МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ № 7
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По первому вопросу «Определение характера» обучающиеся должны уяснить, что характер – это совокупность индивидуально-психологических свойств личности, обуславливающих типичный способ поведения человека в типичных ситуациях. С.Л. Рубинштейн определял характер как  предпосылку и результат реального поведения человека в конкретных жизненных ситуациях. Характер и обуславливает поведение, и в поведении формируется.

Другое определение характера дается через черты характера. Характер – это совокупность характерологических признаков (черт).

Поскольку характер формируется и проявляется в поведении человека, то и диагностика характера осуществляется через анализ поведения человека. Наиболее древним, но не потерявшим своей актуальности до сих пор научным трудом по характеру является книга Феофраста (372–287 до н. э.) «Характеры» (см.: задание № 1 к теме № 7).

По второму вопросу «Виды характеров» обучающиеся должны воспроизвести не менее двух классификаций характеров. В частности, по критерию «цельность» выделяют два вида характера:

§ цельные (в системе черт характера нет противоречий);

§ противоречивые (в системе черт характера имеются противоречия).

По критерию «определенность» выделяют также два вида характера:

§ определенные, в которых доминируют черты, явно проявляющиеся в поведении;

§ неопределенные, в которых нет ярких черт, определяющих поведение.

По третьему вопросу «Структура характера» следует знать, что структура характера – это совокупность черт личности, которые входят в состав характера человека, структурированная по определенному принципу.

Наиболее простая структура характера представлена следующими компонентами:

личностные черты, обуславливающие отношение к другим людям и обществу в целом: коллективизм, чуткость, гуманность, черствость, жестокость и др.;

интеллектуальные черты, определяющие свойства мыслительных процессов: рассудочность, инициативность, любознательность, рассудительность, вдумчивость;

волевые черты, отражающие волевую сферу человека, умение управлять своим поведением: решительность, трусость, настойчивость, выдержка, мужество и др.;

эстетические черты, отражающие отношение к прекрасному: эстет, равнодушный к прекрасному;

эмоциональные черты: эмоциональная импульсивность, экспрессивность, импрессивность, экспансивность, повышенная общительность, речевая активность.

По четвертому вопросу «Акцентуации характера» обучающиеся должны знать следующее.

Под акцентуацией характера понимается яркая выраженность отдельной черты характера, которая определяюще влияет на поведение человека. При этом поведение такого человека носит характер пограничного психического расстройства (на грани нормы и патологии). Например, «патологическая честность», «безумная храбрость» и т.п.

Теорию акцентуированных характеров предложил Карл Леонгард, который разработал их типологию. Следует заметить, что исследование К. Леонгарда касалось именно пограничных психических расстройств (например, психопатий и неврозов) и не может использоваться для диагностики типов характера в норме. Сам К. Леонгард был психиатром и составил свою типологию, наблюдая за больными, страдающими психическими расстройствами, в том числе пограничными.

Советский психиатр А.Е. Личко обогатил учение К. Леонгарда о психопатиях, изучая деформации характера у подростков, и предложил сам термин «акцентуация характера».

К чертам акцентуированных личностей, по К. Леонгарду, относятся например: демонстративность, педантичность, экзальтированность, возбудимость и др. (см.: задание № 2 к теме № 7).

По пятому вопросу «Симптомокомплексчерт характера» обучающиеся должны знать, что симптомокомплекс черт характера – это такая совокупность характерологических черт, когда через взаимодействие этих черт появляется новая черта характера, отличная от исходных черт, входящих в симптомокомплекс.

Например, рассмотрим в качестве исходной черты такую черту характера, как экономность, в симптомокоплексе с другими чертами (см.: таблицу ниже).

 

Таблица «Симптомокомплекс черт характера»

 

Первая исходная черта Вторая исходная черта Новая черта в симптомокомплексе
Экономность Заботливость Бережливость
Экономность Прагматичность Хозяйственность
Экономность Бессердечность Скупость
Экономность Наглость, бесцеремонность Жадность
Экономность Плутовство Расчетливость

(См.: задание № 3 к теме № 7).

 

По шестому вопросу «Факторы, влияющие на формирование характера» обучающиеся должны указать основные факторы, влияющие на формирование характера. К таким факторам относятся:

§  особенности жизненного пути человека;

§  воспитание личности;

§  самовоспитание;

§  особенности профессии и др. (см. задание № 4).

