МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ № 6
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По первому вопросу «Определение памяти» обучающиеся должны усвоить, что определение памяти дается через перечисление четырех процессов, входящих в ее состав, то есть память – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Предметом изучения психологии является только три процесса: запоминание, воспроизведение и забывание. Сохранение информации является предметом изучения нейрофизиологии.

По второму вопросу «Виды памяти» обучающиеся должны уяснить, что существуют несколько классификаций памяти.

1) По виду анализаторов выделяют: зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую, кожно-кинестетическую (тактильную) память;

2) По участию воли в процессах запоминания память бывает: произвольная, когда запоминание, воспроизведение и забывание осуществляются с участием волевых процессов, и непроизвольная, когда процессы памяти осуществляются без участия воли. Здесь имеют значение характеристики самого объекта запоминания: его новизна, необычность и т. д.

3) По времени хранения информации, память бывает: рабочая (кратковременная, оперативная) и долговременная. Концепция рабочей памяти была предложена А. Беддели и Г. Хитчем в 1974 г., авторами теории кратковременной памяти являются П. Линдслей и Д.Норман. Рабочая (кратковременная, оперативная) память содержит информацию, необходимую для осуществления текущей деятельности. Долговременная – постоянное хранилище информации. Р. Брауном и Д. Мак-Нейлом описан эффект «верчения на языке», который наряду с другими установленными в психологии памяти фактами свидетельствует о том, что забывание в рамках долговременной памяти отсутствует.

4) По точности воспроизведения информации: выделяют эйдетическую (фотографическую) память и смысловую. В эйдетической памяти информация представлена наиболее полно. В смысловой памяти отражаются только наиболее значимые для текущей деятельности факты.

5) По характеру объекта запоминания: память на лица, память на цифры, память на знаки, память на музыкальные тексты, память на словесные тексты и т.д.:

Произвольное запоминание является продуктов целенаправленной, осознанной деятельности человека. В работе следователя возникает необходимость тщательного изучения материалов уголовного дела. В процессе многократного повторения большая часть информации переходит в память. Однако часть информации «теряется» или не воспринимается сознанием в нужном аспекте. Иногда из-за этого нельзя ответить на вопросы, стоящие перед следствием.

В таких случаях помогает метод повторного изучения дела, а также привлечение для анализа материалов дела других людей, поскольку в силу апперцепции каждый отражает информацию индивидуально.

Выявите особенности индивидуального запоминания, при выполнении задания № 1 к теме № 6.

По третьему вопросу «Объем памяти» обучающиеся должны уяснить, что объем кратковременного запоминания равен 7±2 единицы. В психологии эта закономерность, называется еще «число Миллера», поскольку была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером. В качестве единицы для запоминания могут выступать предметы, люди, отдельные признаки предметов или людей, знаки, слова, словосочетания и др. Поэтому свидетель или потерпевший, воспроизводя событие, могут вспомнить не все, а только тот объем информации, который не превышает объем его индивидуальной кратковременной памяти. Это можно наглядно проиллюстрировать в эксперименте по запоминанию содержания картины (Штерн) (см.: задание № 2 к теме № 6).

Аналогичному закону подчиняется и запоминание текста. Для юриста важно правильно усвоить содержание правовой нормы. Однако при запоминании нормативного текста также теряется часть информации, превышающая объем памяти данного человека. Отсюда могут возникать ошибки в правоприменении (см.: задание № 3 к теме № 6).

По четвертому вопросу «Индивидуальные особенности памяти» обучающиеся должны усвоить перечень индивидуальных особенностей памяти:

а) эйдетические способности человека;

б) феномен Шерешевского;

в) особенности профессиональной памяти;

г) особенности памяти лиц, страдающих старческим психозом.

Эйдетическая (фотографическая) память встречается редко. Она представляет собой полное запечатление визуальной информации.

Феномен Шерешевского – это феноменальная память на знаковую информацию (цифры, буквы, слова), названа по имени обладателя этой памяти. Описал данный феномен А.Р. Лурия.

Профессиональная память связана с особенностями профессиональной деятельности, со сформировавшимися установками на запоминание типичной профессиональной информации, с опорой на систему профессиональных знаний и навыков.

Особый тип памяти присутствует у лиц, страдающих старческим психозом. Из-за размягчения мозга уничтожается более поздняя информация, закрепленная в памяти, и растормаживается более ранняя. Больные хорошо вспоминают детство, но не помнят, что было вчера.

