МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ № 5
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По первому вопросу «Понятие мышления» обучающиеся должны уяснить основные признаки понятия мышления. Мышление – это опосредованное отражение связей и отношений между объектами и внутри отражаемого объекта. С помощью мышления можно отражать как внешний, объективный, так и внутренний, субъективный мир человека. Опосредованность – означает, что объекты и связи между ними отражаются с помощью специальных средств. Такими средствами являются понятия, суждения, умозаключения. Материальными носителями мышления выступают вербальные средства: слова, словосочетания, предложения, а также схемы, таблицы, формулы и т.п.

По второму вопросу «Виды связей, отражаемых с помощью мышления» обучающиеся должны усвоить три основных вида связей, устанавливаемых с помощью мышления:

а) внешние связи (выделяются с помощью органов чувств):

§ по цвету;

§ по форме;

§ по месторасположению (рядом, спереди, сзади и т.д.)

б) внутренние связи (выделяются с помощью логических средств):

§ для природных объектов – это способ их жизни или развития;

§ для человеческих объектов – это способ их употребления;

§ для искусственных объектов – это способ их описания.

Кроме того выделяются частные логические связи: «часть-целое» («рука-палец»), «предмет-средство действия», «причинно-следственные связи («туча-дождь»), «объект-продукт» («корова-молоко»), «антагонистическая связь» («черное-белое»), связь по принципу дополнения («рубашка-галстук») и др. (см.: задание № 1 к теме № 5).

По третьему вопросу «Виды мышления» обучающиеся должны уяснить, что в советской, а ныне в российской психологии наиболее распространенной классификацией мышления является классификация по принципу формы отражения:

§  наглядно-действенное мышление – это отражение связей между объектами и внутри их с помощью реального действия;

§ наглядно-образное мышление – это отражение связей между объектами и внутри их с помощью перцептивного действия;

§ словесно-логическое мышление – это отражение связей между объектами и внутри их с помощью логических средств: понятий, суждений, умозаключений.

Есть и другие классификации видов мышления, например, классификация Ж. Пиаже.

Ж. Пиаже описал следующие виды и подвиды мышления:

§ сенсомоторный интеллект;

§ репрезентативный интеллект;

§ конкретное мышление;

§ символическое мышление (умение разделять два плана: замещаемое и заместитель);

§ интуитивное мышление;

§ формальный интеллект.

По четвертому вопросу «Операции мышления» обучающиеся должны уметь перечислить основные операции мышления. К операциям мышления относятся:

§ анализ – разделение объекта на части с целью выявления связей между частями;

§ синтез – объединение частей объекта в целое на основании выделенных при анализе связей;

§ сравнение сопоставление частей объекта или объектов по общим и различающимся признакам;

§ классификация – разделение объектов на группы (классы) по общим признакам;

§ обобщение – объединение объектов в группы (классы) по общим признакам;

§ абстрагирование – отделение признака от объекта;

§ последовательность событий – упорядочивание фрагментов событий в соответствие с логикой природных или социальных законов (см.: задание № 2 к теме № 5);

§ сериация – расположение объектов в последовательность (ряд) в соответствие с формальной закономерностью;

§ иные операции.

Операции мышления делятся на простые и сложные. Сложные операции состоят из простых. Так, в операцию сравнения входят операции анализ и синтез. В операцию классификации входят: анализ, синтез и сравнение.

По пятому вопросу «Понятие о прямых и обратных операциях» обучающиеся должны знать, что деление интеллектуальных операций на прямые и обратные предложил Ж. Пиаже. Обратная операция является более сложной, чем прямая, поскольку включает в себя прямую операцию. Так, операция синтез включает в себя операцию анализ, операция обобщение включает в себя операцию классификации.

По шестому вопросу «Логические формы мышления» обучающиеся должны знать три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, их определения и содержание.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 5

 

Задание № 1 к теме № 5

Установить вид связи между объектами или явлениями.

1. Найти – потерять.

2. Автобус – шофер.

3. Почтальон – разносчик посылок.

4. Луна – Земля.

5. Спортсмен – кроссовки.

6. Цветок – ваза.

7. Серебро – золото.

 

Задание № 2 к теме № 5

Определить правильную последовательность событий.

1. Весна, лето, осень, зима.

2. Тесто, пирожок, мука, зерно.

3. Яблоко, варенье, цветок яблони, сахар.

4. Поступок, воля, намерение, контроль.

5. Подарок, праздник, дата, отношения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 534.