МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМЕ №1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По первому вопросу «Понятие объекта и предмета психологии» обучающиеся должны обратить внимание на различие объекта и предмета науки.

Объект науки – это часть объективной действительности, изучаемая смежными науками. Предмет науки – часть объекта, который изучает только одна наука.

Ранее в психологической науке объектом считали человека, а предметом психику. Однако психику изучает не только психология, но и психиатрия, неврология, психопатология, логика, этика и другие науки. Поэтому в настоящее время объектом психологии считается психика, а предметом – возникновение, развитие и функционирование психики.

По второму вопросу «Отрасли психологии» студенты должны найти в сети интернет или учебниках по психологии перечень отраслей современной психологии и дополнить приведенный ниже перечень.

Современная психология разделена на следующие отрасли:

– общая психология;

– возрастная психология;

– психология развития;

– социальная психология;

– педагогическая психология;

– юридическая психология;

– инженерная психология;

– психология труда;

– экономическая психология;

– музыкальная психология;

– спортивная психология и другие.

По третьему вопросу «Методы психологии» обучающиеся должны уяснить, что к основным методам психологии относятся:

§ наблюдение;

§ методы опроса;

§ опросники;

§ анализ продуктов деятельности человека;

§ биографический метод;

§ проективные методы;

§ эксперимент.

Под наблюдением понимается изучение личности или группы, когда они находятся в поле зрения наблюдателя. Выделяют скрытое и открытое наблюдение. При скрытом наблюдении используются специальные средства, делающие процесс наблюдения незримым для наблюдаемых лиц.

Достоинством наблюдения считается естественный характер получаемых данных.

К недостаткам метода наблюдения относятся:

а) невозможность проверить гипотезы, возникающие в процессе интерпретации данных наблюдения;

б) субъективность описания и оценки данных наблюдения: другой исследователь вынужден верить тому, что сообщил наблюдатель, хотя в науке наиболее достоверно то, что не принимается на веру, а проверяется.

Методы опроса включают: беседу, анкетирование, интервью.

Под беседой понимается получение информации в процессе непосредственного контакта с респондентом. Типичная беседа включает три типа вопросов:

§  информационные (открытые) – цель которых получить информацию, которую респондент не скрывает;

§  психоаналитические (закрытые) – цель которых получить информацию, которую респондент старается скрыть;

§  психотерапевтические, обеспечивающие установление доверительного контакта с респондентом (см.: задание № 1 к теме № 1).

Анкетирование – это опрос с помощью опросного листа (анкеты).

Достоинствами анкетирования являются:

а) широкий охват респондентов;

б) оперативность исследования.

К недостаткам метода анкетирования относятся:

а) меньшая достоверность полученных данных (так как респонденты могут недобросовестно отвечать на вопросы анкеты, и это невозможно проверить);

б) невозможность задать дополнительные, уточняющие вопросы как респонденту, так и исследователю (в этом можно убедиться при выполнении практического задания № 2 к теме № 1).

Интервью – это вид беседы с заранее оговоренными (подготовленными) вопросами. В психологии разработаны особые виды интервью: проективное интервью, глубинное интервью. (Проанализируйте текст интервью в задании № 3 к теме № 1).

Опросники являются чисто психологическими методами исследования. В настоящее время научный уровень опросников таков, что они крайне редко дают надежную и достоверную научную информацию.

Причинами этого являются:

а) субъективность в разработке оценочных шкал ответов на вопросы опросника;

б) опросники, как правило, апробируются на узкой, нерепрезентативной выборке (в основном это студенты столичных вузов); в силу этого, например, другие категории опрашиваемых не всегда даже понимают смысл вопросов опросника в том ключе, который задан авторами его составившими;

в) проверить истинность (правдивость) ответов на вопросы опросника невозможно, даже если в него включены специальные вопросы, якобы проверяющие истинность ответа;

г) сам принцип опросника основан на самоотчете респондента; самоотчет всегда субъективен, зависит от собственного узкого опыта, отсюда могут быть ошибки в понимании смысла вопросов респондентом или смысла ответов респондента исследователем.

