Особенности коммуникативного развития детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В развитии дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Благодаря им можно различать те или иные ситуации общения, а также понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свои поведенческие модели [Терехина, 2018: 2].

Дошкольное детство является чрезвычайно важным периодом развития человека.

По мнению Волкова Б.С. недостаточный уровень развития коммуникативных способностей связан с недостатком воспитанности доброты, культуры, а также с неустойчивыми духовно - нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к появлению у них негативных форм поведения, к возникновению конфликтных ситуаций.

Дети, стремясь к общению, очень часто не умеют вступать в контакт, выбирать нужные приемы общения со сверстниками, а также проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера.

Возможности акта коммуникации дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.

М.И. Лисина выделила две формы общения в дошкольном возрасте, общим для которых является выход за пределы непосредственной ситуации общения. Основным средством внеситуативного общения выступает речь [Шаповаленко, 2005: 216].

В возрасте 3 – 4 лет деловое сотрудничество меняется на познавательную форму общения. Дошкольник начинает задавать большое количество вопросов — о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает. Этот период еще называют «возрастом почемучек».

В этот период взрослый воспринимается ребенком как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому — нуждается в уважении.

В 3 - 4 года сверстник продолжает оставаться для ребенка участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера [Шаповаленко, 2005: 317].

К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В 4 – 5 лет сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества.

К 5 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение [Шаповаленко, 2005: 218].

Теперь хочется перейти к современным исследованиям коммуникативных способностей дошкольников.

По результатам исследования Валуйской О.А. можно сделать вывод о том, что у 20% детей дошкольного возраста наблюдается высокий уровень развития коммуникативных навыков. Это означает то, что дошкольники обладают способностью предугадывать действия партнера, согласовывать свои действия с другими детьми, внимательно слушать партнера и договариваться с ним.

У 40% детей замечен средний уровень развития коммуникативных навыков, что свидетельствует о неспособности к предугадыванию действий другого ребенка. Дошкольники со средним уровнем развития коммуникативных навыков умеют слушать и договариваться, но они не умеют эмоционально пристраиваться к сверстнику.

У 40% дошкольников отмечается низкий уровень коммуникативных способностей. Это говорит о том, что дети не видят действий партнера, они не общаются между собой или редко обращаются к партнеру. Отмечается, что дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков не способны к партнерскому диалогу, у них наблюдаются трудности, если хотят договориться друг с другом. Они не умеют слушать и сопереживать [Валуйская, 2018: 69-70].

Итак, в младшем и старшем дошкольном возрасте существуют некоторые особенности в сфере общения. Если ребенок не обладает достаточным уровнем коммуникативных навыков, то это значит, что родители не воспитали ребенка должным образом. В настоящее время активно изучаются особенности коммуникативных навыков у дошкольников.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.