УДК
ББК
Б 90
Печатается по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
от , протокол №
Рецензенты:
Костыря С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии ГБОУ ВО МО «Технический университет» (г. Королев);
А.А. Ларин, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» (г. Елец)
Будякова Т.П.
Б 90 Основы общей психологии. Учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2018. – 59 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»
ISBN
© Елецкий государственный
университет им. И.А.Бунина,
2018
© Т.П. Будякова, 2018
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ПЛАН
1. Понятие объекта и предмета психологии.
2. Отрасли психологии. Общая психология как отрасль психологии.
3. Методы психологии.
4. Понятие и виды психологических тестов.
5. Основные диагностические показатели, используемые в практической работе психолога.
6. Понятие о g-факторе.
7. Основные научные психологические школы.
Таблица «Основные научные психологические школы»
Название научной школы | Предмет психологии | Основной метод | Основные категории | Представители |
Ассоциативная психология | Сознание и психика | Интроспекция | Ассоциация, образ, синтез и др. | Г. Эббингауз, Ф. Гальтон |
Бихевиоризм | Поведение | Эксперимент, (отрицание данных самонаблюдения) | Научение, условный рефлекс, подкрепление | Дж. Уотсон. Э. Торндайк |
Психоанализ | Бессознательное | Метод свободных ассоциаций | Либидо | З. Фрейд |
Деятельностная психология | Возникновение, развитие и функционирование психики | Эксперимент | Деятельность, действие, сознание, личность | Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. |
Гештальтпсихология | Психика и сознание | Самонаблюдение | Гештальт, перцептивная организация, жизненное пространство, образ, форма, целостность, конфигурация | К. Коффка, М. Вертхаймер, В. Келер, К. Левин и др. |
Гуманистическая психология | Личность | Анализ конкретных жизненных ситуаций, биографический метод | Самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье и др. | К. Роджерс, А. Маслоу |
Когнитивная психология | Познавательные процессы, умственная активность | Анализ ошибок, умственная хронометрия, регистрация психофизических показателей | Информация, обработка информации | А. Ньюэлл, Г. Саймон (лауреат Нобелевской премии), И. Шоу |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 1
Задание № 1 к теме № 1
Проанализируйте вопросы беседы и определите, к какому типу вопросов они относятся: открытые, закрытые, психотерапевтические?
Беседа
1. Вы очень хорошо выглядите. На Вас так действует весна?
2. Как долго Вы к нам ехали?
3. Сколько Вы заплатили за проезд в автобусе?
4. Вы не явились на консультацию в прошлый раз, почему?
5. Будет ли у Вас завтра свободное время для продолжения нашей беседы?
6. Что Вы намериваетесь сделать завтра?
7. Мне очень нравятся люди Вашего типа: энергичные, активные. Как Вы везде успеваете?
8. Меня интересует, насколько верно Вы представили информацию о доходах Вашей фирмы в налоговой декларации?
9. Сколько Вам лет?
10. В каком году Вы закончили школу?
Задание № 2 к теме № 1
Проанализируйте ответы на вопросы анкеты и попытайтесь определить их достоверность и правдивость («+» помечены ответы, выбранные условным анкетируемым).
Анкета
1. Сколько раз вы были свидетелями правонарушений?
а) ни разу; +
б) один раз;
в) несколько раз.
2. Какова, по вашему мнению, должна быть ответственность за угрозу распространить порочащие человека факты?
а) административная;
б) уголовная;
в) дисциплинарная. +
3. Чувствовали ли вы себя когда-либо оскорбленными?
а) никогда;
б) один раз; +
в) несколько раз.
4. Если вас оскорбили, то, как это выглядело?
а) дали пощечину;
б) грубо толкнули;
в) нецензурно обозвали. +
Задание № 3 к теме № 1
Проанализируйте черновой вариант интервью и определите, на какие вопросы интервьюер может отказаться ответить и почему?
Интервью
1. С какого времени Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью?
2. Каков Ваш годовой доход?
3. Чем занимаются члены Вашей семьи, имеют ли они отношение к Вашему бизнесу?
4. Какое время года Вы любите больше?
5. Где Вы предпочитаете отдыхать?
6. По каким критериям Вы подбираете сотрудников своей фирмы?
7. Сколько у Вас друзей?
8. Сколько времени Вы проводите на работе?
9. Ваш девиз?
10. Любите ли Вы своих близких?
Задание № 4 к теме № 1
Проанализируйте выборочный текст одного из опросников и ответьте:
а) готовы ли Вы быть искренним и при ответе на предложенные вопросы?
б) на все ли вопросы можно дать однозначный ответ?
Нейротизма (фрагмент)
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить, утешить?
3. Вы верите в удачу, считая себя везучим человеком?
4. Находите ли Вы, что Вам трудно ответить «нет»?
5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6. Часто ли Вам снятся кошмары?
7. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы хуже других?
8. Иногда Вы сплетничаете?
9. Легко ли Вас обидеть?
10. Часто ли Вы мечтаете?
Задание № 5 к теме № 1
Расположите карточки[1] так, чтобы по ним можно было составить рассказ. Воспроизведите рассказ.
Карточка № 1 Карточка № 2
Карточка № 3
Задание № 6 к теме № 1
В следственной практике иногда надо определить, о каком объекте идет речь, хотя опознавательных признаков недостаточно. Данное задание не только диагностирует креативные способности, но и развивает их. За основу взята методика, предложенная Д.Б. Элькониным.
По двум признакам надо определить, о каких предметах идет речь.
Заполните соответствующие колонки. Хорошим считается результат, когда в каждой колонке приводится по десять объектов.
Красный, круглый | Зеленый, пушистый | Желтый, колючий |
Задание № 7 к теме № 1
Предлагается фрагмент опросника на выявление коэффициента эмоционального интеллекта. Следует оценить его надежность и объективность. (http://www.psychologies.ru/tests/test/176/).
ФРАГМЕНТ:
1. Я часто хандрю и пребываю в мрачном настроении без видимой причины:
а) верно; б) скорее верно; в) скорее неверно; г) неверно.
2. Я умею «отпускать вожжи» и не пытаюсь всегда и все контролировать в моей жизни:
а) верно; б) скорее верно; в) скорее неверно; г) неверно.
3. В кино я благодарный зритель – меня легко рассмешить и заставить плакать, и мне это нравится:
а) верно; б) скорее верно; в) скорее неверно; г) неверно.