По седьмому вопросу «Толерантность как черта характера» обучающиеся должны знать, что толерантность является одной из компетенций, закрепленных в образовательных стандартах. Поэтому важно уяснить содержание этого понятия.

Значение толерантности для системы образования было заявлено в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. В статье 26 Декларации закреплено, что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами».

В Декларации сформулированы практически все основные признаки толерантности как основного принципа взаимоотношений между людьми, перечисляются все основные запреты, препятствующие толерантности: запрет неравенства по основаниям расы, пола, национальности и т.д.

Однако первый вариант понимания толерантности имеет некоторый специфический оттенок, отличающий его от современного понимания содержания толерантности. Международный законодатель призывает всех людей относиться друг к другу по правилам братства. Братство как способ отношений имеет свою специфику: например, он включает обязательства взаимопомощи, взаимоподдержки и даже права не свидетельствовать против брата.

Вначале международный законодатель просто ввел термин «толерантность», не давая его определения. Затем появились попытки дать характеристики данного понятия, и только в 1995 году появился международный правовой акт, полностью посвященный регулированию толерантности: «Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО.

Следует обратить внимание, что другие международно-правовые стандарты, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах в отличие от Всеобщей декларации прав человека содержат и некоторые ограничения прав, обусловленные требованиями, в том числе, обеспечения безопасности государства. Так, статья 13 указывает, что иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами». Статья 14 Пакта ограничивает присутствие представителей средств массовой информации и публики на судебных разбирательствах или части их по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности, а также для соблюдения прав несовершеннолетних.

Статья 19 ограничивает право на свободу выражения своего мнения по мотивам уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Статья 20 содержит императивные запреты на пропаганду войны и любые выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Запреты, обусловленные обеспечением государственной безопасности, содержит и статья 22, ограничивающая право на общественные объединения.

Таким образом, развитие правового института толерантности вначале шло по пути определения круга общественных отношений, регулирование которых важно для формирования толерантного общества: межрасовые, межнациональные, межрелигиозные, межличностные отношения. Постулировалось требование обеспечения равенства и уважения в реализации этих отношений. Затем общественная международная мысль признала, что толерантность должна иметь границы, необходимость которых определялась соображениями безопасности государства и личности, нравственными императивами, обеспечением общественного порядка.

Как это часто бывает в законотворчестве, на определенном этапе в целях эффективного регулирования отношений потребовалось формулирования легального определения толерантности. Это было сделано в «Декларации принципов толерантности» 1995 года. Рассмотрим это определение с точки зрения его психологического содержания и возможности правового использования для защиты прав личности на индивидуальность.

С правовой точки зрения толерантность определяется как обязанность признания универсальных прав и свобод, что показывает, что в принципе толерантность ассоциируется с обязанностями личности, групп, государств соблюдать перечень прав и свобод, заложенных во Всеобщей декларации прав человека и других международных стандартах, регламентирующих права человека. Посягательство на основные права и свободы трактуется как противоположность толерантности (пункт 1.1). Однако документ формулирует толерантность и как особое личное право человека на индивидуальность: «Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность» (пункт 1.4).

С психологической точки зрения толерантность, согласно тексту Декларации принципов толерантности, можно трактовать как вид самосознания, в котором присутствуют «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (пункт 1.1). Документ утверждает, что толерантность – это не уступка, не снисхождение, не потворство, а это, прежде всего, «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» (пункт 1.2). Этот посыл задает основную психологическую траекторию формирования толерантности: нет недостойных уважения людей, народов, государств, нет ситуации, когда кто-то более уважаем из-за национальной или религиозной, гендерной, расовой принадлежности или иного отличия. Нельзя создавать ни комплексы превосходства, ни комплексы неполноценности у людей. «Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма» (пункт 2.1).

Документ постулирует, что толерантность надо активно формировать. Способами формирования толерантности являются «знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений (пункт 1.1).

Вместе с тем в документе толерантность четко увязывается с требованием соблюдения правопорядка (пункт 1.3). Указывается, что проявление толерантности «…не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. … Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» (пункт 1.4).

