По первому вопросу «Понятие объекта и предмета психологии» обучающиеся должны обратить внимание на различие объекта и предмета науки.
Объект науки – это часть объективной действительности, изучаемая смежными науками. Предмет науки – часть объекта, который изучает только одна наука.
Ранее в психологической науке объектом считали человека, а предметом психику. Однако психику изучает не только психология, но и психиатрия, неврология, психопатология, логика, этика и другие науки. Поэтому в настоящее время объектом психологии считается психика, а предметом – возникновение, развитие и функционирование психики.
По второму вопросу «Отрасли психологии» студенты должны найти в сети интернет или учебниках по психологии перечень отраслей современной психологии и дополнить приведенный ниже перечень.
Современная психология разделена на следующие отрасли:
– общая психология;
– возрастная психология;
– психология развития;
– социальная психология;
– педагогическая психология;
– юридическая психология;
– инженерная психология;
– психология труда;
– экономическая психология;
– музыкальная психология;
– спортивная психология и другие.
По третьему вопросу «Методы психологии» обучающиеся должны уяснить, что к основным методам психологии относятся:
§ наблюдение;
§ методы опроса;
§ опросники;
§ анализ продуктов деятельности человека;
§ биографический метод;
§ проективные методы;
§ эксперимент.
Под наблюдением понимается изучение личности или группы, когда они находятся в поле зрения наблюдателя. Выделяют скрытое и открытое наблюдение. При скрытом наблюдении используются специальные средства, делающие процесс наблюдения незримым для наблюдаемых лиц.
Достоинством наблюдения считается естественный характер получаемых данных.
К недостаткам метода наблюдения относятся:
а) невозможность проверить гипотезы, возникающие в процессе интерпретации данных наблюдения;
б) субъективность описания и оценки данных наблюдения: другой исследователь вынужден верить тому, что сообщил наблюдатель, хотя в науке наиболее достоверно то, что не принимается на веру, а проверяется.
Методы опроса включают: беседу, анкетирование, интервью.
Под беседой понимается получение информации в процессе непосредственного контакта с респондентом. Типичная беседа включает три типа вопросов:
§ информационные (открытые) – цель которых получить информацию, которую респондент не скрывает;
§ психоаналитические (закрытые) – цель которых получить информацию, которую респондент старается скрыть;
§ психотерапевтические, обеспечивающие установление доверительного контакта с респондентом (см.: задание № 1 к теме № 1).
Анкетирование – это опрос с помощью опросного листа (анкеты).
Достоинствами анкетирования являются:
а) широкий охват респондентов;
б) оперативность исследования.
К недостаткам метода анкетирования относятся:
а) меньшая достоверность полученных данных (так как респонденты могут недобросовестно отвечать на вопросы анкеты, и это невозможно проверить);
б) невозможность задать дополнительные, уточняющие вопросы как респонденту, так и исследователю (в этом можно убедиться при выполнении практического задания № 2 к теме № 1).
Интервью – это вид беседы с заранее оговоренными (подготовленными) вопросами. В психологии разработаны особые виды интервью: проективное интервью, глубинное интервью. (Проанализируйте текст интервью в задании № 3 к теме № 1).
Опросники являются чисто психологическими методами исследования. В настоящее время научный уровень опросников таков, что они крайне редко дают надежную и достоверную научную информацию.
Причинами этого являются:
а) субъективность в разработке оценочных шкал ответов на вопросы опросника;
б) опросники, как правило, апробируются на узкой, нерепрезентативной выборке (в основном это студенты столичных вузов); в силу этого, например, другие категории опрашиваемых не всегда даже понимают смысл вопросов опросника в том ключе, который задан авторами его составившими;
в) проверить истинность (правдивость) ответов на вопросы опросника невозможно, даже если в него включены специальные вопросы, якобы проверяющие истинность ответа;
г) сам принцип опросника основан на самоотчете респондента; самоотчет всегда субъективен, зависит от собственного узкого опыта, отсюда могут быть ошибки в понимании смысла вопросов респондентом или смысла ответов респондента исследователем.
