Реакцией буржуазной философии на происходящие социальные изменения и достижения естествознания было возникновение; с одной стороны, иррационализма, принижающего роль разума и науки, а с другой - позитивизма, преувеличивающего роль опытных, позитивных знаний.
Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - это философское идеалистическое учение, ограничивающее или отрицающее возможности разума, делающее основой миропонимания нечто недоступное разуму. Представители этого направления утверждают и иррациональный характер самого бытия. Вера в могущество разума якобы породила опасные попытки познать законы развития общества и природы. На место разума они ставят некое бессознательное начало, в частности - слепую, независимую от сознания, волю. Иррационализм как определенная черта современной философии сохраняет свое влияние и в современных условиях. В современных условиях увлечение мистикой, нетрадиционными религиями, различными магиями довольно четко прослеживается в современном мировоззрении.
К наиболее видным представителям этого философского направления относятся: Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.г.) - немецкий философ. Родился в обеспеченной семье банкира Генриха Флориеса. Образование получил в Геттенгемском и Берлинском университетах. Характерными чертами его как личности были самонадеянность, самомнение, амбициозностъ. Всю жизнь был пропитан эгоцентризмом. Основным сочинением его является книга “Мир как воля и представление”. Его философия – иррационалистический волюнтаризм. В ней объект и субъект - это соотносительные моменты, из которых складывается мир как “представление”. “Без субъекта нет объекта».
Сущность мира - это “вещь в себе”, это неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни, порожденное бессознательной волей представления, непознаваемое с помощью разума. Эта «воля” как бы дробится на множество воль - “объективируется”. И каждой такой “объективизации” свойственно стремление к абсолютному господству. Поэтому в действительности и происходит “война всех против всех”. Человек сознает себя всей своей волей к жизни, и это является источником беспредельного эгоизма людей.
Социальная организация не уничтожает эгоизма. Человек - раб своего характера, он ставит себе цели, страдает, пока они не достигнуты. А отсюда иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящаяся в самой «воле к жизни». Выход из этого Шопенгауэр видит в аскетизме, а преодоление вредных последствий множества эгоистически действующих лиц возможно с помощью сильного государства.
Другим представителем иррационализма был датский философ-мистик С.Къеркегор (1813-1855 г.г.). Его философию считали источником такого философского учения, как экзистенциализм.
Кратко суть его учения можно определить следующим образом: подлинная сущность мира - это процесс жизни самого человека, его существование, экзистенция, его внутренняя “самость” основана на движении импульсов иррационального (подсознательного” - страха, отчаяния и т.д.). Существование направляется “парадоксами” - соизмерениями несоизмеримого: божественного мира и мира смертного человека. Только в качестве грешника перед богом человек обретает себя как индивидуальность, единичная личность. Контакт с богом может быть достигнут ценой отказа от собственной природы, ценой полного аскетизма.
Целью познания является самопознание, которое достигается не через мышление, а через волевое усилие, основанное на религиозной вере.
Пессимизм философии С.Кьеркегора дополняется мистицизмом, настроениями безысходности и покинутости, неуверенности в жизни.
Более поздним представителем иррационализма был немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900г.). Основные положения философии Ф.Ницше: мир, бытие - это стихийное становление, понимаемое как чистое движение. Его существование бесцельно, что проявляется в идее “вечного возвращения одного и того же”. Позже учение о мире как становлении развивается в учении “о воле власти” как присущей всему живому, тяге к самоутверждению, к расширению своего “я”, к экспансии. У человека “воля к власти” тождественна “воле к жизни”, т.е. подразумевает борьбу за существование, инстинкт самосохранения. Человека Ф.Ницше рассматривает как биологический организм, приспосабливающийся к миру, как определенную структуру, в которой высшим слоем выступает интеллект. Интеллект “схематизирует мир в соответствии со своими потребностями”, поэтому в познании Ф Ницше развивает идею “перспективизма”: существует множество оценок одного и того же разными субъектами.
В учении о морали Ф.Ницше выступает с нигилистических позиций, обосновывает учение о “естественном, ничем не сдерживаемом потоке жизни”. Он подвергает критике все ценности, в том числе и христианские, демократическую идеологию, “закрепляющую стадные инстинкты”. Ф.Ницше создает учение о “сверхчеловеке”, культе сильной личности, индивидуалистически преодолевающей социальный мир вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью.
Некоторые принципы морали Ф.Ницше, такие, как отношение к слабым, вызывает, кончено, неприятие, но провозглашенный им принцип “заботы о дальнем”, т.е. о будущих поколениях, в определенной степени смягчает жестокость некоторых нравственных требований Ф.Ницше.
Позитивизм. Это философское направление, основанное на утверждении, что все подлинное “положительное” (позитивное) знание может быть получено как результат достижений отдельных, частных наук. Философия как наука “умозрительная”, не связанная с эмпирическим опытом, не может давать истинного знания. Философы-позитивисты считают истинными те знания, которые основаны на точном, экспериментальном знании, а главным принципом философии позитивизма в последующем стал принцип «верификации”, т.е. опытной проверки знаний.
Позитивизм привлек многих естествоиспытателей, ученых тем, что выступал против агностицизма, хотя его ориентация только на чувственное познание, как методология, ограничена и одностороння, отвергает сущностное познание мира. А это есть одна из разновидностей агностицизма.
Одной из причин привлекательности позитивизма стала его борьба со схоластикой, со стремлением философии стать «наукой наук». Заявив, что эмпирические науки сами себе являются философией, позитивизм тем самым пытался упразднить философию, ограничив ее предмет только мышлением. Философия лишалась своей действенной функции - методологической в отношении других наук.
Основоположник позитивизма, автор термина “позитивизм”, французский философ Огюст Конт. В своей работе «Курс позитивной философии” он обосновывает тезис о том, что время “метафизики” (самостоятельной философии) закончилось, наступило время “положительного” знания. Он формулирует три закона: 1) Закон трех стадий; 2) Закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) Энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.
О Конт считал; что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Интеллектуальное развитие проходит 3 стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. А техническая эволюция включает традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество. Все части общества «социально солидарны”, находятся в “социальной гармонии”.
Вслед за О.Контом позитивистская философия развивается в учении английского философа и социолога Г.Спенсера, который также утверждал, что наука способна познавать лишь сходства и различия, отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в суть. “Материя, движение и сила лишь символы неведомого реального”, - утверждал он.
Специфическая особенность учения Г.Спенсера - это учение о всеобщей эволюции, которая представляет непрерывное перераспределение телесных частиц и их движения, что приводит к равновесию.
Под эту теорию Г.Спенсер пытался подвести и социальные изменения. Позитивизм как философское учение оказался очень привлекательным и способным к трансформациям: от позитивизма О.Конта через “махизм”, неопозитивизм и постпозитивизм к современному критическому рационализму.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 672.