[Пример вывода по результатам теста: «Ваш уровень эмоционального интеллекта таков, как и у большинства окружающих вас людей. Вы находитесь посередине, и это совсем неплохо! Вы хорошо понимаете других и успешно управляете своими эмоциями, но можете делать это еще лучше. Работайте над проявлениями своих эмоций, обращайте внимание на их физические симптомы и на свое настроение, ищите их причину. Ухаживайте за собой (тело – это орудие эмоционального интеллекта), развивайте свои творческие способности и духовное начало (наши эмоции возникают из невербального опыта); вслушивайтесь в других и старайтесь их понять (их эмоции позволяют нам многое узнать о себе). Наконец, будьте толерантны к себе, поскольку постоянная война с собой порождает множество негативных эмоций»].
Задание № 8 к теме № 1
Предлагается фрагмент опросника на выявление коэффициента эмоционального интеллекта, следует оценить его релевантность и надежность (Князев и др. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта» // Психологический журнал. 2012. № 4. С. 119).
ФРАГМЕНТ:
ПЭ+ 1. Выражаю любовь жестами.
НЭ– 2. Как бы я ни был несчастлив (несчастлива), я этого не показываю.
ВЭ+ 3. Думаю о причинах, вызвавших мои эмоции.
ПРОЭ– 4. Планирую свою жизнь логически.
СР+ 5. Люблю наблюдать, как дети разворачивают подарки.
СР+ 6. Если люди вокруг меня смеются, я обычно тоже начинаю смеяться.
СН+ 7. Спокоен (спокойна) даже в напряженных ситуациях.
Э+ 8. Забочусь о других.
Обозначения: ПЭ + «Позитивная экспрессивность», НЭ – «Негативная экспрессивность», ВН–; ВН+ «Внимание к эмоциям», ПРОЭ–; ПРОЭ + «Принятие решений на основе эмоций», СР–; СР+ «Сопереживание радости», 6) СН–; СН+ «Сопереживание несчастья», Э–; Э+ «Эмпатия».
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 1
1. Богоявленская Д.Б., Низовцова А.Н. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 2. – С. 277–297.
2. Вигглсворс С. Глубинный интеллект // https://integraltranslations.
wordpress.com/2012/11/26/wigglesworth-deepintelligence/.
3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. М.: НПО «Образование», 1995. С.173–182.
4. Зенасни Ф., Любарт Т., Торджман С., Муширу К. Психология креативности // М.: Когито-Центр, 2009.
5. Князев Г.Г. и др. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард // Психологический журнал. – 2012. – № 4. – С. 112–120.
6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.: Изд. МГУ, изд. ЧеРо, 2001.
7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт, 2004. – С. 9–38.
8. Ожиганова Г.В. Духовный интеллект: постнеклассическое исследование (ответ на комментарии А.А. Фёдорова к статье Г.В. Ожигановой «Психологические аспекты духовности. Часть 1. Духовный интеллект») // Психологический журнал. – 2011. – № 4. – С. 110–112.
9. Ожиганова Г.В. Психологические аспекты духовности. Часть 1. Духовный интеллект // Психологический журнал. – 2010. – № 4. – С. 21–34.
10. Федоров А.А. «Духовный интеллект» и мирская психология (комментарии к статье Г.В. Ожигановой «Психологические аспекты духовности. Часть I. Духовный интеллект») // Психологический журнал. – 2011. – № 4. – С. 107–109.
11. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence as zeitgeist, as personality and as a mental ability // The Handbook of Emotional Intelligence / Eds. R. Bar-On, J.D.A. Parker. San Francisco: Jossey-Bass Inc, 2000. – P. 92–117.
Таблица «Основные закономерности развития психики в филогенезе»
Название этапа развития психики в филогенезе | Условия обитания животных | Типичный вид активности (поведения) животных | Что отражается из объективной реальности | Представители животного мира |
Элементарная сенсорная психика | Относительно однородная среда. | 1. Безусловные рефлексы и их системы – инстинкты. | 1. Отдельные свойства и качества объектов. | Все виды простейших, в том числе низших многоклеточных, насекомые и простые рыбы. |
Перцептивная психика | Предметная среда. | 1. Безусловные рефлексы и их системы – инстинкты. 2. Условные рефлексы и их системы – навыки. | 1. Отдельные свойства и качества объектов. 2. Предметы. | Земноводные, рыбы, птицы, млекопитающие. |
Интеллект | Сложная предметная среда. | 1. Безусловные рефлексы и их системы – инстинкты. 2. Условные рефлексы и их системы – навыки. 3. Двухфазная деятельность. | 1. Отдельные свойства и качества объектов. 2. Предметы. 3. Внешние связи между предметами. | Человекообразные обезьяны, слоны, дельфины и отдельные представители класса млекопитающих и класса птиц. |
Сознание | 1. Сложная предметная среда. 2. Искусственная среда. | 1. Безусловные рефлексы (инстинкты отсутствуют). 2. Условные рефлексы и их системы – навыки. 3. Двухфазная деятельность. 4. Деятельность, включающая осознаваемые цели | 1. Отдельные свойства и качества объектов. 2. Предметы. 3. Внешние связи между предметами. 4. Внутренние связи между предметами и внутри предмета. | Человек. |
По третьему вопросу «Сознание как высший уровень развития психики. Предпосылки и условия формирования сознания в филогенезе». Обучающимся следует обратить внимание на то, что предпосылки – это факторы, которые уже присутствовали в объективной реальности, но не могли проявиться без соответствующих условий. Предпосылками появления сознания были: а) стадный образ жизни; б) наличие высоко манипулятивных парных конечностей; в) большой объем головного мозга.
Основным условием возникновения сознания является труд.
К. Маркс в своей работе «Капитал» приводит определение человека, данное Б. Франклином: человек – «это животное, делающее орудие». Данное понимание человека доминирует в материалистической психологии.
По четвертому вопросу «Структура сознания» нужно уяснить подходы к определению структуры сознания у разных ученых.
В концепции сознания А.Н. Леонтьева структуру сознания образуют три компонента: чувственная ткань, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания – это продукты познавательных процессов: ощущений, восприятий, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, воображения, эмоций. Чувственная ткань дает переживание чувства реальности.
