Основные направления современной философской мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современное миросозерцание человека начала ХХIв. требует выработки целостного философского воззрения на мир, учитывающего традиции и новации в философии. Наш сложный «полифонический» мир требует и “коопеpальной коммуникации” в философии, что и проявляется в создании Всемиpной федерации философских обществ и в проведении один раз в 5 лет философских конгрессов, на которых происходит обмен мнениями философов различных стран и регионов по актуальнейшим вопросам современности.

За последние годы прошли: XVII всемирный философский конгресс в 1983 г. в Монреале (Канада) под общей тематикой «Философия и культура», XVIII-ый в 1988г. в Бpайтоне (Великобpитания) по теме «Философское понимание человека» и, наконец, ХIХ - в 1993 г. в Москве по теме: «Человечество на переломном этапе: философские перспективы».

Какие общие черты философского процесса современности отразили эти конгрессы?

1. Различные философские направления вступили в своеобразный диалог друг с другом с целью выяснения смысложизненных ориентиров. Все больше проявляется интерес в совместном проведении анализа происходящих процессов, меньше - идеологических конфpонтаций. Марксистская философия в этом процессе выступила как одно из направлений мирового философского процесса, нацеленная на диалог с другими философскими направлениями.

2. Кардинальные социальные изменения в мире, приведшие по сути к однополюсному миру, усиливают развитие интеграционных процессов, а следовательно, пpогностически-констpуктивную функцию философии, направленную на выработку новых идей, осмысливающих тенденции превращения человечества в целостную систему.

3. Характерной чертой современной философии является плюрализм (множественность) философских школ, отражающих множество мнений и поиск множества путей в решении сложных социальных пpблем.

4. Преобладающими направлениями являются идеалистические школы, хотя сохраняются и материалистические: диалектический материализм, научный материализм, эволюционная теория познания.

5. Усилился интерес к социальной философии, к проблемам развития современной цивилизации, роли науки в этом процессе, несколько усилился интерес к иррациональным проблемам бытия.

В современной философии сохранили свое влияние философские модели мышления, сложившиеся в 40-е годы, а также возникли новые школы.

Рассмотpим некоторые направления современной философии.

Феноменология (Э.Гуссеpль - 1859-1938 гг.).

Целью феноменологии является: построить науку о науке, наукоучение. Э.Гуссеpль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания. Сознание - это основной предмет философии. Феноменология стремится выделить чистое, т.е. досимволическое сознание, или «субъективный поток». Главная характеристика сознания - направленность на внешние предметы. Человек как бы вносит в предметы внешнего мира смысл, но в познании он как бы не видит «смыслов», а изучает объекты. То есть мир наполнен смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Оказывается, что сознание в чистом виде - «абсолютное Я» - как бы конструирует мир, внося в него «смысл».

Позитивизм. Возникший в 20-е годы XIX века позитивизм (О.Конт, Г.Спенсеp) эволюционировал через махизм (Э.Мах, Р.Авенаpиус), неопозитивизм 20х-30х гг. (М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн) к постпозитивизму (И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейеpабенд) и критическому рационализму (К.Поппеp, У.Баpтли) Для позитивизма вообще характерен мировоззренческий скептицизм, стремление объявить все философские вопросы «псевдонаучными». Очищению философии способствует «верификация», или опытная проверка знаний. Карл Поппер, например, выдвинул тезис о том, что факты не могут подтверждать ни одно положение, но могут их опровергать (фальсифицировать). Этот принцип приводит к отрицанию объективной истины, замене понятия истины «оправданностью». К.Поппер сомневался в способности человеческого разума, и его критицизм «сползает» в иррационализм.

Экзистенциализм. Возник в 20-е годы XX века. Обычно различают христианский экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) Важнейшим вопросом этой философии является вопрос о соотношении сущности и существования.

Сущность - это эмпирическая действительность, мир фактов, явлений природы и общества. Они являются чем-то вторичным, производным от существования.

