Понятие «коммуникативные способности» в педагогической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В работах ученых представлены различные подходы к пониманию коммуникативных способностей [Воронич, 2015: 321].

Л.И.Божович говорила о том, что способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми [Божович, 2013: 27].

Так, А.В. Мудрик [Воронич, 2015: 321] под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологических особенностей индивида.

По мнению В.Д. Ширшова коммуникативные умения представляют собой совокупность коммуникативных действий, в основе которых лежит готовность к общению личности, адекватно использующей коммуникативные знания с целью преобразования реальности [Ширшов, 1994].

Е.В. Сидоренко утверждает о том, что коммуникативные умения – это освоенные личностью приемы, методы и способы восприятия и передачи коммуникативных сигналов [Сидоренко, 2006].

Ю.А. Каляева [Воронич, 2015: 321] понимает данную дефиницию как способ выполнения информативных, перцептивных и интерактивных действий, от которых зависит готовность личности к коммуникативному взаимодействию в ситуации общения.

Известно, что недостаточно сформированные коммуникативные навыки способствуют снижению удовлетворения потребности человека в акте коммуникации. Несомненно, это ведет к проблемам, связанным с положением личности в системе межличностных отношений.

Кроме того, несовершенство коммуникативных умений способствует появлению трудностей в общении у детей, а также оказывает влияние на развитие их личностных качеств. Именно поэтому важно приобрести умение строить диалог со сверстниками.

Люди различаются по своим коммуникативным особенностям так же, как они различаются по своей языковой, музыкальной, математической и любой другой одаренности. Несмотря на это большинство индивидов научаются говорить на родном языке, выполнять простейшие арифметические операции и узнавать знакомые мелодии.

О.М. Дьяченко, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, дает другое определение коммуникативных способностей. Они представляют собой комплекс взаимосвязанных качеств, которые обеспечивают уровень взаимодействия человека с окружающими. Таким образом, коммуникативные способности имеют иерархическую структуру [Дьяченко, 2012: 63].

По Л.В.Чернецкой [Чернецкая, 2005] коммуникативные способности содержат в себе три элемента: 

1. Потребность в общении, которая определяет желание ребенка вступать в контакт с людьми. Без такого желания общение невозможно. Отсутствие или недостаточное развитие этой потребности может быть связано с физиологическими или психологическими нарушениями. Последнее часто связывают с отрицательным воздействием социальной среды. Такой средой преимущественно является семейная среда.

2. Наличие знаний и представлений ребенка о нормах и правилах эффективного общения. Знание формируется в процессе взаимодействия со взрослыми. Они своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, а также то, как поддержать разговор и закончить его. Пути разрешения конфликтных ситуаций также могут продемонстрировать родители.

3. Умение применять знания об эффективном общении на практике. Этот компонент включает в себя навыки привлечения к себе внимания собеседника, доброжелательность и умение приводит аргументы в процессе общения. Умение правильно адресовать сообщение, а также навыки слушания, сопереживания и разрешения конфликтов также можно включить в этот элемент.

Только при наличии всех трех этих составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.

Реан А.А. выделяет в общении три компонента:

· коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);

· интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

· перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению) [Волков, 2013: 36].

Таким образом, хочется сказать, что единого толкования термина «коммуникативные способности» не существует. Разные исследователи рассматривают эту дефиницию с разных точек зрения. Л.В.Чернецкой выделяются три компонента коммуникативных способностей, без которых этот навык можно считать неразвитым. О.М.Дьяченко утверждает о том, что коммуникативные способности имеют сложную иерархическую структуру.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.