По первому вопросу «Понятие ощущений» обучающиеся должны уяснить, что ощущение – самый простой способ отражения объективной действительности. Ощущение – это непосредственное отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений.
На уровне ощущений не отражается предмет в целом, а только его отдельные свойства. Ощущение появляется только в результате воздействия раздражителя на органы чувств, поэтому и называется непосредственным отражением. Напротив, опосредованное отражение дает возможность отражать предмет и тогда, когда он не воздействует на органы чувств.
По второму вопросу «Свойства ощущений» важно усвоить, что существуют различные классификации ощущений.
По виду анализаторов выделяют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожно-кинестетические или тактильные ощущения (см. задание № 1 к теме № 3).
По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные ощущения (возникают от внешних раздражителей); интероцептивные (возникают от внутренних раздражителей); проприоцептивные (возникают от работы мышц) (см. задание № 2 к теме № 3). Одним из проявлений проприоцепции является ощущение «схемы тела».
По модальности выделяют модально специфические и модально неспецифические ощущения. Модальность – это качество ощущений. Модально специфические – это такие ощущения, на которые настроен анализатор. Например, для слухового анализатора модально-специфическими ощущениями будут ощущения звуков. Модально неспецифические – это ощущения, на которые не настроен анализатор, но которые в нем возникают, хотя качество их значительно хуже, чем в том анализаторе, который специально на них настроен. Модально специфические ощущения – это, например, все синестезические ощущения.
По третьему вопросу «Свойства и закономерности ощущений: обучающиеся должны уяснить, что наиболее важными закономерностями ощущений являются пороги ощущений.
Пороги ощущений бывают трёх видов:
а) нижний порог – это минимальная сила раздражителя, при которой впервые возникает ощущение (см.: задание № 3 к теме № 3);
б) верхний порог – это максимальная сила раздражителя, при которой сохраняется ещё модально специфические ощущения. Если сила раздражителя увеличивается ещё больше, то она уже считается сверхпороговой. Модально специфические ощущения в таком случае не возникают, но возникает или боль, или полная потеря чувствительности: «глаз слепнет», «ухо глохнет» и. т. д., то есть теряется способность отражать свет, звук и.т.д. (см.: задание № 4 к теме № 3).
Дифференциальный порог (другие названия: разностный или различительный) – это минимальное различие между двумя похожими раздражителями, которое способен различить человек (см. задание № 5 к теме № 3).
Пороги чувствительности можно тренировать, у каждого человека свои значения порогов чувствительности.
В следственной практике и оперативно-розыскной деятельности знание о порогах чувствительности помогает оценить достоверность свидетельских показаний, выявить случаи мошенничества, определить моральный вред, причиняемый человеку в случае использования сверхпороговых или около пороговых раздражителей.
Так, например, люди, страдающие повышенной чувствительностью к какому-либо раздражителю, испытывают значительно большие страдания, если в их присутствии используют данный раздражитель даже в средних для обычного человека значениях. Если это делается умышленно, то возникает основание для предъявления иска о компенсации морального вреда.
В науке описаны следующие варианты повышенной чувствительности людей: алгезия (расстройство чувства боли, когда малейшее прикосновение причиняет боль); гиперосмия (острое, до непереносимости восприятие запахов; гиперакузия (непереносимость звуков, особенно громких) и др.
Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Адаптация в зрительном анализаторе бывает двух видов: темновая и световая.
Световая адаптация – это уменьшение чувствительности сетчатки глаза при переходе от темноты к свету.
Темновая адаптация – это увеличение чувствительности сетчатки глаза при переходе от света к темноте. В основе световой адаптации лежит химическая реакция: на свету разлагается светочувствительное вещество родопсин, находящееся в сетчатке. В темноте родопсин восстанавливается, и чувствительность зрительного анализатора увеличивается. Время распада – восстановления родопсина 15–20 минут, поэтому вначале при переходе от света к темноте и наоборот человек как бы «слепнет».
В оперативно-розыскной деятельности важно учитывать это обстоятельство, когда оперативный работник, например, преследуя преступника, заходит с ярко освещённой улицы в тёмный подъезд: он в течение 15-20 минут видит хуже, чем преступник, находящийся в подъезде, так как тот уже адаптировался к темноте.
Сенсибилизация – это увеличение чувствительности уже после того, как произошла адаптация. Сенсибилизация осуществляется за счёт лобных долей коры больших полушарий, посредством акта внимания. Благодаря концентрации внимания, оно не «распыляется» на посторонние факторы среды и, соответственно, улучшает продукт деятельности наблюдения.
Синестезия – это возникновение модально неспецифических ощущений в анализаторе, который настроен на возникновение иных ощущений. Например, «цветомузыка» - ощущение звуков при восприятии цвета и наоборот.
Другой пример синестезии: вкусовые ощущения разные, если блюда на столе выглядят красиво или неэстетично. Это свойство применяют родители, когда хотят, чтобы их ребенок ел полезную, но не очень вкусную еду. Креативно оформляя еду на тарелке, например в виде животных или растений, тем самым вызывая аппетит к нелюбимой еде.
К количественным свойствам ощущений относятся: интенсивность, сила, продолжительность.
К свойствам зрительных ощущений относятся, в частности, острота зрения и поле зрения.
К свойствам слуховых ощущений относятся: острота слуха, громкость звука.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 3
Задание № 1 к теме № 3
Закончите определение видов ощущений по анализаторам по предложенному образцу:
а) зрительное ощущение – это непосредственное отражение цвета предметов, их яркости и месторасположения в пространстве;
б) слуховое ощущение – это …
в) обонятельное ощущение – это …
в) тактильное ощущение – это …
г) вкусовое ощущение – это…
Задание № 2 к теме № 3
Определите к какому виду ощущений: экстероцептивным, интероцептивным или проприоцептивным относятся данные ощущения.
№ п/п | Конкретный перечень ощущений | Вид ощущений |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Свет запах усталость расслабленность схема тела боль удушье дискомфорт звуки тяжесть ноши прикосновение |
Задание № 3 к теме № 3
Дополните определение нижнего порога по образцу:
а) нижний световой порог – это самая маленькая интенсивность света, при которой впервые мы начинаем его видеть;
б) нижний слуховой порог – это …
в) нижний вкусовой порог – это …
г) нижний обонятельный порог – это …
д) нижний тактильный порог – это …
Задание № 4 к теме № 3
Дополните определение верхнего порога по образцу:
а) верхний зрительный порог – это максимальная сила света, при которой зрительный анализатор ещё отражает данное воздействие как свет;
б) сверхпороговый раздражитель для зрительного анализатора – это такой силы (яркости) свет, при котором «глаз слепнет», то есть не отражает свет;
в) верхний слуховой порог – это …
г) сверхпороговый раздражитель для слухового анализатора …
д) верхний тактильный порог – это …
е) сверхпороговый раздражитель для тактильного анализатора это …
Задание № 5 к теме № 3
Дополните определение дифференциального порога, специфичного для конкретного анализатора по образцу:
а) цветовой дифференциальный порог – это минимальная разница между двумя оттенками одного цвета, которую способен различить человек;
б) слуховой дифференциальный порог – это …
в) обонятельный дифференциальный порог – это …
г) вкусовой дифференциальный порог – это ...
д) тактильный дифференциальный порог – это …
Дата: 2019-03-05, просмотров: 596.