Самоопределение: иллюзии и реальность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Почему же, однако, Ленин отверг «автономизацию» и столь решительно поддержал грузинских «национал-уклонистов»? Отчасти Ленин сам дал ответ на этот вопрос. Объясняя свою готовность вернуться к военно-дипломатическому союзу республик, он писал: «Вред, который может проистечь для нашего государства от отсутствия объединенных аппаратов национальных с аппаратом русским, неизмеримо меньше, бесконечно меньше, чем тот вред, который проистечет не только для нас, но и для всего Интернационала, для сотен миллионов народов Азии, которой предстоит выступить на исторической сцене в ближайшем будущем… Было бы непростительным оппортунизмом, если бы мы накануне этого выступления Востока и в начале его пробуждения подрывали свой авторитет среди него малейшей хотя бы грубостью и несправедливостью по отношению к нашим собственным инородцам».

Решение национального вопроса, как, впрочем, и других демократических задач, Ленин подчинял интересам мировой пролетарской революции. Главной задачей в начале 20-х гг. было привлечение национальных меньшинств России и народов Востока на сторону большевизма. Любые действия, которые могли помешать достижению этой цели, были вредны. Именно этим объяснялись, по-видимому, яростные нападки Ленина на великорусский шовинизм. Соратники вождя хорошо понимали его. Н.И. Бухарин, выступая на XII съезде РКП(б), говорил:

«Почему т. Ленин с такой бешеной энергией стал бить тревогу в грузинском вопросе? И почему т. Ленин в своем письме не сказал ни слова об ошибках уклонистов и, наоборот, все слова сказал и четырехаршинные слова сказал против политики, которая велась против уклонистов?

Потому, что не знал, что существует местный шовинизм? А потому, что т. Ленин — гениальный стратег. Он знает, что нужно бить главного врага. Например, на этом съезде нечего говорить о местном шовинизме. Это — вторая фаза нашей борьбы».

Другой видный большевик — К. Радек — высказался еще более определенно: «Я разделяю мнение о растущем значении национального вопроса… И лучше, чтобы здесь Мдивани орал вовсю, чем мужики в Грузии».

На практике федеративное начало в Советском Союзе оказалось сугубо декларативным. Деление страны на союзные и автономные республики не помешало становлению сверхцентрализованного государства. Не зря Ленин опасался, что «“свобода выхода из союза”… окажется пустою бумажкой».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕЗОЛЮЦИЯ  «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР   С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ»

 

Проект резолюции комиссии Оргбюро ЦК Текст резолюции, переработанный с учетом замечаний Ленина  
«1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР… Примечание: Соответствующие изменения в конституциях упомянутых в п. 1-м республик и РСФСР произвести по проведении вопроса в советском порядке. «1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».
2. В соответствии с этим постановлением ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в п. 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР — для объединенных комиссариатов этих республик. Примечание: В состав Президиума ВЦИК РСФСР вводятся представители этих республик. 2. Высшим органом «Союза» считать «Союзный ЦИК», составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения. 3. Исполнительным органом «Союзного ЦИКа» считать «Союзный Совнарком», назначаемый «Союзным ЦИКом».
3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, пути сообщения (за исключением местного транспорта) и Потель [Наркомат почт и телеграфов] упомянутых в п. 1 республик слить с таковыми РСФСР с тем, чтобы у соответствующих наркоматов РСФСР имелись в республиках свои уполномоченные с небольшим аппаратом. Уполномоченные назначаются наркомами РСФСР по соглашению с ЦИКами республик. Считать целесообразным участие представителей заинтересованных республик в соответствующих заграничных представительствах НКИД и НКВТ. 4. Индел, Внешторг, Наркомвоен, НКПС и Потель Республик и федераций, входящих в состав «Союза», слить с таковыми «Союза Сов. Соц. Республик» с тем, чтобы у соответствующих наркоматов «Союза республик» имелись в республиках и федерациях свои уполномоченные с небольшим аппаратом, назначаемые наркомами «Союза» по согласованию с ЦИКами федераций и республик. Примечание: Считать необходимым привлечение представителей заинтересованных республик в соответствующие заграничные представительства НКИД и НКВТ.
4. Наркоматы финансов, продовольствия, труда и народного хозяйства республик формально подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР. 5. Наркоматы финансов, продовольствия, народного хозяйства, труда и инспекции республик и федераций, входящих в состав «Союза республик», равно как их центральные органы борьбы с контрреволюцией, подчинить директивам соответствующих наркоматов и постановлений Совнаркома и СТО «Союза республик».
5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1 республик, как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче - крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными. 1-ое примечание: Органы борьбы с контрреволюцией в упомянутых выше республиках подчинить директивам ГПУ РСФСР. 2-ое примечание: Предоставить ЦИКам республик право амнистии только по гражданским делам. 6. Остальные наркоматы, входящие в состав «Союза республик», как-то: юстиции, просвещения, внудел, земледелия, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными».
  6. Настоящее решение, если оно будет одобрено Цека РКП, не публикуется, а передается национальным Цека, как циркулярная директива, для его проведения в советском порядке через ЦИКи или съезды Советов, упомянутых выше республик до созыва Всероссийского съезда Советов, на котором декларируется оно как пожелание этих республик».    

 

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

1. Сравните проект резолюции, подготовленный Сталиным и текст, переработанный с учетом замечаний Ленина. Установите общие черты и различия двух документов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

1. Каковы были предпосылки создания единого Советского государства?

2. Какие преимущества и какие недостатки были присущи проекту «автономизации»?

3. Чем объясняется конфликт Сталина и Орджоникидзе с грузинскими большевиками?

4. Почему Ленин поддержал сторонников Б. Мдивани в их споре со Сталиным и Орджоникидзе?

5. В чем, с вашей точки зрения, состоят достоинства и недостатки национально-государственной структуры, сложившейся в СССР и сохраняющейся в современной России?



Завещание» вождя

Болезнь Ленина

В 1922 г. здоровье Ленина стало быстро ухудшаться. 25 мая, во время отдыха в подмосковном имении Горки, у него произошел тяжелый приступ, приведший к частичному параличу и нарушению речи[91]. Больному требовался абсолютный покой. Только во второй половине июня он смог беседовать на политические темы, а месяц спустя начал писать записки. По-настоящему приступить к работе врачи разрешили ему лишь в конце сентября. 2 октября Ленин вернулся в Москву. Однако присутствовать на Пленуме ЦК, обсуждавшем проекты объединения советских республик, он не смог.

В конце ноября самочувствие Ленина вновь ухудшилось, а 13 декабря произошли два приступа, после которых врачи потребовали полностью прекратить работу. 22 декабря в результате паралича правой половины тела Ленин потерял способность писать.

Проконсультировавшись с врачами, ЦК разрешил Ленину диктовать не более 5–10 минут в день, с тем, чтобы это «не носило характера переписки». Свидания запрещались. Больного не разрешалось информировать о политических событиях.

Ленин тяжело переживал вынужденную изоляцию. Однажды он даже раздраженно заметил, что «не врачи диктуют ЦК режим, а ЦК диктует врачам», не без основания подозревая, что соратники предпочитают лишить его реальной политической роли.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.