной Анны Валерьевны

 

Допущена к защите «___» _________________2019 г. ________ ____________________  Подпись     (расшифровка подписи) Научный руководитель: к.п.н., доцент И.Б. Акиншина
Оценка______________________ «___» _________________2019 г. ________ ____________________  Подпись     (расшифровка подписи)  

 

 

БЕЛГОРОД 2019

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ У ДЕТЕЙ.. 4

1.1. Понятие «коммуникативные способности» в педагогической теории. 5

1.2. Особенности коммуникативного развития детей. 7

1.3. Понятие «игра». Возможности игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей. 10

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.. 13

2.1. Диагностика и определение уровня развития коммуникативных способностей 13

2.2. Программа развития коммуникативных способностей детей. 16

2.3. Оценка эффективности программы, направленной на развитие коммуникативных способностей у детей. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что дошкольное детство (возраст от 3 до 7 лет) является важным периодом развития личностных качеств ребенка. В эти годы складывается характер ребенка и привычки поведения. Уже с момента рождения ребенок начинает вступать в контакты с людьми. В период дошкольного детства ребенок учиться взаимодействовать и коммуницировать со своими сверстниками и взрослыми. По мнению исследователей, общение является одним из условий развития ребенка. От уровня развития коммуникативных умений зависит то, насколько успешно адаптируется ребенок в социуме.

Ведущей деятельность в дошкольном возрасте является игра. Ей в своих исследованиях уделяли внимание Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец и др. В среднем дошкольном возрасте содержанием игры становятся внешние социальные отношения [Шаповаленко, 2005]. В данном виде деятельности ребенок полностью раскрывает себя, а также развивает и реализует навыки общения в процессе взаимодействия с окружающими.

Объектом исследования выступают коммуникативные способности детей.

Предметом исследования является развитие коммуникативных способностей в среднем дошкольном возрасте.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и реализация программы развития коммуникативных способностей средних дошкольников на основе игровой деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы;

2. Провести диагностику и определить уровни развития коммуникативных способностей дошкольников;

3. Разработать и апробировать программу по развитию коммуникативных способностей дошкольников.

Теоретические методы исследования:

· изучение и анализ научно - методической литературы;

· изучение и анализ психолого – педагогической литературы;

· анализ.

На этапе курсовой работы применялись следующие эмпирические методы исследования:

· Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова);

· Методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова).

В качестве теоретических и методологических оснований нашего исследования выступили работы В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.С.Выготского и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных способностей может использоваться воспитателями, психологами, родителями и другими лицами, осуществляющими работу с дошкольниками.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

 

Глава I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ У ДЕТЕЙ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 504.