Соответствующий пример опросника дан в задании № 4 к теме № 1.
Эксперимент является общенаучным методом. В психологии он имеет свою специфику и называется психологическим экспериментом.
Психологический эксперимент является ведущим методом психологии. В отличие от других методов с помощью эксперимента можно не только сформулировать гипотезу исследования, но и проверить ее. Кроме того, используя методику эксперимента, другой исследователь может повторить эксперимент и удостовериться сам, что данные, описанные кем-то, имеют место (достоверны) или не имеют места (не достоверны).
Эксперимент – это моделирование ситуации, явления и т.д. с целью проверки гипотезы.
Гипотеза – это предположение, которое или подтверждается в эксперименте, либо подтверждается частично, либо опровергается.
Научную ценность имеют как данные, подтверждающие гипотезу, так и опровергающие ее.
Психологический эксперимент – это моделирование психологических явлений и событий с целью проверки гипотезы об их содержании и законах функционирования.
Следует усвоить виды психологических экспериментов.
По месту проведения:
§ лабораторный (проводится в искусственных условиях);
§ естественный (проводится в естественных условиях).
По качеству результатов:
§ пилотный (пробный);
§ основной.
По характеру результатов:
§ диагностический (констатирующий и контрольный) – вид эксперимента, в котором получают данные, характеризующие объект изучения на момент исследования;
§ формирующий эксперимент – вид эксперимента, в котором получают данные о потенциальных возможностях объекта исследования (например, о возможностях развития интеллекта, восприятия, личности и т.д.). В биологии существует понятие «норма реакции». Норма реакции означает, что у каждой особи есть границы своего развития. Оно применимо и для характеристики итогов формирования психологических процессов. В частности, у разных людей в зависимости от физических, генетических и иных условий есть свои индивидуальные границы, до которых можно развить интеллект и другие познавательные процессы. Эти границы определяются в формирующем эксперименте.
По четвертому вопросу «Понятие и виды психологических тестов» обучающиеся должны уяснить, что понятие теста разработано в западной психологии. По своей сущности (природе) тест является диагностическим экспериментом.
Термин «тест» в переводе с английского языка (test) означает «проба, испытание». Тестирование проводится в разных науках (механике, технике и др.) и на практике.
Психологический тест – это краткое стандартизированное испытание для выявления индивидуальных различий между людьми в сравниваемых величинах.
К видам тестов относятся:
а) предметные тесты, определяющие уровень ориентировки в конкретном предмете (химии, биологии и т.д.);
б) креативные тесты, определяющие уровень креативности;
в) интеллектуальные тесты, определяющие уровень интеллекта;
г) тесты на социальную ориентировку, выявляющие приспособленность человека к решению социальных задач и др.
По пятому вопросу «Основные диагностические показатели, используемые в практической работе психолога» обучающиеся должны усвоить, что в практической деятельности психолога наиболее типичными задачами являются выделение и анализ семи основных диагностических показателей:
IQ – коэффициент интеллекта;
SIQ – коэффициент социального интеллекта;
CI – индекс креативности;
EIQ – коэффициент эмоционального интеллекта;
PIQ – коэффициент физического интеллекта;
SpIQ – коэффициент духовного интеллекта;
У – показатель школьной успеваемости, ранее определялся на основе школьных отметок. В настоящее время определяется по предметным тестам.
Все названные показатели являются автономными, то есть не зависящими друг от друга. Например, высокий уровень IQ не означает одновременно автоматически высокого уровня Q (креативности) или SQ. IQ как показатель интеллектуального развития используется в США, Англии, Франции и некоторых других странах Европы. В России этот показатель наряду с другими применяется при определении степени умственной отсталости.
