Особенности философии Древнего Китая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из древнейших является и философская культура Древнего Китая. Классовое общество в Китае образовалось примерно три тысячи лет тому назад.

Духовным оружием господствующих классов была религия, выступавшая с проповедью всемогущества “небесного владыки” и “доказательствами” того, что земной царь - это посланец неба и воплощение божественной мудрости.

     Отличительной чертой древнекитайских религиозно – философских мифов был зооморфизм. Многие древнекитайские божества имели явное сходство со змеями, рыбами, животными, были полулюдьми- полуживотными. Характерным является миф о прародительнице Нюй –ва (драконе). С Х1 века начинает складываться культ Неба (Тянь) как высшего начала. Правителя Китая начинают называть «сыном Неба». Основу древнекитайской философии составили литературные источники: «Книга истории» (начало 1 тыс. д.н.э.; «Книга песен» и «Книга перемен» (УШ – УП вв. д.н.э.

     Основными понятиями китайского мировоззрения являются Ян (небо, юг, мужское, твёрдое, светлое горячее и др.) и Инь (земля, север, женское, мягкое, холодное, тёмное).

     Оновные философские школы в Древнем Китае – это конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

В VI веке до н.э. возникла философия конфуцианства.

Конфуцианство – это философско – религиозная система, возникшая на основе философского учения Конфуция, или Кун – фу – цзы (551 –479 г.д.н.э.), Конфуций вышел из обедневшей аристократической семьи чиновников и военных. Но бедность не помешала, а даже способствовала тому, что он решил проявить себя на государственном поприще. Он считал, что в то смутное время, когда он жил, лишь честная служба и высокая нравственность всех людей может стать основой порядка и процветания государства.

Древние китайские книги утверждают, что Конфуций был мягким, чутким, исполнительным чиновником, внимательным к людям. Но правящая элита, видя в нём соперника. Не желала его продвижения по службе, постоянно ставила ему палки в колёса, и ему постоянно приходилось жить в атмосфере интриг. Поэтому он оставил карьеру чиновника и занялся преподавательской деятельностью, в которой добился выдающихся успехов.

Конфуций умер в возрасте 73 лет, оставив после себя философскую школу, множество учеников и последователей. В его школе изучали мораль, политику, язык, литературу. Обучение проходило в форме бесед, в которых он излагал сущность своего учения. Позднее беседы составили книгу «Луньюй» (Рассуждения и беседы),написанную после его кончины его учениками.

Философско – этическое учение Конфуция отразило взгляды и интересы либерального феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью Конфуция являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно Конфуцию, в обществе действует закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению. «Государь должен быть государём, подданный – подданным, отец – отцом, сын –сыном.» Основные проявления «жень» - справедливость, искренность, доброта, сдержанность, милосердие, почитание родителей. На основе закона «жень» Конфуций создаёт модель идеального человека. Этот человек честен, бескорыстен. Обладает совершенством поведения, мудростью и справедливостью. Вся его жизнь – это служение людям ради утверждения истины.

Конфуций стоит у истоков патернализма – теории, конструирующей деятельность государства на примере деятельности семьи. Иными словами, император – это отец большого семейства, а все граждане государства – его дети, которые должны беспрекословно подчиняться отцу и почитать его. А отец должен заботиться о своих детях. В семье человек должен получить основы воспитания, согласно им дети должны быть не только покорны воле родителей, но и обязаны искренне любить их. В Китае существует выражение: «всякий злодей начался с того, что стал дурным сыном». В государстве, как в любой семье, утверждается разделение обязанностей и как результат – строгая иерархия. Однако и правитель непременно должен обладать человеколюбием, добродетелью. В основе морали он выделял такое качество, как человечность, и на этой основе сформулировал золотое правило нравственности: чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.

