Согласно учению Фалеса, первоосновой всего существующего является единое материалистическое начало – вода, все произошло из воды, и все, в конце концов, превращается в воду. Вероятно, исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), он считал, что вода – источник жизни.
Характерной чертой древнегреческой философии является то, что она развилась в органической связи с развитием естествознания, она стремилась к рационалистическому объяснению мира, в центре внимания стояли проблемы мироздания, космоса.
Фалес был богатый и родовитый гражданин торгового города Милета, расположенного на малоазиатском берегу.
Фалес был человеком разносторонним и по своим интересам, и по занятиям.
Он известен и как “мудрый советчик в государственных и военных делах” (по свидетельству Плутарха), и как “первый геометр” (по словам Апулея) и как “первый астроном” (по словам Эвдема), и как “первый физик” (по словам Плиния). Его также можно было бы назвать метеорологом, путешественником, купцом, поэтом, моралистом. У Фалеса много заслуг. Он установил, что год равняется 365 дням. Согласно преданию, предсказал солнечное затмение, нашел простой и верный способ измерять высоту египетских пирамид, отвел течение реки в другое русло, чтобы дать войску беспрепятственно двигаться вперед.
Анаксимандр считал первоначалом апейрон – неопределенное “бесконечное” начало, которое порождает вещи и все существующее. Возникающие и просуществовавшие определенное время вещи (и целые миры) в силу движения и выделения противоположных начал разрушаются, исчезают и снова превращаются в апейрон.
В мире, заключал он, происходит вечный круговорот, в процессе которого одно возникает из апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон.
Аналогичный взгляд на мир развивал Анаксимен, считавший первоосновой всего сущего единое материалистическое начало – воздух. Согласно его концепции, все вещи возникают из воздуха, и представляют собой его модификации (“порождения”), образующиеся путем его сгущения и разряжения.
Большой вклад в развитие материалистических воззрений внес древнегреческий философ Гераклит (ок. 520-460 до н.э.). Согласно его учению материальной субстанцией всего существующего в мире является огонь; все происходит из огня и все, в конечном счете, превращается в огонь.
Мир, по Гераклиту, никем не создан, но существует вечно.
Он писал: “Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами потухающими”.
Гераклит подчеркивал мысль о непрерывности движения, о противоречии как источнике движения, о возможности перехода противоположностей друг в друга. Он высказывал ряд диалектических положений, которые занимают особое место в истории развития диалектической мысли:
“На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны”.
“В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем”.
“Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется”.
“Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в третьем”.
Вершиной развития античного материализма является философия атомистов. Основателем атомистического материализма считается Левкипп (около 500-440 до н.э). Согласно его учению: мир материален и состоит из атомов (неделимых, то есть абсолютно простых и неразделенных элементарных частиц) и пустоты.
Идеи Левкина глубоко и всесторонне развил Демокрит (около 460-370 до н.э.). Главным его произведением явился труд “Великий Диакосмос”. Он считал, что основой всего существующего являются атомы.
“Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же - некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом, они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения”.
Из этого фрагмента следует, что атомы неделимы, существуют вечно, бесчисленны, невидимы глазу и постигаются поэтому лишь мыслью. Они отличаются друг от друга формой, фигурой, величиной и пребывают в непрерывном и самопроизвольном движении. Атомы имеют своей противоположностью пустоту. Пустота, по Демокриту, не есть просто ничто. Она беспредельна, неоформлена, неподвижна, нечто противоположное атомам. Особую ценность представляет догадка Демокрита о том, что движение неотделимо от материи, оно вечно и не имеет начала во времени.
Теория познания Демокрита - материалистическая, хотя и была наивной. Он считал, что с поверхности предметов отделяются тончайшие истечения - их образы (по-гречески - “идолы”), которые воздействуют на воздух и через него передаются человеку. Так возникают ощущения, дающие “темное знание”, знание по “общему мнению”. Это знание идет не от самих атомов, а от их сочетаний.
Для постижения атомов и пустоты самих по себе нужно более тонкое средство познания, а именно разум, то есть теоретическое мышление, с помощью которого достигается “истинное” знание.
Философия Демокрита оказала громадное влияние на прогресс науки в последующие времена. Его высоко ценили все поколения философов от Аристотеля до наших дней.
Развивался и идеализм, но до Платона он находился в зачаточном состоянии. К нему относилось учение пифагорейцев. Главой школы был Пифагор (около 580-500 до н.э.). Он и его ученики были выдающимися математиками и выдвигали ряд философских представлений. Пифагорейцы основу всех явлений усматривали не в объективном мире или его отдельных состояниях, а в числах, которые якобы управляют миром. Космос, вселенная есть предопределенная богом гармония чисел. А душа, по их взглядам, вечна и переселяется из одного тела в другое. Сам Пифагор уверял, что он прошел ряд перевоплощений и прожил более двухсот лет, что он слышит “гармонию сфер”, имеет общение с богами.
