Понятие «игра». Возможности игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В дошкольный период у детей очень важное место в жизни принадлежит игре. Игра является доминирующим видом самостоятельной детской деятельности. Отечественные психологи и педагоги рассматривают игру как деятельность, которая обладает очень большим значением для развития личности дошкольника.

Игра способствует развитию действий и представлений, первоначальных навыков взаимодействия (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) [Михайленко, 2000: 4].

Игра является методом стимулирования его активности. В процессе игры ребенок вступает в такие отношения, до которых в других условиях он не достиг уровня необходимого развития, например, взаимный контроль и помощь, подчинение и требовательность [Михайленко, 2000: 5].

Существует большое количество игр, которые отличаются друг от друга уровнем самостоятельности ребенка, формами организации, а также игровому материалу [Козлова, 2015: 294].

Самой первой игрой, с которой сталкивается в своей жизни ребенок – режиссерская игра. Данный тип игр появляется в возрасте двух лет.

Режиссерская игра характеризуется наличием воображаемой ситуации. Ребенок в процессе игровой деятельности сам является режиссером: он придумывает содержание игры, выбирает ее участников и фантазирует по отношению к сюжету и событиям. Ребенок устанавливает правила игры. Такой тип игр отличается простотой. Благодаря режиссерской игре дети проявляют свою фантазию, осуществляют действия с различными предметами, а также усваивают последовательность игровых действий, изображая какие-то из знакомых ему по личному опыту событий, сюжетов из жизни (кормление кукол, купание, укладывание спать и т.п.) [Козлова, 2015: 303].

Такая разновидность игровой деятельности способствует обучению детей к открытому общению. С помощью такой игры не ребенок не боится первым вступить в диалог с партнером. Кроме того, происходит формирование самостоятельности в принятии решений, а также осмысленному и точному выражению своих мыслей.

Следующий тип игры – сюжетно – ролевая игра. С помощью таких игр ребенок может усвоить образцы и правила поведения в обществе, а также овладеть социальными умениями и навыками. Кроме того, у ребенка развивается воображение и способность понимать других людей. С помощью сюжетно – ролевой игры дети учатся ориентироваться в особенностях деятельности взрослых людей.

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны различать игровое и реальное пространство. Они могут принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

Когда ребенок выбирает для себя определенную роль, он передает особенности изображаемого персонажа через мимику, жесты и голос. Дошкольник учится взаимодействию со сверстниками, пробует себя в разных ролях и ситуациях.

С младшими дошкольниками можно организовывать инсценировки простых сказок, а также ситуаций из жизни детского сада, разного рода бытовые ситуации.

Игры с правилами – это особая группа игр, которая специально создана народной и научной педагогикой для разрешения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Козлова, 2005: 298].

Такие игры учат ребенок контролировать свое эмоциональное состояние, а также действия других детей. Благодаря играм с правилами происходит формирование у детей положительной самооценки и способности к коммуникации с окружающими.

Выделяют два вида игр с правилами:

· дидактическая игра;

· подвижная игра.

Дидактическая игра является важным средством процесса воспитания и обучения. Такие игры оказывают положительное влияние на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка. Кроме того, дидактические игры используются и в качестве самостоятельной игровой деятельности ребенка.

Именно в такой игре происходит формирование социально – значимых личностных характеристик ребенка. Кроме того, дети учатся самостоятельно принимать решения, а также происходит закрепление знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшем. Дидактические игры бывают нескольких видов: математическими, природоведческими, речевыми, словесными, играми с игрушками и предметам, настольно – печатными.

Эффективным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Они формируют характер дошкольника, способность контролировать свои эмоции, договариваться с другими детьми, уступать и подчинять собственные желания установленным правилам.

Подвижные игры подразделяются на несколько видов:

· по степени подвижности (малая, средняя, большая подвижность);

· по преобладающим движениям (прыжки, перебежки);

· по предметам, используемым в игре (мяч, ленты, обруч).

К дидактическим и подвижным играм можно отнести сюжетные игры, в которых детьми выполняются роли и бессюжетные [Козлова, 2005: 299].

Игра выполняет важное значение в развитии ребенка, она является эффективным средством для формирования коммуникативных навыков. Во взрослой жизни они позволяют успешно выстраивать межличностные связи, а также формировать широкие социальные связи и взаимодействовать с социумом [Канапиева, 2016: 1319].

В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игровая деятельность является главной сферой общения детей [Савичева, 2017: 318].

Таким образом, игра является главным видом деятельности детей. Игровая деятельность позволяет у ребенка развивать навыки социального взаимодействия, коммуникативные способности, что позволит успешно выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни с обществом.

 

 

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.