Таким образом, толерантность – это многофункциональное понятие, которое имеет несколько разные аспекты своего содержания в зависимости от ракурса рассмотрения. С правовой точки зрения – это требование соблюдения основных прав и свобод человека, в том числе права на индивидуальность; с психологической точки зрения – это особый вид самосознания, основанный на активном уважение индивидуальности другого человека. Есть и этический аспект толерантности, отраженный в определении толерантности, данном в Декларации принципов толерантности: понимание толерантности как общечеловеческой ценности, морального долга и добродетели (пункт 1.1). Есть и культурологический аспект, поскольку в документе используются два понятия «культура войны» и «культура толерантности», которые даются альтернативно (пункт 1.4). Существует и политический аспект толерантности: в тексте Декларации он отражен, когда указывается на толерантность как политическую потребность (пункт 1.1).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7

 

Задание № 1 к теме № 7

Характер проявляется в поведении. По книге Феофраста установите, как по поступкам можно определить сформированность черт характера.

 

Черта: «Льстивость»

«Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. Идя с кем-либо, он говорит спутнику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе не смотрят так, как на тебя! Вчера тебя расхваливали под Портиком. А там ведь сидело больше тридцати человек. И когда речь зашла о том, кто самый благородный, то все (и я, прежде всего) сошлись на твоем имени». Продолжая в таком духе, льстец снимает пушинки с его плаща и если тому в бороду от ветра попала соломинка, то вытаскивает ее и со смешком говорит: «Смотри-ка! Два дня мы с тобой не видались, а уже в бороде у тебя полно седых волос, хотя для твоих лет у тебя волос черен, как ни у кого другого». Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит всем остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании песни кричит: «Браво!» А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха. Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет. Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со словами: «Славного отца птенцы». Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает: «Твоя нога гораздо изящнее этой обуви». Когда тот отправляется навестить кого-нибудь из друзей, он забегает вперед со словами: «К тебе идут!», а затем, возвратившись, объявляет: «Я уже известил о твоем приходе». Мало того, он способен даже не переводя духа таскать покупки с женского рынка. Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и приговаривает: «Да и в еде ты знаешь толк!» Затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет: «Что за славный кусочек!». Пристает к хозяину с вопросами: не холодно ли ему, не накинуть ли на него что-нибудь и – не дожидаясь ответа – закутывает его. С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими оглядывается на него. В театре льстец сам подкладывает ему подушку, отняв ее у раба. И дом-то его, по словам льстеца, прекрасно построен, и земельный участок отлично обработан, и портрет похож».

Черта: «Бессовестность»

«Бессовестность, если ее определить, – это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти. А бессовестный вот какой человек. Сперва он идет к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом [...] после жертвоприношения богам он обедает у другого, а жертвенное мясо солит впрок. Позвав сопровождающего его слугу, он берет со стола куски мяса и хлеба и дает ему, говоря во всеуслышание: «Угощайся, Тибий». Когда идет покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для похлебки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом убегает. Купив своим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой. И если кто-нибудь сделал выгодную покупку на рынке, он требует часть уступить ему. К соседу в чужой дом приходит занять ячменя, а иногда и соломы, да еще заставляет заимодавца все это приносить к себе. В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерпнуть воды и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: «Готово!» А при выходе сказать банщику: «Ничего ты с меня не получишь!»

 

Задание № 2 к теме № 7

Проанализируйте сообщение о научном открытии, опубликованном в средствах массовой информации, и найдите в нем существенные ошибки, отражающие невежество авторов в вопросах психологии темперамента и характера.

Текст сообщения

«Согласно новому исследованию, большинство различий в характерах кошек объясняется пятью чертами: невротизмом, экстравертностью, доминированием, импульсивностью и послушностью. Причем отличия также могут быть связаны с окружающей средой и здоровьем. Статья с описанием результатов опубликована в журнале PLOS One.

Научное сообщество некогда отвергло теорию о том, что у животных может быть индивидуальный характер, однако в последнее время она получила новые подтверждения, что потенциально может помочь улучшить условия содержащихся в неволе животных. Несмотря на популярность кошек в качестве домашних животных, влияние их черт характера на содержание и особенности ухода ученые обычно упускали из виду.

Целью новой работы было проведение исследования на большом количестве животных, чтобы определить практические последствия для их содержания. Владельцам 2802 кошек были розданы анкеты, измеряющие 52 черты характера. В результате анализа было выявлено пять надежных личностных факторов.

Авторы приходят к выводу, что характер кошки может меняться. В частности, высоко импульсивные животные могут вести себя так из-за стресса, а низкая послушность может быть связана с болезнью или болью. Поэтому ученые заключают, что требуются расширенные работы, которые будут оценивать не только поведение кошек, но и их окружение, что позволит более полноценно исследовать характер животных (https://indicator.ru/news/2017/09/26/harakter-koshek/)».