Существование - это человеческое самосознание. «Существовать - значит быть мыслимым». По выражению Г.Марселя, существование никогда не будет объектом. Оно представляет собой лишь род чувства, т.е. человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость. Нам кажется, что мир рационален, что есть некие законы мира, на самом же деле мир абсурден, бессмысленен, как и вся человеческая жизнь. Центральное место в экзистенциализме занимает вопрос о конфликте личности и общества, отчуждение между ними. Сознание человека свободно, и он свободен в своем выборе от общества. Но часто он свободно выбирает несвободу.

В чем сущность человека? Она - в особом способе жизни, существовании в страхе, в осознании начала и конца (рождение и смерть). Поэтому существование человека это «бытие для смерти» (Хайдеггер). Это пессимистическое направление, хотя, например, Ж.П. Саpтр утверждает, что экзистенциализм - это гуманизм.

Герменевтика. Гермес - в древ. греч. мифологии изобретатель языка, письменности, вестник воли богов. Воля богов часто изображалась аллегорически, в сжатой форме, в изречениях оракулов, которые надо было расшифровать, выяснить их скрытый смысл. герменевтика и стала означать искусство толкования полученного «свыше» знака, изречения. Основателем герменевтики нового времени - Ф.Шлейеpмахеp (1768 - 1834), позднее - В.Дильтей (1835 - 1911), в современных условиях - Г.Гадамеp.

Пpедметом философии должны быть тексты, которые для субъекта выступают объективной реальностью. Текст оказывается самостоятельным и по отношению автора и по отношению среды его эпохи. Поэтому задача герменевтики состоит в выяснении возможных интерпретаций текстов, т.е. не в репродукции старого смысла, а в производстве нового смысла на базе старого текста. Геpменевтика связана и с логикой, и с аналитической философией. Гадамеp говорит о языке как о важнейшем условии упорядочения связи событий в нашем понимании.

В кратком пособии невозможно дать характеристику таким направлениям, как прагматизм, философия психоанализа, философская антропология, биоэтика, структурализм. Студенты самостоятельно знакомятся с ними, используя учебники и учебные пособия.

Мы же отметим, что в наше неспокойное, бурное социальными событиями время усиливается значение и влияние религиозной философии, ее школ таких как персонализм, христианский эволюционизм, неопpотестантизм и неотомизм.

Наиболее влиятельна pелигиозно-философская школа неотомизм. (Жильсон - 1884-1978г.г., Маpитен - 1882-1973г.г.) Главные принципы этого направления восходят к Фоме Аквинскому. Это единство веры и знания, науки и религии; признание двух истин: веры и разума; превосходства теологии над философией. Исходным принципом неотомизм является утверждение, что мир создан богом. Материальный мир делится на мир физический, телесный, преходящий и на мир бессмертный, мир чистых и неизменных сущностей. Помимо этого существует особый божественный мир. И процесс познания включает также 3 ступени: чувственную, рациональную и ступень божественного Откровения. В неотомизме отстаивается принцип двойственности истины. Есть две истины - истина научная и истина божественного Откровения. В последние годы наблюдается сближение неотомизма с достижениями науки (Б.Лонеpган « Метод в теологии»). И святое писание, и святое предание - это якобы не посылки для выводов теологов, а материал для дальнейшего исследования.

Неотомизм разработал и свою социальную доктрину, оказывает огромное влияние на мировые социальные процессы, на развитие цивилизации.

§2.Философия о проблемах и перспективах
развития цивилизации

Все философские школы и направления на рубеже тысячелетий задумываются над будущим человечества, над проблемами, встающими перед ним на рубеже веков. Совpеменное человечество существует реально и объективно. Люди Земли едины, и такое единство имеет объективные (хозяйственные, политические, социальные, культурные) и субъективные (интеллектуальность, планетарное осознание общих интересов) основы.

Однако единое человечество состоит из множества отдельных социальных организмов, обществ, государств, цивилизаций. Английский историк А.Тойнби выделяет, например, 21 цивилизацию, а американский политолог С.Хантингтон в статье «Cтолкновение цивилизаций», утверждает, что XXI век будет веком столкновения 8 цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, пpавославно-славянской, латиноамериканской, африканской.

Понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный) употребляется: 1) как синоним культуры; 2)как ступень развития общества, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация); 3) ступень развития общества, следующая за варварством (дикость - варварство - цивилизация).

Цивилизация включает в себя преобразованную, окультуренную человеком природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. В цивилизацию сегодня вносится также техногенный компонент, учитывающий влияние техники и технологии на развитие современного общества.

Таким образом, цивилизация - это философско-социологическая категория для обозначения исторически определенного качества общества, выражающегося в специфической общественно-пpоизводственной технологии и соответствующей ей культуре.

О том, что современное человечество включает разные цивилизации, сомнений не вызывает. И сейчас и, наверное, в XXI веке в глобальной динамике социально-политического развития выдвигаются не просто межклассовые, а межцивилизационные отношения. происходит и будет происходить не только сотрудничество, связь цивилизаций, но и их соперничество по различным направлениям:

- геополитические (Атлантизм - Азия);

- социально-экономические (богатый север - бедный юг);

- расовые, этнические (межнациональные);

- конфессиональные (межрелигиозные).

Таким образом, образование «однополюсного» мира после распада СССР не означает, что исчезли все противоречия, все острые вопросы.

Наоборот, возникли такие проблемы, которые носят всеобщий, «глобальный» характер. Особенности этих проблем в том, что, во-первых, они неразрывно связаны между собой так, что решение одной невозможно без решения других; во-вторых, их решение требует объединения усилий всего мирового сообщества; в-третьих, глобальные проблемы являются комплексными, и в силу этого - очень подвижны, динамичны.

Выделяется три группы таких проблем: 1) определяемые политическими реалиями: проблемы войны и мира, ликвидация экономической и научно-технической отсталости; 2) формирующиеся в сфере взаимодействия общества и природы экологические проблемы: минерально-сырьевая; энергетическая; загрязнения окружающей среды; 3) складывающиеся в духовном мире личности и ее связи с обществом: демографические проблемы, охраны здоровья, нравственности.

Надо отметить, что эти проблемы, если их не решать, ведут к кризисным ситуациям. Возможно ли разрешение кризисов, есть ли для этого объективные и субъективные предпосылки?

Такими объективными условиями являются: расширяющиеся межгосударственные связи; стремление людей совместными усилиями предотвратить мировую войну; объединение усилий стран в борьбе с международным терроризмом и др. К субъективным условиям можно отнести: общечеловеческие интересы и цели; приоритет общечеловеческих ценностей.

Таким образом, в философии, в культуре идет поиск ответа на сложные вопросы, выдвинутые современной цивилизацией, складывается новая цельная картина миропонимания.

 

Раздел II. Контрольные тесты и методические рекомендации по выполнению тестовых  заданий с их помощью.

 

 Контрольные тесты применяются с целью проверки знаний студентов по определенному разделу философии или по дисциплине в целом;

 Они включают в себя ряд важнейших вопросов курса философии, составляющих его структурный каркас, а также предлагают по 3 (три) и более ответа на каждый вопрос;

 Из предложенных ответов один или более являются правильными, остальные - неполно или не совсем точно дают ответ на поставленный вопрос;

 Студенту для экспресс-опроса предлагается от одного до трех вопросов. Опираясь на знания, полученные на лекциях, семинарах, в ходе самостоятельной работы над учебной литературой и первоисточниками, студент должен знать и выбрать правильный ответ;

 Задача считается выполненной, если из трех вопросов безошибочно решены два, если меньше, то задание считается невыполненным и студенту рекомендуется повторить пройденный материал.

1.Что такое мировоззрение?

1) Это состояние сознания.

2) Это чувственное восприятие мира.

3) Это совокупность взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

2.Что такое философия?

1)Это мировоззрение небольшой части людей.

2)Это учение о соотношении мышления и бытия.

3)Это форма общественного сознания.   

3.Почему вопрос об отношении материи и сознания является основным вопросом философии?              

1)Потому что он решает вопрос об основах бытия.