Первым философом, наметившим поворот к цельному идеалистическому учению был Сократ (469-399 до н.э.). Единственной реальностью, заслуживающей рассмотрения и обсуждения, он считал человеческий дух (душу), имеющий к тому же божественную природу. Все внимание он сосредоточил только на человеке. Его девизом было: “Познай самого себя”. Свой способ философствования он назвал диалектикой ( в переводе – вести спор, беседовать), поэтому он не имел привычки записывать свои мысли. Это делали его ученики, одним из которых был великий античный философ Cократ. Именно он фактически стал основателем софистики, которую развили его ученики Протагор, Эмпедокл, Горгий и другие.
Греческая софистика (в переводе – мудрость) была прямым отрицанием натурфилософии и доведением её до абсурда. Софисты были субъективистами, скептиками, рационалистами, индивидуалистами и анархистами. Основой их мировоззрения являются слова Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Их субъективизм заключается в словах Аристида: истина не есть нечто единое для всех. Раз все думают по – разному, то и истина у каждого своя., поэтому все понятия как философии, так и морали относительны. А если всё относительно и зависит от субъективного вкуса как единственного критерия истинности, то получается, что всё на свете истинно.
Скепсис наглядно проглядывается в следующем положении Горгия: совершенно нет никакого бытия. Если оно и есть, то оно непознаваемо. А если оно и познаваемо, то всё же истина о нём непередаваема.
Протагор первый ввёл практику вести учёную беседу за плату и доказывал, что это не заслуживает презрения. Поэтому его прозвали «платная речь». Он первый ввёл словесные состязания (диспуты). Введение диалогической речи развивало человеческую мысль. При этом софисты не уделяли должного внимания рассуждениям по существу, вводя софизмы (не связанные с жизнью положения) и развивая лишь словесное красноречие. Однако этот тип речи необходимо было пройти, чтобы воспитать мыслительную и духовную устойчивость.
Таким образом, софистика необычайным образом оттачивала и заостряла субъективную человеческую мысль, без которой невозможно было надеяться. на дальнейшее развитие философии. Софисты учили не полагаться на догмы, подвергать всё сомнению, учиться размышлять и красиво излагать свои мысли
Всеобъемлющую систему объективного идеализма философии античной эпохи впервые создал Платон Афинский (427-34ляются слова 7 до н.э.). Он был основателем Афинской Академии, то есть школы философов и математиков, в которой учился универсальный гений античной культуры Аристотель - ученик Платона и учитель Александра Македонского.
Платон оставил нам значительные сочинения, которые почти все дошли до наших дней. Они написаны в форме, как правило, диалогов и реже - в форме трактатов. Диалоги Платона, как правило, связаны с именами тех или иных мыслителей: “Апология Сократа”, “Парменид”, “Федр”, “Критий”. “Кратил” и другие. К числу трактатов относятся такие труды, как “Государство” и “Законы”.
Платон считал, что действительной реальностью и сущностью мира является не материя, а идея. Под идеями Платон понимал объективно существующую вне и независимо от человека идеальную действительность. Идеи образуют особый мир, где каждая идея является смыслом (сущностью) каждой и вообще всех вещей. Отражением этого мира идей, его воспроизведением и осуществлением является чувственный космос с заключенными в нем природой и обществом.
Мир идей Платона имеет сложную иерархию (пирамиду, лестницу). У подножия находятся идеи-прообразы отдельных предметов, а на вершине - идеи истины и прекрасного. Самой наивысшей идеей является идея блага. Идея блага как бы стягивает все множество идей в некоторое единство. Единство является целью мира идей. Поэтому и порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный. Все направляется к благой цели (иначе говоря - к богу). Бог и есть само благо. Направляя все к благой цели, он создает мир по собственному подобию.
Теория познания Платона – идеалистическая и связана с его учением о душе. До того, как душа вселилась на землю и приняла телесную оболочку, она будто бы созерцала истинно сущее бытие. Она сохранила знание о нем даже под гнетом земной жизни. Познавать - это припоминать то, что было в вечности. Все стремятся к этому, но, стремясь к сущности, многие обрываются вниз с тропы познания и вновь вступают на нее. И так всю жизнь.
Другие, избранные, благодаря громадным усилиям и таланту, доходят до божественных идей (сущностей, истины) и сливаются с богом. Только душа, которая принадлежит философам, способна пробиться к сущности, к идеям. Таким образом, познание сущности мира удел избранных (философов).
Все виды знаний Платон делит на: а) чувственное знание, включающее в себя “веру” и “подобие”; б) интеллектуальное знание, включающее мышление и рассудок.