Значение – это продукты формально-логического мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Личностный смысл – это преломление значения в индивидуальном сознании. Значение вещи, явления, события лично для человека.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 2
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Ильясов И.И. Методика преподавания психологии // http://univertv.ru/kursy_i_lekcii/?id=158309.
3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические замечания об одной реакционной философии. – М.: Политиздат, 1977. – С. 35.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
5. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения. Избранные психологические труды. – Т. 2. – С. 21.
6. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // Проблемы развития психики. 3-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – С. 104–154.
7. Маркс К. Капитал. Т. 1. – М.: Политиздат, 1988. – С. 91.
8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт, 2004. – С. 40–128.
9. Подольский А.И. Научное наследие П.Я. Гальперина и вызовы XXI века // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3 (27). – С. 9–20.
10. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // http://www.politpros.com/library/28/259/.
ТЕМА 3. ОЩУЩЕНИЯ
ПЛАН
1. Понятие ощущений.
2. Виды ощущений.
3. Свойства и закономерности ощущений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 3
Задание № 1 к теме № 3
Закончите определение видов ощущений по анализаторам по предложенному образцу:
а) зрительное ощущение – это непосредственное отражение цвета предметов, их яркости и месторасположения в пространстве;
б) слуховое ощущение – это …
в) обонятельное ощущение – это …
в) тактильное ощущение – это …
г) вкусовое ощущение – это…
Задание № 2 к теме № 3
Определите к какому виду ощущений: экстероцептивным, интероцептивным или проприоцептивным относятся данные ощущения.
№ п/п | Конкретный перечень ощущений | Вид ощущений |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Свет запах усталость расслабленность схема тела боль удушье дискомфорт звуки тяжесть ноши прикосновение |
Задание № 3 к теме № 3
Дополните определение нижнего порога по образцу:
а) нижний световой порог – это самая маленькая интенсивность света, при которой впервые мы начинаем его видеть;
б) нижний слуховой порог – это …
в) нижний вкусовой порог – это …
г) нижний обонятельный порог – это …
д) нижний тактильный порог – это …
Задание № 4 к теме № 3
Дополните определение верхнего порога по образцу:
а) верхний зрительный порог – это максимальная сила света, при которой зрительный анализатор ещё отражает данное воздействие как свет;
б) сверхпороговый раздражитель для зрительного анализатора – это такой силы (яркости) свет, при котором «глаз слепнет», то есть не отражает свет;
в) верхний слуховой порог – это …
г) сверхпороговый раздражитель для слухового анализатора …
д) верхний тактильный порог – это …
е) сверхпороговый раздражитель для тактильного анализатора это …
Задание № 5 к теме № 3
Дополните определение дифференциального порога, специфичного для конкретного анализатора по образцу:
а) цветовой дифференциальный порог – это минимальная разница между двумя оттенками одного цвета, которую способен различить человек;
б) слуховой дифференциальный порог – это …
в) обонятельный дифференциальный порог – это …
г) вкусовой дифференциальный порог – это ...
д) тактильный дифференциальный порог – это …
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 3
1. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. – М.: Медицина, 1995. – С. 57–58.
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт, 2004. – С. 239–259.
ТЕМА 4. ВОСПРИЯТИЕ
ПЛАН
1. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
2. Виды восприятий.
3. Целостность как фундаментальное свойство восприятия. Законы целостности.
4. Константность восприятия. Виды константности.
5. Условия опознания человека как объекта восприятия.
6. Система отчета в восприятии.
7. Установка в восприятии.
8. Апперцепция.
Элементы внешнего облика
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 4
Задание № 1 к теме № 4
Ниже представлен рисунок испытуемого, который прослушал небольшой текст из романа А. Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» и графически изобразил место происходящих событий и лиц, участвовавших в нем. Найдите 10 ошибок, которые свидетельствуют о неправильном восприятии содержания текста. Под рисунком приведен исходный текст.
Рисунок-иллюстрация текста
Условные изображения:
– всадник
– замок
– лес
– мост
Исходный текст
В середине мая 1660 года, в девять часов утра, когда солнце, начавшее уже припекать, высушило росу на левкоях Блуаского замка, небольшая кавалькада, состоявшая из трех дворян и двух пажей, проехала по городскому мосту, не произведя большого впечатления на гуляющих по набережной. Они лишь прикоснулись к шляпам со следующими словами:
– Его высочество возвращается с охоты.
И только.
Пока лошади брали крутой подъем от реки к замку, несколько сидельцев подошли к последней лошади, к седлу которой были привешены за клюв разные птицы.
С истинно деревенской откровенностью любопытные выразили пренебрежение к такой скудной добыче и, потолковав между собою о невыгодах охоты влет, вернулись к своим делам.
Только один из любопытных – рослый, краснощекий веселый малый – спросил, почему его высочество, имея возможность хорошо проводить время благодаря своим огромным доходам, довольствуется столь жалким развлечением.
Ему отвечали:
– Разве ты не знаешь, что для его высочества главное развлечение – скука?
Весельчак пожал плечами с жестом, который ясно говорил: «В таком случае я предпочитаю быть лавочником, а не принцем».
И каждый вернулся к своей работе.
Задание №2 к теме №4
1. Определите, кто из известных людей изображен на коллажах А, Б, В, Г?
2. Почему лиц, изображенных на коллажах А, Б, В, легко узнать, а лицо, изображенное на коллаже Г – трудно? Как это связано с первым законом целостности восприятия?
Коллажи к заданию №2
коллаж А коллаж Б
коллаж В коллаж Г
Задание № 3 к теме № 4
Попробуйте опознать, кто из известных людей снят на приведенных ниже фотографиях № 1, № 2.
Фотография № 1
Фотография № 2
Задание № 4 к теме № 4
Проведите следующий эксперимент. Предъявите по очереди двум группам испытуемых стимульный материал, расположенный в центре таблицы (см.: ниже). Одной группе назовите стимульный материал так, как предложено в первом предъявлении (очки, шляпа, окно, жук, горшок с цветами). Другой группе назовите стимульный материал так, как предложено во втором предъявлении (гантели, утюг, подарок, телевизор, голова зайца). Затем попросите нарисовать предметы, предложенные как стимульный материал. Обратите внимание, что рисунки двух групп испытуемых будут различаться в зависимости от установки на конкретное изображение, данное экспериментатором.