Соответствующий пример опросника дан в задании № 4 к теме № 1.

Эксперимент является общенаучным методом. В психологии он имеет свою специфику и называется психологическим экспериментом.

Психологический эксперимент является ведущим методом психологии. В отличие от других методов с помощью эксперимента можно не только сформулировать гипотезу исследования, но и проверить ее. Кроме того, используя методику эксперимента, другой исследователь может повторить эксперимент и удостовериться сам, что данные, описанные кем-то, имеют место (достоверны) или не имеют места (не достоверны).

Эксперимент – это моделирование ситуации, явления и т.д. с целью проверки гипотезы.

Гипотеза – это предположение, которое или подтверждается в эксперименте, либо подтверждается частично, либо опровергается.

Научную ценность имеют как данные, подтверждающие гипотезу, так и опровергающие ее.

Психологический эксперимент – это моделирование психологических явлений и событий с целью проверки гипотезы об их содержании и законах функционирования.

Следует усвоить виды психологических экспериментов.

По месту проведения:

§  лабораторный (проводится в искусственных условиях);

§  естественный (проводится в естественных условиях).

По качеству результатов:

§  пилотный (пробный);

§  основной.

По характеру результатов:

§  диагностический (констатирующий и контрольный) – вид эксперимента, в котором получают данные, характеризующие объект изучения на момент исследования;

§  формирующий эксперимент – вид эксперимента, в котором получают данные о потенциальных возможностях объекта исследования (например, о возможностях развития интеллекта, восприятия, личности и т.д.). В биологии существует понятие «норма реакции». Норма реакции означает, что у каждой особи есть границы своего развития. Оно применимо и для характеристики итогов формирования психологических процессов. В частности, у разных людей в зависимости от физических, генетических и иных условий есть свои индивидуальные границы, до которых можно развить интеллект и другие познавательные процессы. Эти границы определяются в формирующем эксперименте.

По четвертому вопросу «Понятие и виды психологических тестов» обучающиеся должны уяснить, что понятие теста разработано в западной психологии. По своей сущности (природе) тест является диагностическим экспериментом.

Термин «тест» в переводе с английского языка (test) означает «проба, испытание». Тестирование проводится в разных науках (механике, технике и др.) и на практике.

Психологический тест – это краткое стандартизированное испытание для выявления индивидуальных различий между людьми в сравниваемых величинах.

К видам тестов относятся:

а) предметные тесты, определяющие уровень ориентировки в конкретном предмете (химии, биологии и т.д.);

б) креативные тесты, определяющие уровень креативности;

в) интеллектуальные тесты, определяющие уровень интеллекта;

г) тесты на социальную ориентировку, выявляющие приспособленность человека к решению социальных задач и др.

По пятому вопросу «Основные диагностические показатели, используемые в практической работе психолога» обучающиеся должны усвоить, что в практической деятельности психолога наиболее типичными задачами являются выделение и анализ семи основных диагностических показателей:

IQ – коэффициент интеллекта;

SIQ – коэффициент социального интеллекта;

CI – индекс креативности;

EIQ – коэффициент эмоционального интеллекта;

PIQ – коэффициент физического интеллекта;

SpIQ – коэффициент духовного интеллекта;

У – показатель школьной успеваемости, ранее определялся на основе школьных отметок. В настоящее время определяется по предметным тестам.

Все названные показатели являются автономными, то есть не зависящими друг от друга. Например, высокий уровень IQ не означает одновременно автоматически высокого уровня Q (креативности) или SQ. IQ как показатель интеллектуального развития используется в США, Англии, Франции и некоторых других странах Европы. В России этот показатель наряду с другими применяется при определении степени умственной отсталости.