Чувственное знание - это низкий вид знания. Из него слагается “мнение”, то есть недостоверное, темное знание. Интеллектуальное знание существует независимо от чувственного знания, то есть само по себе, и способно давать “истинные” знания. Оно приближает нас к сфере божественных сущностей.
В учении Платона развивались некоторые проблемы диалектики. Произведения Платона были написаны в форме диалогов, в которых применялся диалектический метод, то есть выяснение истины посредством полемики, столкновения противоположных взглядов. Это имело немаловажное значение для последующего развития философского мышления.
Платон знаменит разработкой учения об идеальном государстве. Такое государство должно быть сильным своей политической, экономической и военной организацией оно должно обеспечивать всех материальными благами и осуществлять руководство всей духовной деятельностью и творчеством людей.
Идеализм Платона был подвергнут критике со стороны передовых мыслителей того времени и, прежде всего Аристотелем.
Аристотель (384-322 до н.э.) - один из гениальных мыслителей античного мира. В его творениях философская и естественнонаучная мысль древней Греции достигла наибольшей высоты. Он разрабатывал вопросы философии, логики, психологии, естествознания, истории, политики, этики, эстетики.
Философские взгляды Аристотеля изложены в ряде произведений, которые можно разделить на несколько групп:
1) Логические трактаты, совокупность которых получила название “Органон” (т.е. орудие или метод). Сюда входят “Категории”, “Аналитика первая и вторая”, “Топика”, “О софистических опровержениях”.
2) Трактаты о природе и движении: “Физика”, “О происхождении и уничтожении”, “О небе” и др.
3) Биологические трактаты: “О душе”, “О движении животных” и др.
4) Сочинения о “первой философии”, как назвал их Аристотель. Впоследствии эти “сочинения” получили название “Метафизика” (буквально: “сочинения”, следующие после физики”).
5) Социально-политические - главное из них “Политика”.
В своем философском учении Аристотель признавал существование мира объективно (независимо от человека). Материю он считал вечной, несотворимой и неуничтожимой. Но материя, по Аристотелю - это не мир вещей и явлений, а только его возможность. Материя сама по себе неопределенна, инертна.
Подвижность, жизненность, деятельное начало в материю вносит другую реальность, а именно идеальную. Ее он называет формой.
Аристотель указывает на существование множества форм, составляющих определенную иерархию (лестницу). Поднимаясь по лестнице этих форм, он доходит до форм всех форм - бога. Бог, по Аристотелю - это неподвижный “перводвигатель” мира. Аристотель, в определенной мере, развивал учение объективного идеализма.
У Аристотеля единичная вещь - это своего рода оживление безжизненной материи посредством “формы”.
Процесс превращения возможности (материи) в действительность (форму данной вещи) причинно обусловлен. Учение о причинно-следственных связях называется детерминизмом. Детерминизм Аристотеля включает признание различных видов причин.
Каждое явление, по Аристотелю, содержит в себе изначальную внутреннюю цель энтелехию. Здесь сказывается идеалистическое и религиозное истолкование Аристотелем природных явлений по образу целеустремленной человеческой деятельности.
Большой заслугой Аристотеля является учение о многообразии форм движения. Он впервые расчленил движения на:
а) движение в общем смысле (возникновение и уничтожение);
б) движение в узком смысле: изменение по качеству (переход из одного состояния в другое); изменение по количеству; изменение по положению (перемещение).
Теория познания Аристотеля по тем временам была глубоко материалистична. Источником человеческого познания, по Аристотелю, является внешний мир или “вещи” как “единство” материи и формы. Единичные вещи воспринимаются ощущениями. В ощущениях при этом отражается не сама материя, а ее форма. Ощущение выступает в виде отпечатка форм. В этом проявлялась идеалистическая трактовка ощущений как отпечатка форм. Но в целом Аристотель развивал материалистический принцип теории познания, считал ощущение первоисточником знания.
Аристотель развивает учение о двух видах познания:
а) “диалектическое” познание, которое выступает как область “мнений”.
“Мнения” - это суждения, основанные на опыте; они могут быть различными, противоположными, с различной степенью обоснования и достоверности. Однако “мнения” сами по себе не могут быть, безусловно, достоверными и истинными.
б) научное знание - это знание общего, сущностного; это знание может быть абсолютно достоверным и истинным. Достигается это знание “непосредственным созерцанием ума”. Этот вид познания Аристотель трактовал не как врожденное свойство человека, а как приобретенную возможность в процессе его жизнедеятельности. Человек собирает факты, направляет мысль на эти факты и таким путем вызывает (возбуждает) непосредственное созерцание умом высших истин.
