По шестому вопросу «Система отчета в восприятии» обучающиеся должны уяснить, что такое свойство восприятия как система отсчета зависит от предыдущего опыта человека и его индивидуальных особенностей. Так, спортсмен-тяжеловес и хрупкая женщина по-разному оценивают тяжесть конкретного предмета. Поэтому при оценке свидетельских показаний надо выяснить (можно в порядке следственного эксперимента), что значит в восприятии свидетеля «тяжело», «легко», «светло», «высоко», «далеко» и т.д.
По седьмому вопросу «Установка в восприятии» обучающиеся должны воспроизвести известные эксперименты по установке в восприятии Д.Н. Узнадзе. Д.Н. Узнадзе – автор психологической теории установки. Установка по Д.Н. Узнадзе – это специфическое состояние личности, которое оказывает определяющее влияние на восприятие объектов окружающего мира и самого человека. Установка связана как с предыдущим опытом человека, так и с системой специального воздействия на него.
Влияние установки в виде специального воздействия на человека проиллюстрировано в экспериментах Роберта Вудвортса в модификации В.М. Гордиенко (см.: задание № 5 к теме № 4).
Учет установки важен при оценке достоверности свидетельских показаний. Показания свидетеля могут изменяться, если события преступления обсуждаются в прессе, если намеренно искажаются одной из сторон судопроизводства.
По восьмому вопросу «Апперцепция» обучающиеся должны уяснить, что апперцепция – это зависимость восприятия от потребностей человека, как инвариантных, так и текущих. Голодный человек в первую очередь обращает внимание на пищу, женщины чаще обращают внимание на одежду, прическу, украшения, мужчины – на инструменты, механизмы, технику. Это обстоятельство имеет важное значение для оценки достоверности свидетельских показаний (см.: задание № 6 к теме № 4). Апперцепция означает, что восприятие чем-то обусловлено еще до акта самого восприятия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 4
Задание № 1 к теме № 4
Ниже представлен рисунок испытуемого, который прослушал небольшой текст из романа А. Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» и графически изобразил место происходящих событий и лиц, участвовавших в нем. Найдите 10 ошибок, которые свидетельствуют о неправильном восприятии содержания текста. Под рисунком приведен исходный текст.
Рисунок-иллюстрация текста
Условные изображения:
– всадник
– замок
– лес
– мост
Исходный текст
В середине мая 1660 года, в девять часов утра, когда солнце, начавшее уже припекать, высушило росу на левкоях Блуаского замка, небольшая кавалькада, состоявшая из трех дворян и двух пажей, проехала по городскому мосту, не произведя большого впечатления на гуляющих по набережной. Они лишь прикоснулись к шляпам со следующими словами:
– Его высочество возвращается с охоты.
И только.
Пока лошади брали крутой подъем от реки к замку, несколько сидельцев подошли к последней лошади, к седлу которой были привешены за клюв разные птицы.
С истинно деревенской откровенностью любопытные выразили пренебрежение к такой скудной добыче и, потолковав между собою о невыгодах охоты влет, вернулись к своим делам.
Только один из любопытных – рослый, краснощекий веселый малый – спросил, почему его высочество, имея возможность хорошо проводить время благодаря своим огромным доходам, довольствуется столь жалким развлечением.
Ему отвечали:
– Разве ты не знаешь, что для его высочества главное развлечение – скука?
Весельчак пожал плечами с жестом, который ясно говорил: «В таком случае я предпочитаю быть лавочником, а не принцем».
И каждый вернулся к своей работе.
Задание №2 к теме №4
1. Определите, кто из известных людей изображен на коллажах А, Б, В, Г?
2. Почему лиц, изображенных на коллажах А, Б, В, легко узнать, а лицо, изображенное на коллаже Г – трудно? Как это связано с первым законом целостности восприятия?
Коллажи к заданию №2
коллаж А коллаж Б
коллаж В коллаж Г
Задание № 3 к теме № 4
Попробуйте опознать, кто из известных людей снят на приведенных ниже фотографиях № 1, № 2.
Фотография № 1
Фотография № 2
Задание № 4 к теме № 4
Проведите следующий эксперимент. Предъявите по очереди двум группам испытуемых стимульный материал, расположенный в центре таблицы (см.: ниже). Одной группе назовите стимульный материал так, как предложено в первом предъявлении (очки, шляпа, окно, жук, горшок с цветами). Другой группе назовите стимульный материал так, как предложено во втором предъявлении (гантели, утюг, подарок, телевизор, голова зайца). Затем попросите нарисовать предметы, предложенные как стимульный материал. Обратите внимание, что рисунки двух групп испытуемых будут различаться в зависимости от установки на конкретное изображение, данное экспериментатором.
Таблица
1-ое предъявление | Стимульный материал | 2-ое предъявление |
Очки | Гантели | |
Шляпа | Утюг | |
Окно | Подарок, перевязанный ленточкой | |
Жук | Телевизор с антенной | |
Горшок с цветами | Голова зайца |
Задание № 5 к теме № 4
Мальчику и девочке восьми лет было предложено составить рассказ со словами «торт». Проанализируйте оба рассказа и выявите гендерные[2] особенности характеристики событий, описанных в рассказах детей разного пола.
Рассказ девочки: «Мы с мамой решили испечь торт. Взяли муку, добавили молока и масла, замесили тесто, испекли коржи. Затем украсили коржи фруктами. Торт получился очень вкусный».
Рассказ мальчика: «Мы с папой пошли на рыбалку. Взяли с собой удочки и корм для рыб. Клев был хороший, мы с папой поймали восемь больших карпов. Вечером мы вернулись домой. Мама испекла торт».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 314.