Репрессии против социалистов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По мере того как уменьшалась угроза Советской власти со стороны белых генералов, терпимость большевиков к социалистическим партиям быстро шла на убыль. Большевистская печать обвиняла эсеров в том, что они подталкивали крестьян на мятежи против Советской власти, организовали Кронштадтское восстание.

В феврале 1922 г. были высланы из России видные меньшевики, освобожденные под давлением европейских социалистов из тюрьмы после объявленной ими голодовки.

В июне-августе 1922 г. состоялся суд над 34 эсерами. в том числе 12 членами ЦК ПСР. Обвинителем на процессе выступал председатель Верховного трибунала Н.В. Крыленко. Подсудимых обвиняли в терроре не на основании конкретных действий против Советской власти (их не было), а на основании антибольшевистских заявлений, сделанных ими в 1917–1918 гг. Им вменили в вину даже высказывания тех их товарищей по партии, которые находились в эмиграции.

Подготовка процесса вызвала крайнюю озабоченность в широких кругах европейской интеллигенции. М. Горький, проживавший тогда за границей, обратился к А.И. Рыкову с письмом:

ИЗ ПИСЬМА М. ГОРЬКОГО А.И. РЫКОВУ

«Алексей Иванович!

Если процесс социалистов-революционеров будет закончен убийством — это будет убийство с заранее обдуманным намерением — гнусное убийство.

Я прошу Вас сообщить Л.Д. Троцкому и другим это мое мнение. Надеюсь, оно не удивит Вас, ибо Вам известно, что за все время революции я тысячекратно указывал Советской власти на бессмыслие и преступность истребления интеллигенции в нашей безграмотной и некультурной стране.

Ныне я убежден, что если эсеры будут убиты, — это преступление вызовет со стороны социалистической Европы моральную блокаду России».

 

Ответом Горькому стала опубликованная в «Правде» статья, в которой утверждалось, что «своими политическими заграничными выступлениями Максим Горький вредит нашей революции. И вредит сильно.»

И все же полностью игнорировать международное общественное мнение большевики не могли, поскольку то время стремились сохранить отношения с социалистическими партиями Европы. Чтобы успокоить их, Советское правительство разрешило участвовать в процессе зарубежным защитникам[83]. В Москву приехали четыре адвоката-социалиста во главе с Э. Вандервельде, председателем Международного бюро II Интернационала. По пути от самой границы их встречали хорошо организованные проявления «народного негодования». Обстановка в зале суда была такова, что иностранные защитники вынуждены были покинуть процесс, названный ими «пародией на правосудие». В разгар судебных заседаний состоялся массовый митинг под окнами Колонного зала, где проходил суд. В митинге, требующем смертной казни подсудимым, участвовали не только обвинитель, но и судьи.

Трибунал приговорил 12 подсудимых к смертной казни, но ВЦИК приостановил исполнение приговора и объявил, что осужденные будут казнены «в том случае, если партия эсеров не откажется от методов вооруженной борьбы и террора против Советской власти». В 1924 г. смертная казнь была заменена 5-летним тюремным заключением. Для эсеров начались скитания по тюрьмам и ссылкам, завершившиеся в 30-х гг. гибелью в сталинских лагерях.

Преследование религии

С переходом к нэпу стремление большевистской власти искоренить религию не только не уменьшилось, но даже возросло. Предлогом для расправы с церковью стал голод в Поволжье.

26 февраля 1922 г. ВЦИК постановил изъять церковные ценности с тем, чтобы на вырученные от их реализации за границей средства закупить хлеб. Предложение патриарха Тихона о добровольной передаче части ценностей в фонд помощи голодающим было отвергнуто[84]. Когда верующие из Вышнего Волочка обратились к властям с предложением вместо церковных ценностей сдать хлеб, им ответили: «Нужен не хлеб, а золото». В связи с этим руководство церкви предположило, что изъятые ценности будут потрачены не на помощь голодающим, а на другие цели. Позднее, в мае 1922 г., ВЦИК отверг и предложение Ватикана выкупить конфискуемые святыни за любые деньги.

Экономически изъятие ценностей провалилась. Большевики собрали лишь около 5 млн. золотых рублей, из которых на закупку семенного зерна потратили 1 млн. А само проведение реквизиций церковных ценностей обходилось в 1,5 млн. золотых рублей ежемесячно.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА К ВЕРУЮЩИМ

«После резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям церкви… ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения церкви подобный акт является актом святотатства… Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвовать церковные предметы, не освященные и не имеющие богослужебное употребление. Мы призываем верующих церкви и ныне к таковым пожертвованиям… Но мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, освященных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской церкви и карается ею, как святотатство».

 

Изъятие ценностей из церквей повсеместно наталкивалось на ожесточенное сопротивление верующих. Поизошло свыше 1,5 тыс. кровавых столкновений. В марте 1922 г. в г. Шуе верующие не допустили представителей властей в собор, оказали сопротивление милиции. Вызванные войска дали по толпе два залпа. Четыре человека были убиты, десять — ранены. После проведенных арестов изъятие ценностей продолжилось. Узнав о происшедшем, Ленин направил секретарю ЦК Молотову секретное письмо для членов Политбюро, запретив снимать с него копии.