2)Он наиболее сложен для решения.

3) Потому что в зависимости от ответа на него человек формирует свое мировоззрение.

4.Чем отличаются диалектика и метафизика?

1)Это два различных философских метода.

2)Тем, что по-разному решают вопрос об источнике, способе и направленности развития

3)Тем, что используются различными философскими школами. 

5.Чем отличается философский тип мировоззрения от мифологии и религии?      

1Широтой обобщения.

2)Логической доказательностью выдвигаемых положений.

3)Верой в силу разума.

6.Основной вопрос философии? В чем его сущность?

1)Это вопрос о жизни и смерти (А. Камю).

2)Это вопрос о том, что есть истина.

3)Это вопрос о соотношении мышления и бытия.

 

7.В чем различие материализма и идеализма в античной философии?         

1) В определении основ бытия.

2)В различном понимании соотношения материи и духа.

3)В различном понимании движения.

8.Кому из античных философов принадлежит идея всеобщей изменчивости: «Все течет»?

1)Демокриту из Абдер?

2)Платону?

3)Гераклиту из Эфеса?

9.Кто из античных мыслителей сказал, что бытие и мысль о нем одно и то же?

1)Протагор.

2)Аристотель.

3)Парменид.

10.Какому направлению философии относятся утверждения, что

а) в основе мира лежит вода;

б) в основе мира - огонь;

в) в основе мира - атомы и пустота.  

1)Материалистический монизм.

2)Дуализм.

3)Объективный идеализм.

11.«Познай самого себя», в основу взглядов какого философа лег этот девиз?     

1)Пифагора.

2)Демокрита.

3)Сократа.       

12.Что такое схоластика?

1)Метод философствования.

2)Направление средневековой европейской философии.

3) Принцип религиозной философии. 

13.                         К какому направлению относится философия Ф. Аквинского?

1)К реализму.

2)К религиозной философии.

3)К европейской схоластике

 

14.                         Материя есть причина самой себя: «Саusa sui». Кому принадлежит эта мысль?

1) Д. Локку.

2) Ф. Бэкону.

3) Б. Спинозе

 

15.                         В чем различие методов индукции и дедукции?

1) Они разработаны разными философами.

2) Они различны по направлению движения мысли.

3) Они по-разному решают вопрос о соотношении общего и единичного.

 

16.                         Что такое материализм?

1) Это признание того, что весь мир состоит из одинаковых частиц.

2) Это практически здоровый взгляд на вещи.

3) Это философское направление, утверждающее первичность природы, вторичность сознания.

 

17.                         Что такое идеализм?

1) Стремление обосновать значение идеалов в жизни.

2) Это признание идей, сознания за первичное.

3) Это туманные, далекие от жизни рассуждения.

 

18.                         Какое направление в философии характеризует высказывание «Я мыслю, следовательно, существую». Кому оно принадлежит?

1) Субъективный идеализм Беркли.

2) Дуализм Р. Декарта.

3) Иррационализм Шопенгауэра.

 

31. Философия есть:

1.Любовь к мудрости.     2. Наука о всеобщих законах развития мироздания.                               3. Познание сущности бытия.   4. вид духовного познания.                                 5. теоретическое освоение мира человеком.

 

32. Философия отличается от науки:

1. умозрительным методом.      2.широтой охвата предмета.

3. изучением явлений окружающего мира.  4. познанием сущности бытия.

 

33.Для мифологического восприятия предмета характерно:

 

1. нечувствительность к противоречиям.     2. алогичность.               3. образность.              4. символичность.             5.личностность.        6. установление причинно-следственных связей явлений.

 

34.Целостное систематическое мировоззрение возможно на основе:

1. науки.                   2. философии. 3.религии.      4. суеверий.     5. установлении причинно-следственных свіязей.

 

35.Философия возникла впервые в:

1. Древнем Китае.    2. Древней Индии             3. Египте.

4. Древней Греции. 5. Мессопотамии.              6. Примерно в одно и то же время в Древнем Китае, Индии и Греции.

