В то время как по многим странам Западной Европы пронеслись очистительные ветры буржуазной революции, разрушившие феодальные отношения, Германия продолжала оставаться в условиях политической и экономической отсталости. Для нее были характерны феодальная раздробленность, политическое господство монархии и дворянства. Нарождавшаяся немецкая буржуазия была экономически слаба и политически бесправна.
Чем же объяснить тот факт, что в столь отсталой в экономическом и политическом отношении стране оказался возможным столь высокий взлет философской мысли и всей духовной культуры?
Это объясняется следующими обстоятельствами:
1. Огромное воздействие Великой французской буржуазной революции 1789 года на подъем духовной культуры;
2. Во второй половине 18 века накопился немалый фактический материал из развития естественных наук, который способствовал подъему рационального мышления;
3. Половинчатость и трусость немецкой буржуазии в ее отношении к феодальному строю.
Все это обусловило высокий взлет философской мысли в Германии и в то же время противоречивость, как отдельных философских учений, так и всей немецкой философии.
Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В его творческой деятельности различают два периода: первый – “докритический” (1746-1769) и второй –“критический” (1770-1797).
В первом периоде Кант основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам и выступает как стихийный материалист и диалектик. Наиболее значительным произведением этого периода является его работа “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755). В ней он сформулировал гипотезу о естественном происхождении солнечной системы в соответствии с законами Ньютона. Эта гипотеза наносила удар по религиозным представлениям о “сотворении мира” и давала толчок развитию научных представлений о происхождении небесных тел. В философском плане эта работа положила начало разрушению метафизического метода и развитию диалектического метода.
Во втором периоде Кант пишет ряд работ, в которых разрабатывает многие философские проблемы. Свою теорию познания он излагает в работе “Критика чистого разума” (1781 г), “Пролегомены” (1783); теорию этики - в “Критике практического разума” (1788); эстетическую теорию - в “Критике способности суждения” (1790). Он написал также философско-социологический трактат “О вечном мире” (1795) и ряд других произведений.
Основные усилия в этих работах Кант сосредоточил на критическом анализе познавательных способностей человека. Он задался целью решить вопросы: каковы границы человеческого познания, что является предметом науки, а также доказать несостоятельность материализма и атеизма и обосновать право религии на существование.
Кант исходит из того, что вне человека существует объективный мир, который воздействует на наши органы чувств и вызывает у нас ощущения. Познание человека, по Канту, проходит три ступени: ступень чувственности, ступень рассудка и ступень разума.
На ступени чувственности и рассудка априорные (доопытные) формы чувственности и априорные формы рассудка накладываются на хаос ощущений, упорядочивают их пространственно и по времени, выступают как причинно связанные между собой. В результате этого ощущения выступают как наглядные представления, как знания о мире. Но человек познает только явления. Каждое явление выступает как единство, с одной стороны, хаоса ощущений, приходящих из внешнего мира, но они являются второстепенными, с другой стороны - форм и закономерностей, которые вносятся чувственностью и рассудком; они же и являются главными. Таким образом, Кант, выступает как субъективный идеалист, ибо для него природа, мир – это совокупность явлений, то есть наших представлений, которые формируются под влиянием априорных форм чувственности и рассудка.
В то же время И. Кант выступает как агностик, так как утверждает, что мир принципиально не познаваем. Границы познания Кант ограничивает миром явлений. Для человека недоступны многие проблемы: что такое мир, бесконечен ли он, сложен ли он или прост, имеет ли он начало и конец. Он называет это “вещью в себе”, т.е. то, что недоступно для познания.
Заслугой И.Канта является то, что он, во-первых, положил начало крушению метафизического метода в философии и заложил основы диалектического взгляда на мир; во-вторых, поставил перед философией вопрос о сложности и противоречивости процесса познания, хотя сам и не мог его разрешить. Это способствовало дальнейшему развитию философской мысли, философского диалектического метода.