Таблица
1-ое предъявление | Стимульный материал | 2-ое предъявление |
Очки | Гантели | |
Шляпа | Утюг | |
Окно | Подарок, перевязанный ленточкой | |
Жук | Телевизор с антенной | |
Горшок с цветами | Голова зайца |
Задание № 5 к теме № 4
Мальчику и девочке восьми лет было предложено составить рассказ со словами «торт». Проанализируйте оба рассказа и выявите гендерные[2] особенности характеристики событий, описанных в рассказах детей разного пола.
Рассказ девочки: «Мы с мамой решили испечь торт. Взяли муку, добавили молока и масла, замесили тесто, испекли коржи. Затем украсили коржи фруктами. Торт получился очень вкусный».
Рассказ мальчика: «Мы с папой пошли на рыбалку. Взяли с собой удочки и корм для рыб. Клев был хороший, мы с папой поймали восемь больших карпов. Вечером мы вернулись домой. Мама испекла торт».
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 4
1. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.
2. Будякова Т.П. Психологические ошибки при опознании человека по лицу // Экспериментальная психология. – 2017. – Том 10. – № 2.
3. Гордиенко В.И. К вопросу о соотношении натуральных и знаковых компонентов формируемого образа в изобразительной деятельности // Психосемиотика познавательной деятельности и общение. – М., 1983. – С. 94–91.
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – С. 398–430.
5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт, 2004. – С. 259–276.
6. Carol R.N., Schreiber C.N. Other People: A child’s age predicts a source’seffect on memory // Legal and Criminological Psychology. – 2017. – Vol. 22. – P. 74–87.
ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ
ПЛАН
1. Понятие мышления.
2. Виды связей, отражаемых с помощью мышления.
3. Виды мышления.
4. Операции мышления.
5. Понятие о прямых и обратных операциях.
6. Логические формы мышления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 5
Задание № 1 к теме № 5
Установить вид связи между объектами или явлениями.
1. Найти – потерять.
2. Автобус – шофер.
3. Почтальон – разносчик посылок.
4. Луна – Земля.
5. Спортсмен – кроссовки.
6. Цветок – ваза.
7. Серебро – золото.
Задание № 2 к теме № 5
Определить правильную последовательность событий.
1. Весна, лето, осень, зима.
2. Тесто, пирожок, мука, зерно.
3. Яблоко, варенье, цветок яблони, сахар.
4. Поступок, воля, намерение, контроль.
5. Подарок, праздник, дата, отношения.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 5
1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт, 2004. – С. 330–364.
2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – Москва: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1994.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
ТЕМА 6. ПАМЯТЬ
ПЛАН
1. Определение памяти.
2. Виды памяти.
3. Объем памяти.
4. Индивидуальные особенности памяти.
5. Приемы произвольного запоминания.
Таблица «Психологическая сущность приемов произвольного запоминания»
Название приема | Психологическая сущность приема |
Установка на запоминание | Концентрация внимания, за счет которой уменьшается рассеивание внимания и уменьшается количество единиц для запоминания. |
Многократное повторение материала | Усиление следа в памяти, а сильный след легче воспроизводится. |
Пространственная организация материала | Уменьшение количества единиц для запоминания за счет их пространственной компоновки. |
Смысловая обработка материала | Уменьшение количества единиц для запоминания за счет объединения информации в смысловые куски. |
Ключ к воспроизведению | Соединение преимуществ двух приемов: пространственной организации материала и его смысловой обработки. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 6
Задание № 1 к теме № 6
Внимательно прочитайте главу 2 книги А. Дюма «Три мушкетера» (см.: приложение в конце этого пособия) целью запомнить как можно больше информации, заложенной в данной главе. Можно прочитать текст несколько раз, анализируя его содержание, что существенно увеличивает объем запоминаемой информации. После того, как Вы сочтете себя достаточно подготовленным к воспроизведению текста второй главы, ответьте на предложенные нами вопросы. После ответа на вопросы проанализируйте, почему часть информации осталась не воспроизведенной. Попробуйте еще раз проверить возможности своей произвольной памяти на материале третьей главы романа А. Дюма «Три мушкетера». Вопросы к этой главе приведены после вопросов ко второй главе.
Вопросы ко второй главе романа А. Дюма «Три мушкетера»
(«Приемная господина де Тревиля»)
1. Что оставил в наследство де Тревилю его отец?
2. Каков был девиз герба де Тревиля?
3. Перечислите основные качества де Тревиля как подданного короля.
4. Каковы были ощущения провинциала д’Артаньяна в доме де Тревиля?
5. Как можно было быстро продвинуться в очереди на прием к де Тревилю?
6. Какого цвета плащ и из какого материала был надет на Портосе?
7. Сколько Портос заплатил за свою расшитую золотом перевязь?
8. Отметьте, что относится к чертам характера де Тревиля?
а) интриганство; б) честность; в) мздоимство; г) храбрость.
9. Умел ли де Тревиль писать стихи?
10. Какие зубы были у Арамиса?
11. Как смеялся Арамис?
12. Какой взгляд был у Арамиса?
13. Что заставило замолчать всех находившихся в приемной де Тревиля?
14. Как назвал кардинала Ришелье Арамис?
15. Как относились мушкетеры к де Тревилю?
Вопросы к третьей главе романа А. Дюма «Три мушкетера»
(«Аудиенция»)
1. С каким акцентом говорил д’Артаньян?
2. По каким признакам де Тревиль определил, что д’Артаньян – умный человек?
3. Откуда родом д’Артаньян?
4. Какие условия зачисления в мушкетеры были закреплены в распоряжении короля?
5. Сколько денег было в у де Тревиля, когда он приехал в Париж?
6. Чему обучали в Королевской Академии, в которую хотел рекомендовать д’Артаньяна де Тревиль?
7. Какие черты характера определил по лицу Д’Артаньяна де Тревиль?
8. Почему д’Артаньян не взял рекомендательное письмо де Тревиля в Королевскую Академию?
9. Что за рана была у Атоса?
10. Как был одет Атос?
11. Почему мушкетеры подробно слышали, что происходит в кабинете де Тревиля?
Задание № 2 к теме № 6
Внимательно посмотрите на картину, постарайтесь как можно точнее запомнить ее содержание. Затем воспроизведите письменно то, что запомнили. После сравните запись с содержанием картины и подсчитайте количество единиц воспроизведенной Вами информации.
