Особенности российской философии этого периода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одни из вопросов рассматриваемой темы является выяснение некоторых особенностей российской философии этого периода, которая испытывала влияние европейской философии и, в то же время, была самобытной, выдвигала оригинальные идеи и концепции. Стремление дать ответ на вопрос о месте Росси в историческом процессе, ее предназначении привели, например, П.Я.Чаадаева к утверждению принципа провиденциализма в определении ее истории. Его историософская концепция основывалась также на принципе географического детерминизма. Его философия явилась истоком двух направлений в мировоззрении российского общества в середине 19 в: славянофильства (А. Хомяков, И. Кириевский и др.), доказывающего исключительность России, необходимость возврата к идеалам “святой Руси”, к утверждению православия как вечного начала и западничества, ориентирующегося на западноевропейскую цивилизацию (Н.Огарев, К.Кавелин и др.).

В конце 60-х - начале 70-х годов 19 века складываются также мировоззрение народничества (Н.Михайловский, П.Лавров, М.Бакунин). а также почвенничества (А.Григорьев, Н.Страхов).

К «почвенникам” принадлежал и Ф.М. Достоевский (1821-1881 г.)- Он не был профессиональным философом, но как писатель в своих произведениях проводил специфическую религиозно-моральную доктрину. Это мыслитель экзистенциального плана, наиболее важной темой его философии является человек, смысл его жизни, судьба. Человек - самое загадочное существо. Именно в нем проявляются добро и зло, божественное и дьявольское начало. Главное в человеке - его свобода, стремление к самоутверждению. Однако, неограниченная свобода ведет к своеволию и разрушению. Поэтому истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу, что является основой и гарантией нравственности. Этот путь к добру может идти только через страдание.

Определяя человека как высшую ценность, Достоевский, однако, видит несовершенство мира, в котором человек испытывает страдания и зло. Этот мир несправедлив и никакие высокие цели и усовершенствования не могут стоить слезы невинного ребенка. Поэтому, принимая Бога прямо и просто, Достоевский не принимает им созданного мира. И если Бог совершенен, значит, мы сами неадекватно воспринимаем мир.

Как “почвенник” Достоевский полагал, что у России свой путь развития, и он не приемлет ни “буржуазные единения”, ни атеистический социализм. Идеи Достоевского оказали большое влияние на развитие религиозной философии в России, а на Западе стали одним из источников экзистенциализма.

Великим русским мыслителем этого периода был Л.Н.Толстой (1828-1910 г.г.). Это не только величайший писатель, но и создатель своеобразного философского религиозно-этического учения о мире, о человеке, о смысле жизни и общественном переустройстве.

Это учение получило название “толстовство” и превратилось в целое направление русской мысли, имевшее своих последователей за границей.

Мировоззрение Л.Н.Толстого противоречиво. С одной стороны он подвергает критике религию, церковь, существующий строй; а с другой говорит о необходимости истинной религии, основанной на всеобщей любви, смирении и непротивлении злу насилием.

Считая власть злом, он приходит к выводу об отрицании государства, а путь к этому он видит в пассивном воздержании, уклонении каждого члена общества от государственных обязанностей.

Основная идея его философии - поиск абсолютной моральной истины, правды. Наука не дает ответа о смысле жизни, о назначении, благе людей. Только нравственность может дать ответ на главный вопрос - о смысле и цели жизни, А смысл он видит в самосовершенствовании человека, совершенствовании бессмертной жизни. Всякая другая цель ввиду личной смерти есть бессмыслица.

Философия конца 19-начале 20 века в России - это особый период ее развития. Еще в 1922 году, задолго до единовластия Сталина, цвет русской интеллигенции был выслан за границу: Н.Бердяев. С.Булгаков, Н.Лосский, П.Сорокин и др. Их труды не издавались, а лишь критиковались и охаивались, хотя многие их взгляды о человеке, о роли нравственности, религии, о космических проблемах легли в основу модных западных школ: феноменологии, персонализма и других.