Всестороннюю разработку диалектического метода осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - крупнейший представитель немецкой классической философии, ее центральная фигура.
Гегель – объективный идеалист. Первичным он считает мировой разум (абсолютную идею). Это безличный, оторванный от человека разум. Мировой разум (абсолютная идея) существует вечно и находится в процессе саморазвития, самодвижения и проходит различные стадии, все полнее и полнее раскрывая свое внутреннее содержание. Движение абсолютной идеи, а, следовательно, и всего предметного мира, по Гегелю, начинается в самой себе, затем она принимает форму природы, воплощается в человеческое общество, завершается ее развитие с возникновением философии Гегеля как якобы абсолютной истины.
Таким образом, круг развития, восходящее движение в философии Гегеля прекращается, и дальнейший процесс движения может быть мыслим как простое повторение ступеней пройденного. В этом проявляется противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля.
Заслугой Гегеля является то, что он всесторонне разработал диалектический метод (хотя и на идеалистической основе); впервые в истории философии сформулировал основные законы диалектики; серьезно подорвал господствующий в то время в науке и философии метафизический метод. Благодаря диалектическому методу философия Гегеля заняла почетное место в истории философии.
Людвиг Фейербах (1804-1872) – первый немецкий философ, который подверг всесторонней критике с позиций материализма философскую систему и метод Гегеля.
Людвиг Фейербах был последовательным и глубоким материалистом и атеистом. Его учение оказало сильное воздействие на современников, особенно его работа “Сущность христианства”. Людвиг Фейербах последовательно материалистически решал основной вопрос философии, безоговорочно признавал первичность природы (материи) и вторичность сознания. Человек с его сознанием (душой), по Фейербаху, есть продукт развития природы. Кроме природы и человека в реальной действительности ничего нет и быть не может. Фейербах стремился преодолеть механицизм 17 – 18 веков. Он решительно выступал против сведения всех форм движения к механическому движению. В теории познания Фейербах боролся с агностицизмом и продолжал развивать линию материалистического сенсуализма. Начальной, исходной ступенью познания он считал ощущения. Они выражают объективную связь человека с внешним миром и являются результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Он указывал на неразрывную связь чувственного познания и абстрактного мышления в процессе познания.
В то же время материализм Фейербаха имел существенные недостатки; не будучи уже механистическим, он оставался все еще метафизическим материализмом. Критикуя идеализм Гегеля, он не смог оценить должным образом гегелевского диалектического метода.
Его материализм был также антропологическим. В центре его философии подчеркнуто находился человек, как “единственный универсальный и высший предмет философии”. Проблема человека важна для философии, но не ограничивается только этим кругом вопросов. Да и в сущности человека Фейербах не разобрался. Он видел в человеке лишь биологическое существо, высшее проявление природы.
Фейербах критиковал христианскую религию, но в то же время воздвигал по существу новую религию, основанную на любви. Он выдвинул утопическую идею превращения любви как естественного свойства человека во всеобщий принцип общественных отношений. Это позволит сделать всех людей счастливыми, считал он.
Крупнейшими представителями классической немецкой философии были Гегель и Фейербах. Ограниченность и недостатки их философии были преодолены в марксистской философии.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные особенности философии Нового времени.
2. Каких философов Англии, Франции, Голландии, Германии, России того времени вы можете назвать?
3. В чем суть метода индукции? Кто его автор?
4. В чем заключается дуализм философии Р. Декарта?
5. Какой метод познания разработал Р. Декарт?
6. В чем заключается материализм и пантеизм философии Б.Спинозы?
7. Раскройте суть учения Д.Локка о первичных и вторичных качествах.
8. Каковы особенности немецкой классической философии?
9. В чем суть априоризма философии И.Канта?
10. В чем состоит противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля?
11. В чем заключается созерцательный характер антропологического материализма Л.Фейербаха?
12. Назовите представителей философии французского просвещения.
Глава 6. Философия России
РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)
Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.