По первому вопросу «Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущений» обучающиеся должны уяснить, что восприятие – это непосредственное отражение предметов окружающей действительности. В отличие от ощущений на уровне восприятия отражаются не отдельные свойства предмета, а предмет в целом. Сходство восприятия с ощущением в том, что – это непосредственные процессы, то есть отражение объективной действительности происходит при ее непосредственном (без посредников) воздействии на анализаторы, без применений каких-либо специальных средств.
По второму вопросу «Виды восприятий» обучающиеся должны привести существующие классификации видов восприятия по следующим основаниям:
а) виды восприятия по анализаторам: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное (тактильное), вкусовое, двигательное;
б) виды восприятия по предмету отражения: восприятие движения, восприятие времени, восприятие пространства, восприятие текста.
Для профессиональной деятельности педагога большое значение имеет знание закономерностей восприятия текста.
Учащиеся часто должны на слух воспринимать большое количество информации. Однако далеко не все фиксируется в памяти обучающегося. Кроме того, в силу индивидуальных отличий восприятия (опыта, знаний, воображения, предпочтений и др.) у учащихся могут существенно различаться продукты памяти (см. задание № 1 к теме № 4).
По третьему вопросу «Целостность как фундаментальное свойство восприятия. Законы целостности» обучающиеся должны уяснить законы целостности, открытые в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка).
Первый закон целостности: «Целое не сводится к сумме частей его составляющих или целое не является совокупностью ощущений, возникающих при воздействии предмета на органы чувств человека».
На уровне восприятия мы отражаем не все признаки предмета, а в первую очередь те, которые нам нужды для его оперативного опознания. Эти признаки в совокупности образуют некий целостный образ, который выступает как общий ориентир для опознания предмета. Использование первого закона целостности позволяет избежать ошибок при проведении оперативно-розыскных действий. Так, в эксперименте М. Вудхеда, А. Беддели и Д. Симмондса (1979 г.) было установлено, что при опознании лиц людей испытуемые показывают значительно более эффективные результаты, если ориентируются не на совокупность признаков внешности человека (форма глаз, носа, цвет волос и т.д.: например, длинный нос, миндалевидные глаза, узкие губы и т.д.), а на обобщенный образ: «живой взгляд», «умное лицо», «лукавая улыбка».
В указанном эксперименте М. Вудхеда и др. испытуемые были разбиты на 2 группы. Одну группу (экспериментальную) обучали опознавать лица по детальным приметам. Другую (контрольную) не обучали.
Затем обе группы играли в игру «Таможенник», где по приметам должны были опознавать условных преступников. Вторая группа справилась значительно лучше, так как ориентировалась на целостный образ, составленный из наиболее значимых для опознавания примет.
Значение учета закона целостности в эффективном опознании людей можно проиллюстрировать в эксперименте (см. задание № 2 к теме № 4).
Второй закон целостности: «Часть, включенная в целое, кажется другой, чем при отдельном восприятии».
Третий закон целостности: «Наше восприятие достраивает часть до целого».
По четвертому вопросу «Константность восприятия. Виды константности» обучающиеся должны уяснить, что константность – это продукт индивидуального человеческого опыта. Это инвариантное (неизменное) отражение предметов окружающей действительности, независимо от меняющихся условий их восприятия. В качестве меняющихся условий могут выступать освещенность, расстояние до предмета, угол зрения (ракурс), под которым мы наблюдаем предмет. Виды константности можно представить в таблице.
Таблица
№ п/п | Виды константности | Какое условие восприятия предмета меняется? | Что в восприятии предмета остается неизменным |
1 | Константность цвета | Освещенность предмета | Цвет предмета |
2 | Константность величины (размера) | Удаленность от предмета | Величина, размер |
3 | Константность формы | Ракурс | Форма предмета |
При оценке свидетельских показаний с учетом феномена константности восприятие нужно иметь в виду следующие:
а) в темноте нельзя достоверно опознать цвет незнакомого предмета (например, автомобиля), но можно опознать цвет хорошо знакомого предмета;
б) трудно опознать человека по фотографии (даже самого себя), если на снимке человек снят в непривычном ракурсе (см.: задание № 4 к теме № 4).
в) нельзя правильно оценить в темноте (или в другой ситуации, где нет знакомых ориентиров) размер незнакомого предмета.
По пятому вопросу «Условия опознания человека как объекта восприятия» обучающиеся должны усвоить, что правильное опознание человека зависит от трех основных условий:
а) расстояние от наблюдателя;
б) условий видимости;
в) остроты зрения наблюдателя.
Например: в пасмурный зимний день, наблюдая приближающегося человека с расстояния 350 метров до 20 метров, группа испытуемых показала следующие результаты (см.: таблицу ниже).
Таблица (приводится по книге А.А. Бодалева)
Элементы внешнего облика
Дата: 2019-03-05, просмотров: 587.