В этот период возникают два как бы направления философии:

1) Главными идеями первого являются антропоцентризм, гуманизм и религиозные взгляды.

2) Второе направление - это русский космизм; естественнонаучное и теологическое направление.

К представителям первого направления относятся Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев; Н.Лосский и другие.

Гуманизм философии Н.Ф.Федорова выражен в известной формуле; “Важно жить не для себя или для других, а со всеми и для всех”. Основные положения его учения изложены в труде «Философия общего дела”.

В.С.Соловьев (1853-1900 г.). Его докторская диссертация “Критика отвлеченных начал”. Это критика эмпиризма и идеалистического рационализма. В начале 1878 года читает курс лекций по философии религии – “Чтения о Богочеловечестве”, которые собирают тысячные аудитории. Главная идея - необходимо реформировать христианство, синтезировать православие и католицизм.

В.С.Соловьев поставил задачу - создать систему “цельного знания”, объединяющего науку, философию и религию. В учении о бытии он воздвигает мысль о наличии божественного всеединства, в гносеологии он обосновывает иррациональное знание. Предметом знания является Бог, и здесь приемлемо только религиозное и мистическое восприятие.

Он развивает свое учение о нравственности. Основной принцип нравственности: “Я стыжусь, следовательно, существую”. Нравственность имеет различные проявления, высшим из которых является любовь, божественная любовь. Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь Богочеловека.

Философия нравственности переходит у него в философию любви, а философия любви - в философию единства. Согласно этой философии действительным миром является божественный мир, а вещественный мир - это лишь отблеск божественного мира. И единство его не в нем самом, а в идее.

Задача философии состоят в том, чтобы сделать вещественное бытие соотражением божественному бытию и всеединству идеи.

Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого понятия, как “русская идея”, формирование национального самосознания, в обоснование необходимости единства церкви, государства и общества.

В начале 20 века российская философия развивается особенно бурно. Происходит сближение философии и литературы.

Одним из видных философов этого периода является Н.А.Бердяев (1874-1948 г.). Своеобразие его философии в том, что в ее основе лежит учение о свободе. Это философ-экзистенциалист считающий, что свобода является определяющей по отношению к бытию. В одном ряду с ней стоят творчество, личность, дух, Бог.

Первая свобода - это нечто, существующее до бытия. Ее можно понять как факт мистического опыта. Это безосновная основа бытия (Ungrund).

Вторая свобода - это свобода экзистенциального выбора. Это свобода знать высшее добро и идти к нему, это сознательная свобода принять высшие ценности и жить ими.

Третья свобода - это свобода общественного действия на началах религиозных ценностей. Это совместное действие Бога и человека. Без Бога человек несамодостаточен. Если нет Бога, то нет высшей правды, цели, нет победы над смертью. Если же человек есть Бог, то это самое безнадежное и ничтожное. То есть утверждается идея Богочеловека.

С учением о свободе связана и социальная философия Н.Бердяева, утверждающая “персоналистский социализм”, который преодолевает как изолированный индивидуализм, так и механистический коллективизм.

Для социального переустройства общества на такой основе, по мнению Н.Бердяева, нужно духовное возрождение. Суть «русской идеи» - это осуществление царства Божие на земле. И роль Росси определяется ее положением - она должна сознавать себя соединителем Востока и Запада.

Таким образом, российская философия была неразрывно связана с европейскими школами, испытала влияние восточных традиций, вместе с тем обладала оригинальностью и самостоятельностью. Это неотъемлемая часть мировой философской культуры.

Вопросы для самоконтроля:

1) Каковы особенности социально-экономического развития европейских стран в конце 19 - начале 20 века?

2) Назовите предпосылки и источники философии марксизма.

3) В чем состоит коренное отличие марксистской философии от других философских школ?

4) Назовите основные философские работы К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И.Ленина.

5) Назовите представителей иррационалистического направления в европейской философии.

6) Что такое позитивизм? Назовите его представителей в европейской философии.

7) В чем сущность учения Н.Бердяева о свободе?

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 287.