 

По пятому вопросу «Приемы произвольного запоминания» студенты должны воспроизвести не менее пяти таких приемов.

1. Установка на запоминание (автор Радославлевич).

2. Многократное повторение материала (в просторечии «зубрежка»).

3. Пространственная организация материала.

4. Смысловая обработка материала.

5. Ключ к воспроизведению.

Ниже в таблице описана психологическая сущность этих приемов.

 

Таблица «Психологическая сущность приемов произвольного запоминания»

 

Название приема Психологическая сущность приема
Установка на запоминание Концентрация внимания, за счет которой уменьшается рассеивание внимания и уменьшается количество единиц для запоминания.
Многократное повторение материала Усиление следа в памяти, а сильный след легче воспроизводится.
Пространственная организация материала Уменьшение количества единиц для запоминания за счет их пространственной компоновки.
Смысловая обработка материала Уменьшение количества единиц для запоминания за счет объединения информации в смысловые куски.
Ключ к воспроизведению Соединение преимуществ двух приемов: пространственной организации материала и его смысловой обработки.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 6

Задание № 1 к теме № 6

Внимательно прочитайте главу 2 книги А. Дюма «Три мушкетера» (см.: приложение в конце этого пособия) целью запомнить как можно больше информации, заложенной в данной главе. Можно прочитать текст несколько раз, анализируя его содержание, что существенно увеличивает объем запоминаемой информации. После того, как Вы сочтете себя достаточно подготовленным к воспроизведению текста второй главы, ответьте на предложенные нами вопросы. После ответа на вопросы проанализируйте, почему часть информации осталась не воспроизведенной. Попробуйте еще раз проверить возможности своей произвольной памяти на материале третьей главы романа А. Дюма «Три мушкетера». Вопросы к этой главе приведены после вопросов ко второй главе.

Вопросы ко второй главе романа А. Дюма «Три мушкетера»

(«Приемная господина де Тревиля»)

1. Что оставил в наследство де Тревилю его отец?

2. Каков был девиз герба де Тревиля?

3. Перечислите основные качества де Тревиля как подданного короля.

4. Каковы были ощущения провинциала д’Артаньяна в доме де Тревиля?

5. Как можно было быстро продвинуться в очереди на прием к де Тревилю?

6. Какого цвета плащ и из какого материала был надет на Портосе?

7. Сколько Портос заплатил за свою расшитую золотом перевязь?

8. Отметьте, что относится к чертам характера де Тревиля?

а) интриганство; б) честность; в) мздоимство; г) храбрость.

9. Умел ли де Тревиль писать стихи?

10. Какие зубы были у Арамиса?

11. Как смеялся Арамис?

12. Какой взгляд был у Арамиса?

13. Что заставило замолчать всех находившихся в приемной де Тревиля?

14. Как назвал кардинала Ришелье Арамис?

15. Как относились мушкетеры к де Тревилю?

 

Вопросы к третьей главе романа А. Дюма «Три мушкетера»

(«Аудиенция»)

1. С каким акцентом говорил д’Артаньян?

2. По каким признакам де Тревиль определил, что д’Артаньян – умный человек?

3. Откуда родом д’Артаньян?

4. Какие условия зачисления в мушкетеры были закреплены в распоряжении короля?

5. Сколько денег было в у де Тревиля, когда он приехал в Париж?

6. Чему обучали в Королевской Академии, в которую хотел рекомендовать д’Артаньяна де Тревиль?

7. Какие черты характера определил по лицу Д’Артаньяна де Тревиль?

8. Почему д’Артаньян не взял рекомендательное письмо де Тревиля в Королевскую Академию?

9. Что за рана была у Атоса?

10. Как был одет Атос?

11. Почему мушкетеры подробно слышали, что происходит в кабинете де Тревиля?

 

Задание № 2 к теме № 6

Внимательно посмотрите на картину, постарайтесь как можно точнее запомнить ее содержание. Затем воспроизведите письменно то, что запомнили. После сравните запись с содержанием картины и подсчитайте количество единиц воспроизведенной Вами информации.

А. Транковский. Деревенский кулак (Шинкарь). 1879

Задание № 3 к теме 6

Прочитайте внимательно текст первого абзаца статьи 151 Гражданского кодекса РФ (текст статьи приведен ниже). Постарайтесь его запомнить. После прочтения воспроизведите текст письменно. Проанализируйте, сколько единиц информации Вами пропущено при воспроизведении и почему? К каким ошибкам в правоприменении могут привести неточности в воспроизведении  данной правовой нормы?

Текст для запоминания

Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 568.