Возрождение началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.
В этот период шло формирование дифференцированной философии, в сфере которой сложилась наряду с традиционной религиозной еще и светская философская мысль.
Яркими представителями религиозного течения в русской философии этого периода были Гр. Сковорода и Ф. Прокопович.Г . Сковорода (1722-1794 гг.) учился в киевской академии, побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Германии, Италии. Большая часть жизни прошла в странствиях. Писал философские диалоги, поэтические произведения, был аскетом. Отождествлял самопознание с богопознанием. Учил о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Был философом-моралистом. Феофан Прокопович (1681 – 1736) – один из сподвижников Петра I и ведущий иерарх Русской Церкви того времени. В 1718 г. он становится епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. Велика его роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Им разработан "Духовный Регламент" – своего рода идеологический манифест, объясняющий и оправдывающий политику абсолютистского государства в отношении церкви. И в "Регламенте", и в политическом трактате "Правда воли Монаршей" Прокопович возвеличивал неограниченную царскую власть, обосновывая ее священный, абсолютный характер.
Прокопович придерживался позиции философского деизма, согласно которому Бог сотворил мир, но не вмешивается в дела природы. Чудес, говорил Прокопович, нет. Науке надо доверять больше, чем Библии. Священное писание следует читать аллегорически.
М. Ломоносов и А. Радищев
Наиболее крупными мыслителями русского Просвещения были М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711-1765) - родоначальник материалистической традиции в русской философии. Он заложил основы атомно-корпускулярной философии, представляющей собою разновидность механистического материализма и деизма, с признанием материи как основы всего сущего и первотолчка, приведшего ее в движение.
По мнению Ломоносова, материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Тела состоят из материи и формы, последняя зависит от первой. Материя мыслилась Ломоносовым как нечто протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части (молекулы, атомы).
Движение он рассматривал как неотъемлемый признак материи. Все изменения тел происходят посредством движения. Для Ломоносова характерно механистическое понимание движения как перемещения тела вследствие воздействия другого тела, что приводило к признанию всемогущего первотолчка.
Ломоносов отверг теорию теплорода и флогистона. Он поправил Локка, признав вторичные качества вещей так. же объективными, как и первичные. В письме к Эйлеру в 1748 г. Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения: сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому.
Он признавал познаваемость вещей. Процесс познания происходит через воздействие вещей на органы чувств с последующей логической обработкой. допуская существование двух истин – истины науки и веры.
А.Н. Радищев (1749-1802) вошел в историю философии страны как провозвестник вольности. Его называли первым русским революционером. Радищев протестовал против крепостничества и самодержавной формы власти. Он написал оду "Вольность”, повесть "Путешествие из Петербурга в Москву" (1789), за которую был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на каторгу в Сибирь. Екатерина II считала его бунтовщиком страшнее Пугачева.
Крупные покровители помогли Радищеву избежать каторги. Но он провел несколько лет в ссылке. Радищев тщательно проанализировал произведения просветителей Запада: Руссо, Вольтера, Дидро, Гельвеция. По ряду философских вопросов он выступил как убежденный материалист своего времени. Для него материя – это вещество, тела, важнейшим признаком их существования является движение, неотъемлемое от материи. Радищев не соглашался с Ньютоном, который допускал существование пустого пространства.
Материя, по утверждению Радищева, в своих высших формах способна мыслить. Голова мыслит при помощи материального органа мозга, который представляет собою особым образом сложенную материю. Когда вещество мозга распадается, разрушается и мыслящий орган, исчезает душа, которая во всех переменах следует телу. Смерть или скончание жизни равно касается того и другого.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.