Результаты диагностического исследования уровня коммуникативных способностей у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 1

Имя, фамилия

Коммуникативные качества личности (количество баллов)

Коммуникативные действия и умения (количество баллов)

Э Д Н О К И О П О
1 Анна А. 12 14 8 9 8 4 9 8 18
2 Богдан О. 10 18 9 6 7 5 8 4 6
3 Ирина В. 9 5 6 7 5 4 7 5 8
4 Александра И. 9 7 8 8 6 3 9 5 7
5 Виктория А. 10 7 7 8 4 3 4 5 5
6 Николай Б. 11 9 9 6 8 5 8 8 7
7 Дмитрий М. 9 9 8 9 6 5 8 8 8
8 Оксана П. 10 7 10 9 7 3 8 8 6
9 Владимир С. 8 6 5 5 7 4 8 8 6
10 Игорь Г. 11 11 9 7 9 5 8 9 10
11 Полина Д. 9 6 6 5 5 7 9 9 8
12 Мария С. 13 10 9 11 7 7 9 10 12
13 Юрий О. 7 6 7 9 7 4 6 6 7

 

 

Итоговые результаты диагностического исследования уровня коммуникативных способностей у дошкольников

Таблица 2

Имя, фамилия Общее количество баллов Уровень развития коммуникативных способностей
1 Анна А. 90 Высокий
2 Богдан О. 73 Средний
3 Ирина В. 56 Низкий
4 Александра И. 62 Средний
5 Виктория А. 53 Низкий
6 Николай Б. 71 Средний
7 Дмитрий М. 70 Средний
8 Оксана П. 68 Средний
9 Владимир С. 57 Низкий
10 Игорь Г. 79 Средний
11 Полина Д. 64 Средний
12 Мария С. 88 Высокий
13 Юрий О. 56 Низкий

 

 

Программа развития коммуникативных способностей детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет сегодня актуальную проблему [Кочелаева, 2016]. Необходимость развития коммуникативных способностей и умения правильного и корректного общения в обществе, помогут в достижении успехов в работе, а также в личной жизни [Митина, Жидова, Исаева, 2016].

 Формирование коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия.

Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка [Зотова, Дурицкая, 2018].

Проблеме общения были посвящены труды отечественных психологов, в том числе и современных: Л.С.Выготского [Выготский, 2005],  Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1985], М.И.Лисиной [Лисина, 1997], Л.В.Чернецкой [Чернецкая, 2005], А.А. Леонтьева [Леонтьев, 1999], Л.М. Шипицыной [Шипицына, 2008], Р.С. Немова [Немов, 2000] и другие.

Самым благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольный возраст. Это связано с тем, что отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада, во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит – его будущее [Салюкова, Старшинина, Гунбина, 2016].

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом [Мишина, 2015].

Развитие коммуникативных умений и навыков является главным необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка [Кочелаева, 2016]. Коммуникативные способности в развитии ребенка-дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение [Галигузова, 1992].

Развитие коммуникативных способностей - важное условие нормального психологического развития ребен­ка, основа эмоционального благополучия, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жиз­ни [Галеева, Топчинюк, Манзырева, 2016]. Коммуникативные умения необходимо формировать в дошкольном возрасте потому, что этот возраст является самым наиблагоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями [Холодилова, Зотова, 2015].

Процесс формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов [Акулова, Гогоберидзе, Гризик, 2012].

Умение контактировать с окружающими людьми является необходимым элементом самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности – это важное условие нормального психологического развития ребенка.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а так же на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [Фалунина, 2001].

Общение оказывает влияние на развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, способности к сопереживанию, а также формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Кроме того, общение оказывает положительное воздействие на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [Горбовская, 2015].

Цель коррекционной программы: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи коррекционной программы:

1. Помощь детям в установлении контакта друг с другом;

2. Создание атмосферы доброжелательности;

3. Стимуляция развития умения выражать свои мысли.

Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Занятия проводятся в группе из 13 человек. Работа включает в себя 20 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 – 40 минут.

К проведению занятий предъявляются следующие требования:

· наличие помещения для групповой работы с детьми (игровая комната);

· карандаши, ручки, фломастеры, краски, листы бумаги формата А4, мячик, клубок ниток, шляпа;

· ноутбук.

Для набора детей в группу проводилась диагностика, целью которой стало изучение уровня развития коммуникативных способностей. Для диагностики использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

Набор в группу осуществляется с учетом результатов проведенного исследования, а также по запросам воспитателей и родителей. Программа несет коррекционный и профилактический характер.

Коррекционная программа построена в игровой форме. Это обусловлено тем, что в период дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Примерная структура каждого занятия выглядит следующим образом:

1. Разминка (вводная часть);

2. Основная часть;

3. Подведение итогов (рефлексия).

Результатом эффективности программы развития коммуникативных способностей будет повышение уровня коммуникативных навыков у детей.

По окончании программы коррекционных занятий будет проводиться повторная диагностика для оценки эффективности работы. Для диагностики будет использована методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова).

 

Тематический план занятий

№ занятия Упражнения Цели и задачи Формы и методы работы Методическое обеспечение
    1 1. «Назови себя»; 2. «Меняются местами те, кто..»; 3. «Расскажи о себе»; 4. «Рука к руке»; 5. «Волшебный стул». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Активизация в речи нежных, ласковых слов.       Групповая работа в игровой форме     Игровая комната, стулья.
    2 1. «Паутинка»; 2. «Хороший друг»; 3. «Травинки». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Помощь детям в установлении контакта друг с другом; 3. Развитие у детей способности к сотрудничеству.     Групповая работа в игровой форме     Игровая комната, клубок ниток, листы формата А4, карандаши и краски.
    3 1. «Ласковое имя»; 2. «Комплименты»; 3. «Тропинка»; 4. «Танец шляпы». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Развитие согласованности действий с правилами; 3. Развитие у детей способности к сотрудничеству.       Групповая работа в игровой форме     Игровая комната, ноутбук, шляпа.
  4 1. «Волшебный клубок»; 2. «Цепочка слов»; 3. «Волшебная палочка»; 4. «Улыбка». 1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков.       Групповая работа в игровой форме   Игровая комната, клубок ниток, волшебная палочка, стулья.
    5 1. «Приветствие»; 2. «Кто ты?»; 3. «Замри». 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков.     Групповая работа в игровой форме     Игровая комната.
  6 1. «Приветствие»; 2. «Что я люблю делать»; 3. «Интервью»; 4. «Водопад». 1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков; 3. Развитие воображение и состояния расслабления.     Групповая работа в игровой форме   Игровая комната, стулья.

 

Занятие 1

Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Создание атмосферы доброжелательности;

2. Активизация в речи нежных, ласковых слов.

Разминка

Упражнение «Назови себя»

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так как ему больше нравится, как называют дома или как хотел бы, чтобы называли в группе.

Основная часть

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.