А. Транковский. Деревенский кулак (Шинкарь). 1879
Задание № 3 к теме 6
Прочитайте внимательно текст первого абзаца статьи 151 Гражданского кодекса РФ (текст статьи приведен ниже). Постарайтесь его запомнить. После прочтения воспроизведите текст письменно. Проанализируйте, сколько единиц информации Вами пропущено при воспроизведении и почему? К каким ошибкам в правоприменении могут привести неточности в воспроизведении данной правовой нормы?
Текст для запоминания
Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 6
1. Биренбаум В. Забывание намерения //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 135–138.
2. Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М., 1974 (Глава «Система памяти»).
3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 198–206.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт, 2004. – С. 278–318.
ТЕМА 7. ХАРАКТЕР
ПЛАН
1. Определение характера.
2. Виды характеров.
3. Структура характера.
4. Акцентуации характера.
5. Симптомокомплекс черт характера.
6. Факторы, влияющие на формирование характера.
7. Толерантность как черта характера.
Таблица «Симптомокомплекс черт характера»
Первая исходная черта | Вторая исходная черта | Новая черта в симптомокомплексе |
Экономность | Заботливость | Бережливость |
Экономность | Прагматичность | Хозяйственность |
Экономность | Бессердечность | Скупость |
Экономность | Наглость, бесцеремонность | Жадность |
Экономность | Плутовство | Расчетливость |
(См.: задание № 3 к теме № 7).
По шестому вопросу «Факторы, влияющие на формирование характера» обучающиеся должны указать основные факторы, влияющие на формирование характера. К таким факторам относятся:
§ особенности жизненного пути человека;
§ воспитание личности;
§ самовоспитание;
§ особенности профессии и др. (см. задание № 4).
По седьмому вопросу «Толерантность как черта характера» обучающиеся должны знать, что толерантность является одной из компетенций, закрепленных в образовательных стандартах. Поэтому важно уяснить содержание этого понятия.
Значение толерантности для системы образования было заявлено в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. В статье 26 Декларации закреплено, что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами».
В Декларации сформулированы практически все основные признаки толерантности как основного принципа взаимоотношений между людьми, перечисляются все основные запреты, препятствующие толерантности: запрет неравенства по основаниям расы, пола, национальности и т.д.
Однако первый вариант понимания толерантности имеет некоторый специфический оттенок, отличающий его от современного понимания содержания толерантности. Международный законодатель призывает всех людей относиться друг к другу по правилам братства. Братство как способ отношений имеет свою специфику: например, он включает обязательства взаимопомощи, взаимоподдержки и даже права не свидетельствовать против брата.
Вначале международный законодатель просто ввел термин «толерантность», не давая его определения. Затем появились попытки дать характеристики данного понятия, и только в 1995 году появился международный правовой акт, полностью посвященный регулированию толерантности: «Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО.
Следует обратить внимание, что другие международно-правовые стандарты, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах в отличие от Всеобщей декларации прав человека содержат и некоторые ограничения прав, обусловленные требованиями, в том числе, обеспечения безопасности государства. Так, статья 13 указывает, что иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами». Статья 14 Пакта ограничивает присутствие представителей средств массовой информации и публики на судебных разбирательствах или части их по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности, а также для соблюдения прав несовершеннолетних.
Статья 19 ограничивает право на свободу выражения своего мнения по мотивам уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Статья 20 содержит императивные запреты на пропаганду войны и любые выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
Запреты, обусловленные обеспечением государственной безопасности, содержит и статья 22, ограничивающая право на общественные объединения.
Таким образом, развитие правового института толерантности вначале шло по пути определения круга общественных отношений, регулирование которых важно для формирования толерантного общества: межрасовые, межнациональные, межрелигиозные, межличностные отношения. Постулировалось требование обеспечения равенства и уважения в реализации этих отношений. Затем общественная международная мысль признала, что толерантность должна иметь границы, необходимость которых определялась соображениями безопасности государства и личности, нравственными императивами, обеспечением общественного порядка.
Как это часто бывает в законотворчестве, на определенном этапе в целях эффективного регулирования отношений потребовалось формулирования легального определения толерантности. Это было сделано в «Декларации принципов толерантности» 1995 года. Рассмотрим это определение с точки зрения его психологического содержания и возможности правового использования для защиты прав личности на индивидуальность.
С правовой точки зрения толерантность определяется как обязанность признания универсальных прав и свобод, что показывает, что в принципе толерантность ассоциируется с обязанностями личности, групп, государств соблюдать перечень прав и свобод, заложенных во Всеобщей декларации прав человека и других международных стандартах, регламентирующих права человека. Посягательство на основные права и свободы трактуется как противоположность толерантности (пункт 1.1). Однако документ формулирует толерантность и как особое личное право человека на индивидуальность: «Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность» (пункт 1.4).
С психологической точки зрения толерантность, согласно тексту Декларации принципов толерантности, можно трактовать как вид самосознания, в котором присутствуют «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (пункт 1.1). Документ утверждает, что толерантность – это не уступка, не снисхождение, не потворство, а это, прежде всего, «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» (пункт 1.2). Этот посыл задает основную психологическую траекторию формирования толерантности: нет недостойных уважения людей, народов, государств, нет ситуации, когда кто-то более уважаем из-за национальной или религиозной, гендерной, расовой принадлежности или иного отличия. Нельзя создавать ни комплексы превосходства, ни комплексы неполноценности у людей. «Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма» (пункт 2.1).
Документ постулирует, что толерантность надо активно формировать. Способами формирования толерантности являются «знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений (пункт 1.1).
Вместе с тем в документе толерантность четко увязывается с требованием соблюдения правопорядка (пункт 1.3). Указывается, что проявление толерантности «…не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. … Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» (пункт 1.4).
Таким образом, толерантность – это многофункциональное понятие, которое имеет несколько разные аспекты своего содержания в зависимости от ракурса рассмотрения. С правовой точки зрения – это требование соблюдения основных прав и свобод человека, в том числе права на индивидуальность; с психологической точки зрения – это особый вид самосознания, основанный на активном уважение индивидуальности другого человека. Есть и этический аспект толерантности, отраженный в определении толерантности, данном в Декларации принципов толерантности: понимание толерантности как общечеловеческой ценности, морального долга и добродетели (пункт 1.1). Есть и культурологический аспект, поскольку в документе используются два понятия «культура войны» и «культура толерантности», которые даются альтернативно (пункт 1.4). Существует и политический аспект толерантности: в тексте Декларации он отражен, когда указывается на толерантность как политическую потребность (пункт 1.1).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7
Задание № 1 к теме № 7
Характер проявляется в поведении. По книге Феофраста установите, как по поступкам можно определить сформированность черт характера.