 

36.К философским наукам можно отнести:

1. метафизику.                   2. онтологию.          3. космологию.

4. этику.                                       5. эстетику.     6.обществознание.

 

37.Предмет философии:

1. заранее определён, дан и известен.           2. в принципе непостижим.        3. соответствует предмету других наук и отличается лишь широтой охвата.                               4.раскрывается. формируется в процессе историко-философского развития.

 

 

38.Предпосылками становлення философского знания являются:

1.развитая мифология.          2. комплекс научных знаний о мире.

3. развитая городская культура.                                 4.высокая земледельческая культура.

 

39.Методом философского познания по преимуществу является :

1. разум.                  2.вера.            3. сенсуализм и эмпиризм.            4. воображение и фантазия.

 

40.Становление философии происходило:

1. в противоречии с мифологией.      2. в погной зависимости от мифологии.                               3. одновременно в противоречии с мифологией и заимствованием из неё некоторых идей.      4. Философия по своей сути тоже вид мифологии.

 

41.Суеверия могут быть совместимы с:

1. научной картиной мира.        2. религией.             3.философией. 4. установлением причинно-следственных связей.

 

42.Черты древнекитайского мировоззрения – это:

1. зооморфизм.        2.евгемеризм.           3.традиционализм.       4. новаторство.            5. монотеїзм.            6. личностность.

 

43.Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится к:

1. следованию пути предков.     2. справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства.            3. послушанию старшим.            4. подчинению социальной иерархии.

 

44.К основным памятникам древнекитайской культуры относятся:

1. Книга перемен.    2. книга песен.                   3Упанишады

4. Веды.                                       5. Луньюй.                         6.Дао дэ цзин

 

45.Легисты во главу угла ставят:

1. мораль.                2 любовь.       3. закон.          4.заветы предков.

 

46.Для древнекитайского общества характерно:

1. правовое государство.           2.деспотия.     3 республика. 4. теократия.                                            5.демократия.

 

47.Моисты убеждают следовать:

1. любви.               2. выгоде. 3. закону. 4. морали  5. предкам

 

48.Социальная дифференция древнеиндийского общества представлена следующими варнами:

1. ваны.                              2. брахманы.                               3.шудры.     4. общинники.              5.кшатрии.                                  6. вайшьи.

 

49.К философским школам Древней Индии относятся:

1. Веданта.               2. Йога.           3.Буддизм.      4.Легизм.     5. Джайнизм.                                            6. Даосизм.

 

50.Достижение состояния нирваны в буддизме связано с :

1. верой.                                 2.соответствующим образом жизни и медитацией.                                                        3. поклонением божеству.           4. исполнением соответствующих ритуалов.

 

51.Расцвет древнегреческой культуры приходится на:

1. конец П тыс. до н.э.      2. начало 1 тыс. до н.э.     3.У – 1У в. до н.э.                                  4. Ш – П в. до н. э.            5. первые века н.э.

 

52.Начало законотворческой деятельности в Афинах заложил:

1. Фалес.                     2. Солон.                  3.Периандр.                  4. Сократ.                              5. Перикл.                6. Аристотель.

 

53.Софисты были:

 1. нигилистами.      2. анархистами.       3. субъективистами.      4. сенсуалистами.                                     5. законодателями.

 

54.Перводвигатель Аристотеля:

1. находится в постоянном движении.          2. познаётся только умом. 3. неподвижен и перебывает в блаженстве.

 

55.Для древнегреческого мышления характерен:

1. теоцентризм.                 2. антропоцентризм.                               3. космоцентризм.       4. традиционализм.

 

56. Софисты и Сократ были едины в:

1. следовании законам.     2.обращении от космоса к человеку.

3. соблюдении моральных норм.                           4. поисках истины.

 

57. Для римско-эллинистической культуры характерно:

1. смешение культур.        2. интернационализм.                 3.развитие демократии.                       4. углубление во внутренний мир человека. 5. возникновение империй.                      6. разрушение границ полиса.