IQ или коэффициент ментального (когнитивного) интеллекта (Mental (cognitive) intelligence) определяется как соотношение умственного и физического возраста по формуле:

умственный возраст

IQ = ————————— х 100%

физический возраст

 

Умственный возраст определяется с помощью специальных интеллектуальных тестов по специальным шкалам.

Интеллектуальной нормой считаются показатели от 90 до 109 баллов.

Слабая умственная отсталость – IQ = 50–70 баллов.

Умеренная умственная отсталость – IQ = 35–50 баллов.

Тяжелая умственная отсталость – IQ = 20–35 баллов.

Глубокая умственная отсталость – IQ – ниже 20 баллов.

Интеллектуальные уровни выше дефективного выглядят следующим образом (приводится по Х.С. Замскому):

 

Граница в баллах % Классификация интеллектуальных уровней
130 и выше 2,2 сверхпревосходный
120–129 6,7 превосходный
110–119 16,1 выше средний
90–109 50,0 средний
80–89 16,1 ниже средний
70–79 6,7 пограничный
69 и ниже 2,2 дефективный

 

(В процентах указаны показатели нормального распределения).

Креативность – это способность решать нестандартные задачи. Creativity index: CI – индекс креативности (см.: задание № 6 к теме № 1).

Социальный интеллект (SI: Social intelligence) – это умение (способность) решать социальные задачи, в том числе задачи общения, обустройства своего быта и т.п. Коэффициент социального интеллекта (SQ) определяется с помощью методик на социальную ориентировку. Например, испытуемому предлагают методику «Последовательность событий» (см.: задание № 5 к теме № 1).

Эмоциональный интеллект (Emotional intellect: EI) – это умение (способность) понимать, изображать эмоции и управлять ими. Определяется как с помощью специальных опросников, так и с помощью экспериментальных методик. Более надежные результаты дают экспериментальные методики (см.: задания № 6–7 к первой теме).

Физический интеллект (Physical intelligence: PI) – умение (способность) владеть своим телом и его частями, а также в целом своим здоровьем (сон, спорт, выносливость и т. д.).

Духовный интеллект (SI: Spiritual intelligence) – это умение (способность) строить свое поведение и оценивать поступки других людей с точки зрения нравственности, а также способность к трансценденции, способность осуществлять добродетельное поведение и пр. Автор данного конструкта американский психолог – Г. Гарднер. Теория Г. Гарднера подвергалась критике мировыми учеными, однако в России делается попытка применить его учение для диагностических целей. Некоторые отождествляют духовный интеллект и религиозность.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (от лат. transcendere переступать) в широком смысле переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарика, 2004.

По шестому вопросу «Понятие о g -факторе» студенты должны уяснить, что в психологии интеллекта существует учение о g-факторе. Автор этого учения Чарльз Спирмен. G-фактор – это эмпирическим путем установленный феномен проявления общего интеллекта при разном подходе к решению задач людьми, имеющими индивидуальные когнитивные отличия. В советской психологии аналогом этой теории является теория общих способностей С.Л. Рубинштейна.

По седьмому вопросу «Основные научные психологические школы» следует уяснить, что школы в конкретных науках появляются в зависимости от того, как ученые понимают область изучаемой ими действительности и какие инструменты используют для ее изучения. Научная школа в отличие от обычной школы, где учатся дети, не имеет учеников. Она имеет своих основателей и адептов, или последователей. В психологии критериями различения научных школ считаются:

§  то, как основоположники и последователи научной школы понимают предмет психологии;

§  какой ведущий метод исследования они применяют;

§  какую систему категорий используют для изучения предмета психологии.

Наиболее значимыми научными школами в психологии являются: ассоциативная психология; бихевиоризм, психоанализ, деятельностная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология. В таблице ниже представлены основные научные психологические школы, которые были в истории психологии. Среди перечисленных есть и такие школы, которые уже не существуют. Попытайтесь определить, какие из психологических школ функционируют в современной психологии.

