Главные признаки русского Возрождения: появление новых видов и отраслей культуры – поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрождение началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.

В этот период шло формирование дифференцированной философии, в сфере которой сложилась наряду с традиционной религиозной еще и светская философская мысль.

Яркими представителями религиозного течения в русской философии этого периода были Гр. Сковорода и Ф. Прокопович.Г . Сковорода (1722-1794 гг.) учился в киевской академии, побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Германии, Италии. Большая часть жизни прошла в странствиях. Писал философские диалоги, поэтические произведения, был аскетом. Отождествлял самопознание с богопознанием. Учил о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Был философом-моралистом. Феофан Прокопович (1681 – 1736) – один из сподвижников Петра I и ведущий иерарх Русской Церкви того времени. В 1718 г. он становится епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. Велика его роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Им разработан "Духовный Регла­мент" – своего рода идеологический манифест, объясняющий и оправдывающий политику абсолютистского государства в отношении церкви. И в "Регламенте", и в политическом трактате "Правда воли Монаршей" Прокопович возвели­чивал неограниченную царскую власть, обосновывая ее священ­ный, абсолютный характер.

Прокопович придерживался позиции философского деизма, согласно которому Бог сотворил мир, но не вмешивается в дела природы. Чудес, говорил Прокопович, нет. Науке надо доверять больше, чем Библии. Священное писание следует читать аллегорически.

М. Ломоносов и А. Радищев

Наиболее крупными мыслителями русского Просвещения были М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711-1765) - родоначальник материалистической традиции в русской философии. Он заложил основы атомно-корпускулярной философии, представляющей собою разновидность механистического мате­риализма и деизма, с признанием материи как основы всего сущего и первотолчка, приведшего ее в движение.

По мнению Ломоносова, материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Тела состоят из материи и формы, последняя зависит от первой. Материя мыслилась Ломоносовым как нечто протяжен­ное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части (молекулы, ато­мы).

Движение он рассматривал как неотъемлемый признак материи. Все изменения тел происходят посредством движения. Для Ломоносова харак­терно механистическое понимание движения как перемещения тела вследствие воздействия другого тела, что приводило к признанию всемогущего первотолчка.

Ломоносов отверг теорию теплорода и флогистона. Он поправил Локка, признав вторичные качества вещей так. же объективными, как и первичные. В письме к Эйлеру в 1748 г. Ломоносов сформулировал закон сохране­ния вещества и движения: сколько чего у одного тела отнимется, столь­ко присовокупится к другому.

Он признавал познаваемость вещей. Процесс познания происходит через воздействие вещей на органы чувств с последующей логической обработкой. допуская существование двух истин – истины науки и веры.

А.Н. Радищев (1749-1802) вошел в историю философии страны как провозвестник вольности. Его называли первым русским революционером. Радищев протестовал против крепостничества и самодержавной формы власти. Он написал оду "Вольность”, повесть "Путешествие из Петербурга в Москву" (1789), за которую был приговорен к смертной казни, заменен­ной ссылкой на каторгу в Сибирь. Екатерина II считала его бунтовщиком страшнее Пугачева.

Крупные покровители помогли Радищеву избежать каторги. Но он провел несколько лет в ссылке. Радищев тщательно проанализировал произведения просветителей Запа­да: Руссо, Вольтера, Дидро, Гельвеция. По ряду философских вопросов он выступил как убежденный материалист своего времени. Для него материя – это вещество, тела, важнейшим признаком их существования является движение, неотъемлемое от материи. Радищев не соглашался с Ньютоном, который допускал существование пустого пространства.

Материя, по ут­верждению Радищева, в своих высших формах способна мыслить. Голова мыслит при помощи материального органа мозга, который представляет собою особым образом сложенную материю. Когда вещество мозга распада­ется, разрушается и мыслящий орган, исчезает душа, которая во всех переменах следует телу. Смерть или скончание жизни равно касается того и другого.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.