Черта: «Льстивость»
«Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. Идя с кем-либо, он говорит спутнику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе не смотрят так, как на тебя! Вчера тебя расхваливали под Портиком. А там ведь сидело больше тридцати человек. И когда речь зашла о том, кто самый благородный, то все (и я, прежде всего) сошлись на твоем имени». Продолжая в таком духе, льстец снимает пушинки с его плаща и если тому в бороду от ветра попала соломинка, то вытаскивает ее и со смешком говорит: «Смотри-ка! Два дня мы с тобой не видались, а уже в бороде у тебя полно седых волос, хотя для твоих лет у тебя волос черен, как ни у кого другого». Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит всем остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании песни кричит: «Браво!» А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха. Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет. Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со словами: «Славного отца птенцы». Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает: «Твоя нога гораздо изящнее этой обуви». Когда тот отправляется навестить кого-нибудь из друзей, он забегает вперед со словами: «К тебе идут!», а затем, возвратившись, объявляет: «Я уже известил о твоем приходе». Мало того, он способен даже не переводя духа таскать покупки с женского рынка. Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и приговаривает: «Да и в еде ты знаешь толк!» Затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет: «Что за славный кусочек!». Пристает к хозяину с вопросами: не холодно ли ему, не накинуть ли на него что-нибудь и – не дожидаясь ответа – закутывает его. С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими оглядывается на него. В театре льстец сам подкладывает ему подушку, отняв ее у раба. И дом-то его, по словам льстеца, прекрасно построен, и земельный участок отлично обработан, и портрет похож».
Черта: «Бессовестность»
«Бессовестность, если ее определить, – это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти. А бессовестный вот какой человек. Сперва он идет к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом [...] после жертвоприношения богам он обедает у другого, а жертвенное мясо солит впрок. Позвав сопровождающего его слугу, он берет со стола куски мяса и хлеба и дает ему, говоря во всеуслышание: «Угощайся, Тибий». Когда идет покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для похлебки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом убегает. Купив своим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой. И если кто-нибудь сделал выгодную покупку на рынке, он требует часть уступить ему. К соседу в чужой дом приходит занять ячменя, а иногда и соломы, да еще заставляет заимодавца все это приносить к себе. В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерпнуть воды и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: «Готово!» А при выходе сказать банщику: «Ничего ты с меня не получишь!»
Задание № 2 к теме № 7
Проанализируйте сообщение о научном открытии, опубликованном в средствах массовой информации, и найдите в нем существенные ошибки, отражающие невежество авторов в вопросах психологии темперамента и характера.
Текст сообщения
«Согласно новому исследованию, большинство различий в характерах кошек объясняется пятью чертами: невротизмом, экстравертностью, доминированием, импульсивностью и послушностью. Причем отличия также могут быть связаны с окружающей средой и здоровьем. Статья с описанием результатов опубликована в журнале PLOS One.
Научное сообщество некогда отвергло теорию о том, что у животных может быть индивидуальный характер, однако в последнее время она получила новые подтверждения, что потенциально может помочь улучшить условия содержащихся в неволе животных. Несмотря на популярность кошек в качестве домашних животных, влияние их черт характера на содержание и особенности ухода ученые обычно упускали из виду.
Целью новой работы было проведение исследования на большом количестве животных, чтобы определить практические последствия для их содержания. Владельцам 2802 кошек были розданы анкеты, измеряющие 52 черты характера. В результате анализа было выявлено пять надежных личностных факторов.
Авторы приходят к выводу, что характер кошки может меняться. В частности, высоко импульсивные животные могут вести себя так из-за стресса, а низкая послушность может быть связана с болезнью или болью. Поэтому ученые заключают, что требуются расширенные работы, которые будут оценивать не только поведение кошек, но и их окружение, что позволит более полноценно исследовать характер животных (https://indicator.ru/news/2017/09/26/harakter-koshek/)».
Задание № 3 к теме № 7
Характер раскрывается в поведении. Можно определить черты характера по поступкам человека, например по тому, как он дарит подарки.
Представьте себе, что четыре девушки – Лида, Катя, Ирина, Маша и Вера – познакомились с молодыми людьми. На день рождения пригласили их к себе. Все молодые люди проявили экономность при выборе подарка. По характеру подарков определите, с какой чертой характера в симптомокомплексе объединена черта «экономность».
Кавалер Лиды сделал подарок собственными руками, выточил из дерева статуэтку.
Кавалер Кати купил ей китайский будильник на ближайшей барахолке.
Кавалер Ирины завернул дешевую авторучку в дорогую бумагу.
Кавалер Маши прислал ей нежное письмо вместо подарка.
Кавалер Веры бесследно исчез во время дня рождения.
На 8 Марта.
Кавалер Лиды подарил ей дешевую брошку, но ее привез его друг из Зимбабве.
Кавалер Кати купил ей китайский шарф на барахолке в другом городе.
Кавалер Ирины принес домашнее вино, но в красивой бутылке.
Кавалер Маши принес ей скромный букетик и нежно поздравил.
Кавалер Веры с простодушным видом пришел без подарка.
Задание № 4 к теме № 7
Проанализируйте фрагмент из сочинения американского просветителя Б. Франклина и выделите в нем факторы, влияющие на формирование характера.
ФРАГМЕНТ.
«Раздел II. Об удовольствии и страдании
I. Когда существо создается и наделяется жизнью, предполагается, что оно получает способность ощущать неудовольствие или страдание.
Это то, что отличает жизнь и создание от материи, лишенной действия и сознания. Знать или ощущать страдание или испытывать воздействие – значит жить; все сотворенное, неспособное к этому, мертво в собственном и точном смысле этого слова.