 

58.Особенности власти в древнегреческих полисах характеризуется:

1. деспотизмом.      2. властью служителей культа.               3. наличием писанных законов.            4. теократией.

 

59. Древнегреческое афинское государство было:

1. монархией.                    2. рабовладельческой демократией.      3. тиранией.                           4. олигархией.         5. Аристократией.     

 

60.Аристотель подверг критике теорию идей Платона за:

1. удвоение мира. 2. вынесение сущности вещи за её пределы.

3. сугубую умозрительность и недоверие к чувственной реальности.

1. стремление познать сущность мира и явлений.

 

61.Эпоха эллинизма характеризуется:

1. интернационализмом.            2. космополитизмом. 3. поисками

безмятежного состояния души.           4. превращением философии в целительницу душ.                                            5.поисками абстрактного архэ

 

62.Центральным мировоззренческм принципом средневековья является:

1. космоцентризм.   2. антропоцентризм.         3.пантеизм.

4. теоцентризм.        5.стремление к новизне.         6.политеизм.

 

63.Основой мировоззрения в средние века была вера в:

1. нерушимый строй космоса.             2. обожествление природы.

3. человека и его возможности.           4.бога.            5.многих богов.

 

64.В средневековом обществе были следующие слои населения:

1. рабы.                             2. крестьяне.                      3. духовенство.

4. рыцарство.                                       5. сеньоры и вассалы.

 

65. В средние века получила развитие:

1. философия.                    2. схоластика.          3. литература.

4.расцвет искусств.                     5. античная культура.

 

66.Средневековому обществу соответствует следующая общественно-экономическая формация:

1. рабовладельческая.      2. первобытно-общинная.               3. феодальная.                                                     4. капиталистическая.

5. азиатский способ производства.

 

67.Сущность человека в средние века мыслилась как:

1. материальное начало.            2. вечная и неуничтожимая душа.

3. подверженная метем психозу.                     4. частица космоса.

 

68.Для средневековой концепции власти характерна:

1. олигархия.                     2. светская власть.             3.теократия.

4. демократия.                   5. республика.                   6.монархия.

 

69.Основы средневекового мировоззрения заложил:

1. Платон.                2. Аристотель.                   3. Фома Аквинский.     4. Аврелий Августин. 5.Данте Алигьери.   6. Франциск Ассизский

 

70.К чертам средневекового мировоззрения можно отнести:

1. традиционализм. 2. дидактизм.           3..личностность.  4.психологическую самоуглублённость. 5.креационизм.  

6. признание вечности мира и человеческого общества.

 

71.Для номинализма характерно:

1. утверждение договорной основы значения слова. 2. слова и обозначаемое ими условно.                   3. утверждение онтологической связи слов и предметов.                                   4. божественная концепция происхождения языка.

 

72.Креационизм – это:

1. вера в первичность и вечность материи.            2. вера в прогресс.

3. вера в завершение истории страшным Судом. 4. вера в Бога как творца всего сущего.

 

73. Эсхатология признаёт:

1. цикличность истории.                      2. её завершение страшным Судом.                                          3.прогрессивное и бесконечное развитие человечества.    4. тысячелетнее царствование Христа перед Страшным Судом.

 

 

74.Философия Шопенгауэра и Ницше выступила с критикой:

1. системосозидательства.          2. рационализма и панлогизма.      3. разумности бытия.                     4. прогрессизма.                  5. эпистемологического оптимизма.                 5.волюнтаризма.

 

75.Социально-экономическую теорию К. Маркса определяют как:

1. объективный идеализм.                   2. субъективный идеализм.     3. диалектический материализм.             4. вульгарный материализм.

5. исторический материализм.

 

76.Философия Х1Х века ориентировалась на:

1. метафизику.                   2. непосредственный опыт жизни.            3. волю, веру и воображение.

 

77.Понятие воли у А. Шопенгауэра характеризуется:

1. разумностью.       2. бессознательностью и бесцельностью.          3. благостью.               4. совершенствованием..

 

78.Для позитивизма характерен:

1. поиск сущности вещей.                              2. умозрительное познание 3. стремление к абсолютной истине.       4. ориентация на мир конкретно чувственных вещей.