 

Задание № 3 к теме № 7

Характер раскрывается в поведении. Можно определить черты характера по поступкам человека, например по тому, как он дарит подарки.

Представьте себе, что четыре девушки – Лида, Катя, Ирина, Маша и Вера – познакомились с молодыми людьми. На день рождения пригласили их к себе. Все молодые люди проявили экономность при выборе подарка. По характеру подарков определите, с какой чертой характера в симптомокомплексе объединена черта «экономность».

Кавалер Лиды сделал подарок собственными руками, выточил из дерева статуэтку.

Кавалер Кати купил ей китайский будильник на ближайшей барахолке.

Кавалер Ирины завернул дешевую авторучку в дорогую бумагу.

Кавалер Маши прислал ей нежное письмо вместо подарка.

Кавалер Веры бесследно исчез во время дня рождения.

На 8 Марта.

Кавалер Лиды подарил ей дешевую брошку, но ее привез его друг из Зимбабве.

Кавалер Кати купил ей китайский шарф на барахолке в другом городе.

Кавалер Ирины принес домашнее вино, но в красивой бутылке.

Кавалер Маши принес ей скромный букетик и нежно поздравил.

Кавалер Веры с простодушным видом пришел без подарка.

Задание № 4 к теме № 7

Проанализируйте фрагмент из сочинения американского просветителя      Б. Франклина и выделите в нем факторы, влияющие на формирование характера.

 

ФРАГМЕНТ.

«Раздел II. Об удовольствии и страдании

I. Когда существо создается и наделяется жизнью, предполагается, что оно получает способность ощущать неудовольствие или страдание.

Это то, что отличает жизнь и создание от материи, лишенной действия и сознания. Знать или ощущать страдание или испытывать воздействие – значит жить; все сотворенное, неспособное к этому, мертво в собственном и точном смысле этого слова.

Всякое страдание и неудовольствие первоначально возникает и вызывается чем-то действующим извне и отличным от самого духа. Душа, прежде чем действовать, должна испытать воздействие. В раннем детстве она такова, как если бы ее не было. Она не сознает собственного существования, пока не получит первого ощущения страдания; только тогда, и не ранее этого, она начинает чувствовать себя, пробуждается и вступает в действие. Затем она развертывает свои силы и способности и прилагает их, чтобы устранить неудовольствие. Таков приводимый в действие механизм; это – жизнь. Мы первоначально движимы страданием, и весь последующий ход нашей жизни не что иное, как непрерывный ряд действий с целью избавиться от него. Как только мы избавляемся от одного неудовольствия, появляется другое, иначе движение прекратилось бы. Без непрерывного опускания гири часы остановятся. И как только пути неудовольствий к душе загромождены или отрезаны, мы мертвы, мы не можем более мыслить и действовать.

II. Неудовольствие, когда бы оно ни чувствовалось, порождает желание освободиться от него, соразмерное степени неудовольствия.

Итак, неудовольствие есть первый источник и причина всех действий. Пока мы в состоянии покоя не испытываем неудобства, у нас нет желания двигаться, а без желания двигаться не может быть произвольного движения. Опыт каждого человека, наблюдавшего собственные действия, свидетельствует об истинности этого, и, я думаю, нет необходимости доказывать, что желание равно по степени неудовольствию, так как это подразумевается по сути дела: данное состояние не есть неудовольствие, пока мы не желаем освободиться от него, и неудовольствие невелико, пока соответствующее желание невелико.

Мне хотелось бы здесь заметить, сколь необходимо страдание или неудовольствие в устроении и замысле Вселенной, как оно хорошо на своем месте! Предположим, что оно вдруг полностью исчезло из мира, и рассмотрим последствия этого. Все живые существа немедленно остановились бы как вкопанные, они замерли бы именно в той позе, в какой находились в момент, когда они еще испытывали неудобство; с этого момента не двигались бы ни одна из конечностей, ни один палец; мы вес были бы сведены к состоянию статуи, застывшей и неподвижной; я продолжал бы сидеть здесь без движения с пером в руке и не оставил бы больше своего сидения, не написал бы ни одной буквы. На первый взгляд это может показаться странным, однако небольшое размышление сделает это очевидным, ибо невозможно указать другую причину для произвольных движений животных, кроме их неудобства в состоянии покоя. Без него природа приобрела бы совершенно другой облик! Как оно необходимо! И маловероятно, чтобы обитатели земли когда-либо были свободны от него или чтобы творец когда-либо имел в виду избавить их от него».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 364.