Всякое страдание и неудовольствие первоначально возникает и вызывается чем-то действующим извне и отличным от самого духа. Душа, прежде чем действовать, должна испытать воздействие. В раннем детстве она такова, как если бы ее не было. Она не сознает собственного существования, пока не получит первого ощущения страдания; только тогда, и не ранее этого, она начинает чувствовать себя, пробуждается и вступает в действие. Затем она развертывает свои силы и способности и прилагает их, чтобы устранить неудовольствие. Таков приводимый в действие механизм; это – жизнь. Мы первоначально движимы страданием, и весь последующий ход нашей жизни не что иное, как непрерывный ряд действий с целью избавиться от него. Как только мы избавляемся от одного неудовольствия, появляется другое, иначе движение прекратилось бы. Без непрерывного опускания гири часы остановятся. И как только пути неудовольствий к душе загромождены или отрезаны, мы мертвы, мы не можем более мыслить и действовать.
II. Неудовольствие, когда бы оно ни чувствовалось, порождает желание освободиться от него, соразмерное степени неудовольствия.
Итак, неудовольствие есть первый источник и причина всех действий. Пока мы в состоянии покоя не испытываем неудобства, у нас нет желания двигаться, а без желания двигаться не может быть произвольного движения. Опыт каждого человека, наблюдавшего собственные действия, свидетельствует об истинности этого, и, я думаю, нет необходимости доказывать, что желание равно по степени неудовольствию, так как это подразумевается по сути дела: данное состояние не есть неудовольствие, пока мы не желаем освободиться от него, и неудовольствие невелико, пока соответствующее желание невелико.
Мне хотелось бы здесь заметить, сколь необходимо страдание или неудовольствие в устроении и замысле Вселенной, как оно хорошо на своем месте! Предположим, что оно вдруг полностью исчезло из мира, и рассмотрим последствия этого. Все живые существа немедленно остановились бы как вкопанные, они замерли бы именно в той позе, в какой находились в момент, когда они еще испытывали неудобство; с этого момента не двигались бы ни одна из конечностей, ни один палец; мы вес были бы сведены к состоянию статуи, застывшей и неподвижной; я продолжал бы сидеть здесь без движения с пером в руке и не оставил бы больше своего сидения, не написал бы ни одной буквы. На первый взгляд это может показаться странным, однако небольшое размышление сделает это очевидным, ибо невозможно указать другую причину для произвольных движений животных, кроме их неудобства в состоянии покоя. Без него природа приобрела бы совершенно другой облик! Как оно необходимо! И маловероятно, чтобы обитатели земли когда-либо были свободны от него или чтобы творец когда-либо имел в виду избавить их от него».
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ № 7
1. Крутецкий В.А. Воспитание воли и характера. – М.: Знание, 1960.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЕМНАЯ Г-НА ДЕ ТРЕВИЛЯ
(Дюма А. Три мушкетера)
Господин де Труавиль – имя, которое еще продолжают носить его родичи в Гаскони, или де Тревиль, как он в конце концов стал называть себя в Париже, – путь свой и в самом деле начал так же, как д'Артаньян, то есть без единого су в кармане, но с тем запасом дерзости, остроумия и находчивости, благодаря которому даже самый бедный гасконский дворянчик, питающийся лишь надеждами на отцовское наследство, нередко добивался большего, чем самый богатый перигорский или беррийский дворянин, опиравшийся на реальные блага. Его дерзкая смелость, его еще более дерзкая удачливость в такое время, когда удары шпаги сыпались как град, возвели его на самую вершину лестницы, именуемой придворным успехом, по которой он взлетел, шагая через три ступеньки.
Он был другом короля, как всем известно, глубоко чтившего память своего отца, Генриха IV. Отец г-на де Тревиля так преданно служил ему в войнах против Лиги, что за недостатком наличных денег, – а наличных денег всю жизнь не хватало беарнцу, который все долги свои оплачивал остротами, единственным, чего ему не приходилось занимать, – что за недостатком наличных денег, как мы уже говорили, король разрешил ему после взятия Парижа включить в свой герб льва на червленом поле с девизом: «Fidelis et fortis» (Верный и сильный (лат.). То была большая честь, но малая прибыль. И, умирая, главный соратник великого Генриха оставил в наследство сыну всего только шпагу свою и девиз. Благодаря этому наследству и своему незапятнанному имени г-н де Тревиль был принят ко двору молодого принца, где он так доблестно служил своей шпагой и был так верен неизменному девизу, что Людовик XIII, один из лучших фехтовальщиков королевства, обычно говорил, что, если бы кто-нибудь из его друзей собрался драться на дуэли, он посоветовал бы ему пригласить в секунданты первым его, а вторым – г-на де Тревиля, которому, пожалуй, даже следовало бы отдать предпочтение.
Людовик XIII питал настоящую привязанность к де Тревилю – правда, привязанность королевскую, эгоистическую, но все же привязанность. Дело в том, что в эти трудные времена высокопоставленные лица вообще стремились окружить себя людьми такого склада, как де Тревиль. Много нашлось бы таких, которые могли считать своим девизом слово «сильный» – вторую часть надписи в гербе де Тревилей, но мало кто из дворян мог претендовать на эпитет «верный», составлявший первую часть этой надписи. Тревиль это право имел […]
Господин де Тревиль пользовался вначале этим мощным рычагом на пользу королю и его приверженцам, позже – на пользу себе и своим друзьям. Впрочем, ни из каких мемуаров того времени не явствует, чтобы даже враги, – а их было у него немало как среди владевших пером, так и среди владевших шпагой, – чтобы даже враги обвиняли этого достойного человека в том, будто он брал какую-либо мзду за помощь, оказываемую его верными солдатами. Владея способностью вести интригу не хуже искуснейших интриганов, он оставался честным человеком. Более того: несмотря на изнурительные походы, на все тяготы военной жизни, он был отчаянным искателем веселых приключений, изощреннейшим дамским угодником, умевшим при случае щегольнуть изысканным мадригалом. О его победах над женщинами ходило столько же сплетен, сколько двадцатью годами раньше о сердечных делах Бассомпьера, – а это кое-что значило. Капитан мушкетеров вызывал восхищение, страх и любовь, другими словами – достиг вершин счастья и удачи.
Людовик XIV поглотил все мелкие созвездия своего двора, затмив их своим ослепительным сиянием, тогда как отец его – солнце, pluribus impar (многим не равное (лат.), – предоставлял каждому из своих любимцев, каждому из приближенных сиять собственным блеском. Кроме утреннего приема у короля и у кардинала, в Париже происходило больше двухсот таких «утренних приемов», пользовавшихся особым вниманием. Среди них утренний прием у де Тревиля собирал наибольшее число посетителей.