 

79. Понятие жизни у Ф.Ницше.характеризуется:

1. метафизической первичностью.                2.деятельной субстанцией.   3.подсознательной волей к могуществу, власти.                      4. целостностью и неделимостью.         5. бессознательным и дорациональным творчеством. 6. биологической реальностью. 7.деятельным первоестеством вселенной.

 

80.Ф. Ницше проповедовал:

1. аморализм.          2. имморалзм.          3. традиционную мораль.

 

81. Последователем О. Конта был:

1.Д.С. Милль.       2. К. Маркс .    3. А. Шопенгауэр.   4. Ф. Ницше.      

82.Последняя стадия в развитии человеческого духа общества определяется О. Контом как:

1. коммунизм.       2. постиндустриальная.       3. индустриальная. 4. позитивная.

 

83.Объектом поклонения у Канта выступал / а/,/о/:

1.Бог.                        2.Идея.  3.человек. 4. человечество.     5. природа.

 

84. Идеология славянофилов заключала в себе следующие принципы:

1. соборность.          2. ндивидуализм.     3. идеализацию прошлого. 4. монархизм.              5 отмену крепостного права. 6.православность.

 

85.Русская философия начала ХХ века тяготела к:

1. Религиозно-философским идеям.             2. атеизму и материализму.

3. космизму.             4.позитивизму.        5. софиологии.              6. персонализму.

 

86.Центральными темами философии В Соловьёва являются:

1. всеединство.         2. софиология.         3.свободная теософия.      4. теократия.                5. персонализм.

 

87.Западники стремились к:

1. восприятию православного мировоззрения.     2. укреплению монархии.                               3. изучению исторического прошлого.  4. познанию народного мировоззрения.        5. изменению общественно-политического строя .                                     

 

88.Н. Бердяев был:

1.позитивистом.                                    2.экзистенциалистом.

3.персоналистом.                                 4. материалистом.

 

89.Экзистенциализм ориентируется на:

1.изучение окружающего мира.          2. познание сущности вещей.

3.научные методы познания.     4. личность человека и её внутренний мир.

90.О Шпенглер о соотношении культуры и цивилизации говорил, что:

1. они неразрывно связаны и дополняют друг друга.             2. это тождественные понятия.                3. цивилизация есть гибель культуры.

91.Методом экзистенциализма является:

1. интеллект.            2.чувственные восприятия. 3.герменевтическое переживание и вживание.

92.Философия жизни ориентируется на:

1. интеллект.            2. чувственные восприятия. 3.интуицию

4. умозрение.

93.Неофрейдизм эволюционировал в сторону:

1. социума.           2. биологизма.   3.гуманизма 4.веропонимания.

94.Герменевтика ориентируется на:

1. познание всеобщих закономерностей.      2. индивидуальное и неповторимое.                                                     3.интуицию и переживание.    4. описание, а не объяснение.

95. Метод феноменологии ориентируется на:

1. познание явлений. 2. очищение сознания и восприятия от смыслотворческой деятельности.        3. познание вещей как они есть, самих по себе (феноменов).                                                      4. познание не эмпирического субъекта, а трансцедентального.

96. К разновидностям позитивизма ХХ века можно отнести:

1. логический позитивизм.         2. аналитическую философию.          3. постпозитивизм.                4. герменевтику.

97. З Фрейд рассматривал бессознательное как:

1. подводную часть айсберга психики человека.            2.противостоящее требованиям « сверх-я»

3.нечто в принципе непостижимое и нерационализируемое.

 

98.Методология структурализма характеризуется:

1. синхронией, а не диахронией.         2. психологизмом и интроспекционизмом.                                           3.семиотическими исследованиями.

 

99.Для постмодернизма характерны:

1. асистемность.       2.универсализм и панлогизм.

3. прогрессизм.                 4. историзм.

100.Кому принадлежит теория материалистического понимания истории?

1. Аристотелю.        2. К. Марксу. 3. Гегелю.       4. В. Ленину.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.