Таблица 1
№ | Имя, фамилия | Коммуникативные качества личности (количество баллов) | Коммуникативные действия и умения (количество баллов) | |||||||
Э | Д | Н | О | К | И | О | П | О | ||
1 | Анна А. | 12 | 14 | 8 | 9 | 8 | 4 | 9 | 8 | 18 |
2 | Богдан О. | 10 | 18 | 9 | 6 | 7 | 5 | 8 | 4 | 6 |
3 | Ирина В. | 9 | 5 | 6 | 7 | 5 | 4 | 7 | 5 | 8 |
4 | Александра И. | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 3 | 9 | 5 | 7 |
5 | Виктория А. | 10 | 7 | 7 | 8 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 |
6 | Николай Б. | 11 | 9 | 9 | 6 | 8 | 5 | 8 | 8 | 7 |
7 | Дмитрий М. | 9 | 9 | 8 | 9 | 6 | 5 | 8 | 8 | 8 |
8 | Оксана П. | 10 | 7 | 10 | 9 | 7 | 3 | 8 | 8 | 6 |
9 | Владимир С. | 8 | 6 | 5 | 5 | 7 | 4 | 8 | 8 | 6 |
10 | Игорь Г. | 11 | 11 | 9 | 7 | 9 | 5 | 8 | 9 | 10 |
11 | Полина Д. | 9 | 6 | 6 | 5 | 5 | 7 | 9 | 9 | 8 |
12 | Мария С. | 13 | 10 | 9 | 11 | 7 | 7 | 9 | 10 | 12 |
13 | Юрий О. | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | 4 | 6 | 6 | 7 |
Итоговые результаты диагностического исследования уровня коммуникативных способностей у дошкольников
Таблица 2
№ | Имя, фамилия | Общее количество баллов | Уровень развития коммуникативных способностей |
1 | Анна А. | 90 | Высокий |
2 | Богдан О. | 73 | Средний |
3 | Ирина В. | 56 | Низкий |
4 | Александра И. | 62 | Средний |
5 | Виктория А. | 53 | Низкий |
6 | Николай Б. | 71 | Средний |
7 | Дмитрий М. | 70 | Средний |
8 | Оксана П. | 68 | Средний |
9 | Владимир С. | 57 | Низкий |
10 | Игорь Г. | 79 | Средний |
11 | Полина Д. | 64 | Средний |
12 | Мария С. | 88 | Высокий |
13 | Юрий О. | 56 | Низкий |
Программа развития коммуникативных способностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет сегодня актуальную проблему [Кочелаева, 2016]. Необходимость развития коммуникативных способностей и умения правильного и корректного общения в обществе, помогут в достижении успехов в работе, а также в личной жизни [Митина, Жидова, Исаева, 2016].
Формирование коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия.
Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка [Зотова, Дурицкая, 2018].
Проблеме общения были посвящены труды отечественных психологов, в том числе и современных: Л.С.Выготского [Выготский, 2005], Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1985], М.И.Лисиной [Лисина, 1997], Л.В.Чернецкой [Чернецкая, 2005], А.А. Леонтьева [Леонтьев, 1999], Л.М. Шипицыной [Шипицына, 2008], Р.С. Немова [Немов, 2000] и другие.
Самым благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольный возраст. Это связано с тем, что отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада, во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит – его будущее [Салюкова, Старшинина, Гунбина, 2016].
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом [Мишина, 2015].
Развитие коммуникативных умений и навыков является главным необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка [Кочелаева, 2016]. Коммуникативные способности в развитии ребенка-дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение [Галигузова, 1992].
Развитие коммуникативных способностей - важное условие нормального психологического развития ребенка, основа эмоционального благополучия, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни [Галеева, Топчинюк, Манзырева, 2016]. Коммуникативные умения необходимо формировать в дошкольном возрасте потому, что этот возраст является самым наиблагоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями [Холодилова, Зотова, 2015].
Процесс формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов [Акулова, Гогоберидзе, Гризик, 2012].
Умение контактировать с окружающими людьми является необходимым элементом самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности – это важное условие нормального психологического развития ребенка.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а так же на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [Фалунина, 2001].
Общение оказывает влияние на развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, способности к сопереживанию, а также формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Кроме того, общение оказывает положительное воздействие на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [Горбовская, 2015].
Цель коррекционной программы: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи коррекционной программы:
1. Помощь детям в установлении контакта друг с другом;
2. Создание атмосферы доброжелательности;
3. Стимуляция развития умения выражать свои мысли.
Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Занятия проводятся в группе из 13 человек. Работа включает в себя 20 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 – 40 минут.
К проведению занятий предъявляются следующие требования:
· наличие помещения для групповой работы с детьми (игровая комната);
· карандаши, ручки, фломастеры, краски, листы бумаги формата А4, мячик, клубок ниток, шляпа;
· ноутбук.
Для набора детей в группу проводилась диагностика, целью которой стало изучение уровня развития коммуникативных способностей. Для диагностики использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).
Набор в группу осуществляется с учетом результатов проведенного исследования, а также по запросам воспитателей и родителей. Программа несет коррекционный и профилактический характер.
Коррекционная программа построена в игровой форме. Это обусловлено тем, что в период дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
Примерная структура каждого занятия выглядит следующим образом:
1. Разминка (вводная часть);
2. Основная часть;
3. Подведение итогов (рефлексия).
Результатом эффективности программы развития коммуникативных способностей будет повышение уровня коммуникативных навыков у детей.
По окончании программы коррекционных занятий будет проводиться повторная диагностика для оценки эффективности работы. Для диагностики будет использована методика «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова).
Тематический план занятий
№ занятия | Упражнения | Цели и задачи | Формы и методы работы | Методическое обеспечение |
1 | 1. «Назови себя»; 2. «Меняются местами те, кто..»; 3. «Расскажи о себе»; 4. «Рука к руке»; 5. «Волшебный стул». | 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Активизация в речи нежных, ласковых слов. | Групповая работа в игровой форме | Игровая комната, стулья. |
2 | 1. «Паутинка»; 2. «Хороший друг»; 3. «Травинки». | 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Помощь детям в установлении контакта друг с другом; 3. Развитие у детей способности к сотрудничеству. | Групповая работа в игровой форме | Игровая комната, клубок ниток, листы формата А4, карандаши и краски. |
3 | 1. «Ласковое имя»; 2. «Комплименты»; 3. «Тропинка»; 4. «Танец шляпы». | 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Развитие согласованности действий с правилами; 3. Развитие у детей способности к сотрудничеству. | Групповая работа в игровой форме | Игровая комната, ноутбук, шляпа. |
4 | 1. «Волшебный клубок»; 2. «Цепочка слов»; 3. «Волшебная палочка»; 4. «Улыбка». | 1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков. | Групповая работа в игровой форме | Игровая комната, клубок ниток, волшебная палочка, стулья. |
5 | 1. «Приветствие»; 2. «Кто ты?»; 3. «Замри». | 1. Создание атмосферы доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков. | Групповая работа в игровой форме | Игровая комната. |
6 | 1. «Приветствие»; 2. «Что я люблю делать»; 3. «Интервью»; 4. «Водопад». | 1. Создание атмосферы спокойствия и доброжелательности; 2. Развитие коммуникативных навыков; 3. Развитие воображение и состояния расслабления. | Групповая работа в игровой форме | Игровая комната, стулья. |
Занятие 1
Цель: повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Создание атмосферы доброжелательности;
2. Активизация в речи нежных, ласковых слов.
Разминка
Упражнение «Назови себя»
Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так как ему больше нравится, как называют дома или как хотел бы, чтобы называли в группе.
Основная часть
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.