Аристотель, с одной стороны, указывает на взаимосвязь чувственных и умственных знаний, а с другой - наделяет “созерцание ума” исключительностью в постижении истины, то есть проводит определенную пропасть между чувственным познанием и абстрактным мышлением, не видит их диалектики.
Исключительно велико значение Аристотеля в разработке логики, как учения о законах и формах правильного мышления (именно поэтому формальную логику называют еще аристотелевской логикой).
Аристотель был идеологом рабовладельческого класса (как и его учитель Платон). Он стремился оправдать рабство теоретически. Аристотель считал, что рабы и их хозяева (рабовладельцы) должны быть теми, кем они есть, в силу своей физической организации: рабы предназначены для физического труда; а рабовладельцы способны заниматься умственным трудом.
В то же время Аристотель высказал ряд рациональных (т.е. разумных) идей по проблемам социальной жизни:
а) он указал на общественную природу человека (“человек - это общественное животное”);
б) высказался против корыстного использования власти и т.д.
Аристотель является величайшим философом античного мира. Его взгляды оказали огромное влияние на последующее развитие философской и научной мысли. На протяжении многих столетий он являлся непререкаемым авторитетом для многих философов и ученых многих стран мира.
& 3.Эллинистически – римская философия
Начало эпохи эллинизма обычно связывают с завоеваниями Александра Македонского, который с 336 по 334гг.д.н.э. завоевал Персию и стремился к мировой империи. В терминологическом плане эллинизм означает греческий мир после Александра и до завоевания его римлянами. Однако римляне, покорив греческие территории, вынуждены были покориться эллинской культуре и вскоре начать распространять её. Именно поэтому данную эпоху называют эллинистически – римской.
Этот период характеризуется падением интереса к физическому изучению природы и человека, к астрономии, космологии. Философов интересует вопрос «не что такое мир и человек», а вопрос как человеку надо жить в этом мире, чтобы избежать опасностей и получать удовольствия? В русле этой задачи философия из мудрости умозрительной, теоретической превращалась в мудрость практическую, моральную. Не удивительно поэтому, что многие школы этого направления возглавили слушатели и последователи Сократа. В начале 1У в.д.н.э. существовали следующие сократические школы.
1.Киническая школа (киник – в переводе собака). Такое имя этой школе дал Платон за их, по его мнению, недостойный человека, а лишь собаки образ жизни. Основателями её были Антисфен – сын афинянина и фракийской рабыни, умер от чахотки и Диоген Синопский, живший, по преданию, в бочке. Оба философа презирали богатство, считали всех людей равными независимо от имущественного и общественного положения, были крайними аскетами в жизни, цинично выставляли напоказ свою нищету, гордились ею и открыто выступали против социальной несправедливости.
2. Киренская школа. Школа получила название по названию города Кирены. Представителями её были Аристипп,, Гегесий, Феодор. Представители этой школы были гедонистами в жизни и пессимистами относительно жизненной перспективы. Так, Феодор утверждал, что можно и украсть и прелюбодействовать и ограбить храм, лишь бы это способствовало радостному настроению. Пессимизм чётко проглядывается в словах Гегесия; раз полное счастье невозможно, а душа и тело исполнены страданий, то и жить не стоит. За это высказывание его прозвали «убеждающий умирать».
3. Эпикуреизм. Основан на о. Самос Эпикуром (341 – 271 гг.) Основной труд «О природе вещей». В Афинах он основал школу, на воротах которой он написал: «гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Главное в его философии – этика как учение о достижении счастья. Его этика основана на физике, освобождающей душу от страхов и мифов. К Маркс в своей докторской диссертации отмечал, что философствование Эпикура имеет целью невозмутимость сознания, а не познание природы само по себе.
4.Стоицизм Основатель Люций Анней Сенека (4 г.д.н.э – 65 г.н.э.) Основной труд «Письма к Луциллию». В произведении он выступает как фаталист, верящий в рок, судьбу и в тоже время призывающий к мужеству, стойкости, чтобы достойно перенести все трудности жизни и не бояться смерти.
Мы не можем изменить мировых отношений – писал он. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество и с его помощью стойко переносить всё, что приносит нам судьба. Интересно, что свои теоретические положения он подтвердил своей жизнью. Будучи обвинённым императором Нероном в государственной измене, чтобы избежать позора, он ушёл из жизни, разрезав себе вены.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы, на ваш взгляд, особенности античной философии?
2. Назовите основных представителей античной философии.
3. В чем сущность учения Гераклита? Назовите диалектические идеи, выдвинутые Гераклитом.
4. Назовите п редставителей атомистического материализма.
5. В чем сущность учения Демокрита о бытии и познании?
6. Каковы взгляды Платона на проблемы познания? В чем сущность его учения о познании как воспоминании?
7. Как рассматривал Аристотель соотношение материи и формы?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.