Двор его особняка, расположенного на улице Старой Голубятни, походил на лагерь уже с шести часов утра летом и с восьми часов зимой. Человек пятьдесят или шестьдесят мушкетеров, видимо, сменявшихся время от времени, с тем чтобы число их всегда оставалось внушительным, постоянно расхаживали по двору, вооруженные до зубов и готовые на все. По лестнице, такой широкой, что современный строитель на занимаемом ею месте выстроил бы целый дом, сновали вверх и вниз старухи, искавшие каких-нибудь милостей, приезжие из провинции дворяне, жаждущие зачисления в мушкетеры, и лакеи в разноцветных, шитых золотом ливреях, явившиеся сюда с посланиями от своих господ. В приемной на длинных, расположенных вдоль стен скамьях сидели избранные, то есть те, кто был приглашен хозяином. С утра и до вечера в приемной стоял несмолкаемый гул, в то время как де Тревиль в кабинете, прилегавшем к этой комнате, принимал гостей, выслушивал жалобы, отдавал приказания и, как король со своего балкона в Лувре, мог, подойдя к окну, произвести смотр своим людям и вооружению […]
Несколько оправившись от первоначального смущения, д'Артаньян мог теперь на досуге приглядеться к одежде и лицам окружающих.
Центром одной из самых оживленных групп был рослый мушкетер с высокомерным лицом и в необычном костюме, привлекавшем к нему общее внимание. На нем был не форменный мундир, ношение которого, впрочем, не считалось обязательным в те времена – времена меньшей свободы, но большей независимости, – а светло-голубой, порядочно выцветший и потертый камзол, поверх которого красовалась роскошная перевязь, шитая золотом и сверкавшая, словно солнечные блики на воде в ясный полдень. Длинный плащ алого бархата изящно спадал с его плеч, только спереди позволяя увидеть ослепительную перевязь, на которой висела огромных размеров шпага.
Этот мушкетер только что сменился с караула, жаловался на простуду и нарочно покашливал. Вот поэтому-то ему и пришлось накинуть плащ, как он пояснял, пренебрежительно роняя слова и покручивая ус, тогда как окружающие, и больше всех д'Артаньян, шумно восхищались шитой золотом перевязью.
Ничего не поделаешь, – говорил мушкетер, – это входит в моду. Это расточительство, я и сам знаю, но модно. Впрочем, надо ведь куда-нибудь девать родительские денежки.
– Ах, Портос, – воскликнул один из присутствующих, – не старайся нас уверить, что этой перевязью ты обязан отцовским щедротам! Не преподнесла ли ее тебе дама под вуалью, с которой я встретил тебя в воскресенье около ворот Сент-Оноре?
– Нет, клянусь честью и даю слово дворянина, что я купил ее на собственные деньги, – ответил тот, кого называли Портосом.
– Да, – заметил один из мушкетеров, – купил точно так, как я – вот этот новый кошелек: на те самые деньги, которые моя возлюбленная положила мне в старый.
– Нет, право же, – возразил Портос, – и я могу засвидетельствовать, что заплатил за нее двенадцать пистолей.
Восторженные возгласы усилились, но сомнение оставалось.
– Разве не правда, Арамис? – спросил Портос, обращаясь к другому мушкетеру.
Этот мушкетер был прямой противоположностью тому, который к нему обратился, назвав его Арамисом. Это был молодой человек лет двадцати двух или двадцати трех, с простодушным и несколько слащавым выражением лица, с черными глазами и румянцем на щеках, покрытых, словно персик осенью, бархатистым пушком. Тонкие усы безупречно правильной линией оттеняли верхнюю губу. Казалось, он избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться. Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность. Говорил он мало и медленно, часто кланялся, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей своей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал. На вопрос своего друга он ответил утвердительным кивком.
Это подтверждение устранило, по-видимому, все сомнения насчет чудесной перевязи. Ею продолжали любоваться, но говорить о ней перестали, и разговор, постепенно подчиняясь неожиданным ассоциациям, перешел на другую тему.
– Будь я конюшим господина де Шале, – воскликнул Портос, – я бы проучил этого Рошфора! – А вас проучил бы Красный Герцог, – спокойно заметил Арамис.
– Красный Герцог... Браво, браво! Красный Герцог!.. – закричал Портос, хлопая в ладоши и одобрительно кивая. – Красный Герцог – это великолепно. Я постараюсь распространить эту остроту, будьте спокойны. Вот так остряк этот Арамис!.. Как жаль, что вы не имели возможности последовать своему призванию, дорогой мой! Какой очаровательный аббат получился бы из вас!
– Арамис!
– Портос!
– Господа!.. Господа!.. – послышалось со всех сторон.
– Господин де Тревиль ждет господина д'Артаньяна! – перебил их лакей, распахнув дверь кабинета.
Дверь кабинета, пока произносились эти слова, оставалась открытой, и все сразу умолкли. И среди этой тишины молодой гасконец пересек приемную и вошел к капитану мушкетеров, от души радуясь, что так своевременно избежал участия в развязке этой странной ссоры.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в психологию………………………………………. | 3 |
Тема 2. Понятие психики и ее развитие в филогенезе………………. | 16 |
Тема 3. Ощущения……………………………………………………... | 20 |
Тема 4. Восприятие……………………………………………………. | 25 |
Тема 5. Мышление…………………………………………………….. | 35 |
Тема 6. Память…………………………………………………………. | 39 |
Тема 7. Характер……………………………………………………….. | 45 |
Контрольный тест по всему курсу «Основы общей психологии»... | 55 |
Приложение……………………………………………………………. | 57 |
[1] Карточки из «Чемоданчика практического психолога» (США)
[2] Гендер – социальный пол.
УДК
ББК
Б 90
Печатается по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
от , протокол №
Рецензенты:
Костыря С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии ГБОУ ВО МО «Технический университет» (г. Королев);
А.А. Ларин, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» (г. Елец)
Будякова Т.П.
Б 90 Основы общей психологии. Учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2018. – 59 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»
ISBN
© Елецкий государственный
университет им. И.А.Бунина,
2018
© Т.П. Будякова, 2018
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ПЛАН
1. Понятие объекта и предмета психологии.
2. Отрасли психологии. Общая психология как отрасль психологии.
3. Методы психологии.
4. Понятие и виды психологических тестов.
5. Основные диагностические показатели, используемые в практической работе психолога.
6. Понятие о g-факторе.
7. Основные научные психологические школы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 395.