 

Таблица «Основные научные психологические школы»

 

Название научной школы Предмет психологии Основной метод Основные категории Представители
Ассоциативная психология Сознание и психика Интроспекция Ассоциация, образ, синтез и др. Г. Эббингауз, Ф. Гальтон
Бихевиоризм Поведение Эксперимент, (отрицание данных самонаблюдения) Научение, условный рефлекс, подкрепление Дж. Уотсон. Э. Торндайк
Психоанализ Бессознательное Метод свободных ассоциаций Либидо З. Фрейд
Деятельностная психология Возникновение, развитие и функционирование психики Эксперимент Деятельность, действие, сознание, личность Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.
Гештальтпсихология Психика и сознание Самонаблюдение Гештальт, перцептивная организация, жизненное пространство, образ, форма, целостность, конфигурация К. Коффка, М. Вертхаймер, В. Келер, К. Левин и др.
Гуманистическая психология Личность Анализ конкретных жизненных ситуаций, биографический метод Самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье и др. К. Роджерс, А. Маслоу
Когнитивная психология Познавательные процессы, умственная активность Анализ ошибок, умственная хронометрия, регистрация психофизических показателей Информация, обработка информации А. Ньюэлл, Г. Саймон (лауреат Нобелевской премии), И. Шоу

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 1

Задание № 1 к теме № 1

Проанализируйте вопросы беседы и определите, к какому типу вопросов они относятся: открытые, закрытые, психотерапевтические?

Беседа

1. Вы очень хорошо выглядите. На Вас так действует весна?

2. Как долго Вы к нам ехали?

3. Сколько Вы заплатили за проезд в автобусе?

4. Вы не явились на консультацию в прошлый раз, почему?

5. Будет ли у Вас завтра свободное время для продолжения нашей беседы?

6. Что Вы намериваетесь сделать завтра?

7. Мне очень нравятся люди Вашего типа: энергичные, активные. Как Вы везде успеваете?

8. Меня интересует, насколько верно Вы представили информацию о доходах Вашей фирмы в налоговой декларации?

9. Сколько Вам лет?

10. В каком году Вы закончили школу?

 

Задание № 2 к теме № 1

Проанализируйте ответы на вопросы анкеты и попытайтесь определить их достоверность и правдивость («+» помечены ответы, выбранные условным анкетируемым).

Анкета

1. Сколько раз вы были свидетелями правонарушений?

                                 а) ни разу; +

                                 б) один раз;

                                 в) несколько раз.

2. Какова, по вашему мнению, должна быть ответственность за угрозу распространить порочащие человека факты?

                                 а) административная;

                                 б) уголовная;

                                 в) дисциплинарная. +

3. Чувствовали ли вы себя когда-либо оскорбленными?

                                 а) никогда;

                                 б) один раз; +

                                 в) несколько раз.

4. Если вас оскорбили, то, как это выглядело?

                                 а) дали пощечину;

                                 б) грубо толкнули;

                                 в) нецензурно обозвали. +

 

Задание № 3 к теме № 1

Проанализируйте черновой вариант интервью и определите, на какие вопросы интервьюер может отказаться ответить и почему?

Интервью

1. С какого времени Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью?

2. Каков Ваш годовой доход?

3. Чем занимаются члены Вашей семьи, имеют ли они отношение к Вашему бизнесу?

4. Какое время года Вы любите больше?

5. Где Вы предпочитаете отдыхать?

6. По каким критериям Вы подбираете сотрудников своей фирмы?

7. Сколько у Вас друзей?

8. Сколько времени Вы проводите на работе?

9. Ваш девиз?

10. Любите ли Вы своих близких?

 

Задание № 4 к теме № 1

Проанализируйте выборочный текст одного из опросников и ответьте:

а) готовы ли Вы быть искренним и при ответе на предложенные вопросы?

б) на все ли вопросы можно дать однозначный ответ?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 363.