ИЗ ПИСЬМА:

«Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с сообщением… о подготовлявшемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей…

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей… Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности… совершенно немыслимы… А сделать это с успехом можно только теперь… Позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс…

В Шую послать одного из… членов ВЦИК…, причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков, представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии… Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был поведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров… Изъятие ценностей… должно быть проведено с беспощадной решительностью… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

 

По всей России развернулись суды над духовенством. К середине 1922 г. состоялся 231 процесс, осуждены были 732 чел. В общей сложности за 1921–1923 гг. были репрессированы свыше 10 тыс. священников и мирян, около 2 тыс. расстреляно. Патриарх Тихон был арестован, против него начато было следствие.

В ходе развернутой антирелигиозной кампании закрывались православные храмы, католические костелы, еврейские синагоги. Лишь в мусульманских районах, учитывая глубокую религиозность населения и боясь недовольства в странах Востока, власти не решились на репрессии против духовенства.

Борьба с церковью не ограничивалась только обвинениями в контрреволюционной деятельности. Стремясь уничтожить веру, государство запретило религиозное обучение детей[85].

Если в 1921 г., когда необходимо было справиться с крестьянским движением, Ленин требовал «избегать, безусловно, всякого оскорбления религии», то в январе 1923 г. в канун Рождества в Москве было устроено театрализованное шествие, участники которого жгли чучела, изображавшие Бога-отца, Õðèñòà, Бóääó, священнослужителей разных религий, и распевали частушки:

 

Долой, долой буржуев,

Раввинов и попов!

Мы на небо залезем,

Разгоним всех богов!

 

Философ Г.П. Федотов вспоминал: «Население, и не только верующие, наблюдали этот отвратительный карнавал в немом ужасе. На безмолвных улицах не слышно было возмущения — годы террора сделали свое,— но, сталкиваясь с этой невообразимой процессией, всякий спешил свернуть в сторону… Парад продвигался по пустынным улицам, и его попытки вызвать смех или гнев встречались мрачным молчанием со стороны случайных свидетелей».

Подобные «карнавалы» несколько лет устраивались во многих городах по случаю всех крупнейших религиозных праздников. С 1922 г. стала издаваться газета «Безбожник», грубо высмеивавшая религиозные взгляды. В 1925 г. был образован и «Союз воинствующих безбожников» во главе с Е. Ярославским.

Еще одним способом борьбы с церковью стало разложение ее изнутри с помощью так называемого «обновленческого движения», стремившегося реформировать церковное управление, упростить обряды, уничтожить монастыри. Обновленческое духовенство объявляло капитализм «противохристианским состоянием общественной жизни» и утверждало, что политика советского правительства ведет к осуществлению «идеалов Царства Божьего».

Сторонники обновленчества во главе с петроградским священником А. Введенским вынудили арестованного патриарха Тихона отказаться от полномочий предстоятеля церкви. Патриаршую власть присвоило обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ).

Однако серьезных реформаторских идей у обновленчества, порожденного, главным образом, стремлением получить поддержку властей, не было. В среде духовенства и верующих они были непопулярны. Вскоре и власть поняла, что опора на них ненадежна. В этих условиях патриарх Тихон, стремясь сохранить церковь от раскола и под давлением ГПУ, лåòîì 1923 ã. обратился в Верховный суд РСФСР с письмом: «Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности… за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих поступках против государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня из-под стражи. При этом я заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».

После этого патриарх был освобожден и получил возможность вернуться к руководству церковью. Он призвал священнослужителей «являть примеры повиновения гражданской власти, в соответствии с заповедями Божиими». Заверив власть в своей лояльности, Тихон перешел в наступление на обновленцев. Решения обновленческого собора он объявил неканоническими и раскольническими. Большинство священников и епископов, поддержавших было обновленчество, вернулись в патриаршую церковь. Но вынужденное согласие патриарха Тихона на сотрудничество с властями не прошло даром для церкви и тяжело отразилось на ее дальнейшей истории[86].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Согласны ли вы с теми, кто считал демократизацию политического строя необходимым продолжением новой экономической политики?

2. Охарактеризуйте отношение Ленина к свободе печати.

3. Какую цель преследовало подавление частных издательств и создание Главлита?

4. С какой целью были высланы из Советской России крупнейшие представители научной, прежде всего гуманитарной, интеллигенции?

5. Чем, с вашей точки зрения, может объясняться арест членов Помгола, немало сделавших для спасения умирающих от голода людей?

6. Охарактеризуйте взгляды Ленина на юстицию.

7. Какие особенности советского судопроизводства проявились в ходе процесса эсеров?

8. Какие цели преследовал суд над эсерами, уже отошедшими от какой-либо борьбы с Советской властью?

9. Чем, с вашей точки зрения, объясняется вражда большевиков к церкви? Какие политические и экономические цели преследовало изъятие церковных ценностей?

10. Чем было вызвано и какие цели преследовало обновленческое движение? Как вы считаете: есть ли связь между богоискательством начала ХХ в. и обновленческим движением?

11. Почему обновленческое движение не смогло приобрести широкую популярность? О чем это свидетельствует?

12. Правильно ли, с вашей точки зрения, поступил патриарх Тихон, согласившись на подчинение требованиям Советской власти? Чем мог руководствоваться патриарх, принимая такое решение?



Дата: 2019-03-05, просмотров: 340.