IQ или коэффициент ментального (когнитивного) интеллекта (Mental (cognitive) intelligence) определяется как соотношение умственного и физического возраста по формуле:
умственный возраст
IQ = ————————— х 100%
физический возраст
Умственный возраст определяется с помощью специальных интеллектуальных тестов по специальным шкалам.
Интеллектуальной нормой считаются показатели от 90 до 109 баллов.
Слабая умственная отсталость – IQ = 50–70 баллов.
Умеренная умственная отсталость – IQ = 35–50 баллов.
Тяжелая умственная отсталость – IQ = 20–35 баллов.
Глубокая умственная отсталость – IQ – ниже 20 баллов.
Интеллектуальные уровни выше дефективного выглядят следующим образом (приводится по Х.С. Замскому):
Граница в баллах | % | Классификация интеллектуальных уровней |
130 и выше | 2,2 | сверхпревосходный |
120–129 | 6,7 | превосходный |
110–119 | 16,1 | выше средний |
90–109 | 50,0 | средний |
80–89 | 16,1 | ниже средний |
70–79 | 6,7 | пограничный |
69 и ниже | 2,2 | дефективный |
(В процентах указаны показатели нормального распределения).
Креативность – это способность решать нестандартные задачи. Creativity index: CI – индекс креативности (см.: задание № 6 к теме № 1).
Социальный интеллект (SI: Social intelligence) – это умение (способность) решать социальные задачи, в том числе задачи общения, обустройства своего быта и т.п. Коэффициент социального интеллекта (SQ) определяется с помощью методик на социальную ориентировку. Например, испытуемому предлагают методику «Последовательность событий» (см.: задание № 5 к теме № 1).
Эмоциональный интеллект (Emotional intellect: EI) – это умение (способность) понимать, изображать эмоции и управлять ими. Определяется как с помощью специальных опросников, так и с помощью экспериментальных методик. Более надежные результаты дают экспериментальные методики (см.: задания № 6–7 к первой теме).
Физический интеллект (Physical intelligence: PI) – умение (способность) владеть своим телом и его частями, а также в целом своим здоровьем (сон, спорт, выносливость и т. д.).
Духовный интеллект (SI: Spiritual intelligence) – это умение (способность) строить свое поведение и оценивать поступки других людей с точки зрения нравственности, а также способность к трансценденции, способность осуществлять добродетельное поведение и пр. Автор данного конструкта американский психолог – Г. Гарднер. Теория Г. Гарднера подвергалась критике мировыми учеными, однако в России делается попытка применить его учение для диагностических целей. Некоторые отождествляют духовный интеллект и религиозность.
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ – (от лат. transcendere переступать) в широком смысле переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарика, 2004.
По шестому вопросу «Понятие о g -факторе» студенты должны уяснить, что в психологии интеллекта существует учение о g-факторе. Автор этого учения Чарльз Спирмен. G-фактор – это эмпирическим путем установленный феномен проявления общего интеллекта при разном подходе к решению задач людьми, имеющими индивидуальные когнитивные отличия. В советской психологии аналогом этой теории является теория общих способностей С.Л. Рубинштейна.
По седьмому вопросу «Основные научные психологические школы» следует уяснить, что школы в конкретных науках появляются в зависимости от того, как ученые понимают область изучаемой ими действительности и какие инструменты используют для ее изучения. Научная школа в отличие от обычной школы, где учатся дети, не имеет учеников. Она имеет своих основателей и адептов, или последователей. В психологии критериями различения научных школ считаются:
§ то, как основоположники и последователи научной школы понимают предмет психологии;
§ какой ведущий метод исследования они применяют;
§ какую систему категорий используют для изучения предмета психологии.
Наиболее значимыми научными школами в психологии являются: ассоциативная психология; бихевиоризм, психоанализ, деятельностная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология. В таблице ниже представлены основные научные психологические школы, которые были в истории психологии. Среди перечисленных есть и такие школы, которые уже не существуют. Попытайтесь определить, какие из психологических школ функционируют в современной психологии.
Таблица «Основные научные психологические школы»
Название научной школы | Предмет психологии | Основной метод | Основные категории | Представители |
Ассоциативная психология | Сознание и психика | Интроспекция | Ассоциация, образ, синтез и др. | Г. Эббингауз, Ф. Гальтон |
Бихевиоризм | Поведение | Эксперимент, (отрицание данных самонаблюдения) | Научение, условный рефлекс, подкрепление | Дж. Уотсон. Э. Торндайк |
Психоанализ | Бессознательное | Метод свободных ассоциаций | Либидо | З. Фрейд |
Деятельностная психология | Возникновение, развитие и функционирование психики | Эксперимент | Деятельность, действие, сознание, личность | Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. |
Гештальтпсихология | Психика и сознание | Самонаблюдение | Гештальт, перцептивная организация, жизненное пространство, образ, форма, целостность, конфигурация | К. Коффка, М. Вертхаймер, В. Келер, К. Левин и др. |
Гуманистическая психология | Личность | Анализ конкретных жизненных ситуаций, биографический метод | Самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье и др. | К. Роджерс, А. Маслоу |
Когнитивная психология | Познавательные процессы, умственная активность | Анализ ошибок, умственная хронометрия, регистрация психофизических показателей | Информация, обработка информации | А. Ньюэлл, Г. Саймон (лауреат Нобелевской премии), И. Шоу |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 1
Задание № 1 к теме № 1
Проанализируйте вопросы беседы и определите, к какому типу вопросов они относятся: открытые, закрытые, психотерапевтические?
Беседа
1. Вы очень хорошо выглядите. На Вас так действует весна?
2. Как долго Вы к нам ехали?
3. Сколько Вы заплатили за проезд в автобусе?
4. Вы не явились на консультацию в прошлый раз, почему?
5. Будет ли у Вас завтра свободное время для продолжения нашей беседы?
6. Что Вы намериваетесь сделать завтра?
7. Мне очень нравятся люди Вашего типа: энергичные, активные. Как Вы везде успеваете?
8. Меня интересует, насколько верно Вы представили информацию о доходах Вашей фирмы в налоговой декларации?
9. Сколько Вам лет?
10. В каком году Вы закончили школу?
Задание № 2 к теме № 1
Проанализируйте ответы на вопросы анкеты и попытайтесь определить их достоверность и правдивость («+» помечены ответы, выбранные условным анкетируемым).
Анкета
1. Сколько раз вы были свидетелями правонарушений?
а) ни разу; +
б) один раз;
в) несколько раз.
2. Какова, по вашему мнению, должна быть ответственность за угрозу распространить порочащие человека факты?
а) административная;
б) уголовная;
в) дисциплинарная. +
3. Чувствовали ли вы себя когда-либо оскорбленными?
а) никогда;
б) один раз; +
в) несколько раз.
4. Если вас оскорбили, то, как это выглядело?
а) дали пощечину;
б) грубо толкнули;
в) нецензурно обозвали. +
Задание № 3 к теме № 1
Проанализируйте черновой вариант интервью и определите, на какие вопросы интервьюер может отказаться ответить и почему?
Интервью
1. С какого времени Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью?
2. Каков Ваш годовой доход?
3. Чем занимаются члены Вашей семьи, имеют ли они отношение к Вашему бизнесу?
4. Какое время года Вы любите больше?
5. Где Вы предпочитаете отдыхать?
6. По каким критериям Вы подбираете сотрудников своей фирмы?
7. Сколько у Вас друзей?
8. Сколько времени Вы проводите на работе?
9. Ваш девиз?
10. Любите ли Вы своих близких?
Задание № 4 к теме № 1
Проанализируйте выборочный текст одного из опросников и ответьте:
а) готовы ли Вы быть искренним и при ответе на предложенные вопросы?
б) на все ли вопросы можно дать однозначный ответ?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 407.