Для Конфуция человек – центральное звено всего его учения, поэтому большое внимание он уделяет вопросам самовоспитания и самосовершенствования, основанным на знаниях, разумном следовании обычаям, предписаниям и этикету. Путь к совершенству имеет три ступени: поэзия, ли - этикет и музыка. Поэзия развивает мышление, благородные чувства, фантазию, умение понимать других людей. Музыка – лучшее средство изменения плохих обычаев, потому что она учит человека тончайшим оттенкам переживаний и чувств, воздействуя, в первую очередь, на эмоциональную сферу личности. Ли – этикет стоит в центре всего стремления человека к благородству. Перевод понятия «ли» многозначен. Это и церемония, и обряд, и приличие, и благопристойность. А первоначально этим словом называли специальную обувь для совершения религиозного обряда.

Понятие «ли» несёт в себе два основных значения. 1.Приличие, исполнение установленных предписаний в поведении. 2. Собственно ритуал поведения. Например, с помощью»ли» человек сдерживает себя. В Китае открытое проявление своих чувств считается верхом неприличия. Так, нельзя делиться своим горем или рассказывать о своих болезнях и трудностях соседям, сослуживцам, чтобы не нагружать их вашими проблемами.

Трудно однозначно оценить вклад Конфуция в философию, культуру и религию Китая. Его философско – этическая концепция не имела себе равных во время его жизни. Его учение не сразу входит в жизненную практику Китая – слишком высоко для того времени была поднята планка моральных отношений. Но ученики и последователи Конфуция на протяжения длительного времени утверждали в обществе основы его учения. Это создало в традиции китайцев особую религиозно-этическую культуру, где центральным звеном становится неукоснительное почитание старших в семье и обществе, верность идеалам, излагаемым учителем в школе по подготовке будущих чиновников. Усвоение конфуцианских канонизированных книг стало основой китайского образования и непременным условием получение постов на государственной службе.

Авторитет Конфуция был так велик, что после его смерти был построен первый храм в его честь. В настоящее время подобных храмов тысячи по всему Китаю. Важнейшим признаком совершенного человека является беспрекословное подчинение старшим. Поэтому центральным институтом конфуцианства как религии является культ предков – как мёртвых. Так и живых. Смысл культа заключается в готовности самопожертвования во имя предков, в бесконечной сыновней почтительности и преданности.. Конфуцианство не имеет института священников, а обряды, посвящённые культу предков, совершаются либо главой семейства, либо чиновником.

Таким образом, конфуцианство, является и философией и религией и этикой китайцев, их квинтэсенцией духа. Идеями Конфуция была проникнута вся общественная жизнь, воспитание и образование, убеждения, мышление, речь поведение людей. Сложная китайская церемониальность находится своими корнями в конфуцианстве.

 

Одним из древнейших философских течений в древнем Китае был также даосизм, основателем которого считают Лао-Цзы (VI в. до н.э.).

В центре даосизма - проблема всеединого, невидимого дао, своего рода всеобщего закона, основы бытия, а также принципа поведения человека. Даосистом мог быть как материалист, так и идеалист. Все зависело от того, что понимать под дао, как основы всего существующего: материю или дух.

Учение даосизма выдвигает три основных принципа поведения для своих последователей: принцип естественности, простоты и близости к природе, принцип отказа от целенаправленной деятельности, не согласующейся с естественным миропорядком в соответствии с «сокровенным путём» Дао, а также принцип ненасилия, бесстрастности, постоянства ( совершенномудрый не имеет страсти, тот, кто знает, не говорит, тот, кто говорит, не знает). На основе этих принципов развивалась и даосская практика: дыхательные упражнения, техника медитаций, психофизические упражнения.

Принцип естественности, простоты и близости к природе

У Лао-Цзы было много последователей, значительная часть которых (Ян Чжу - IV век до н.э.; Сун Цзянь, Инь Вень, Чжуан-Цзы - IV-III в.в. до н.э. и др.), высказывали смелые, прогрессивные для своего времени наивно-материалистические и атеистические мысли.

Они, в частности, считали, что мир вещей управляется естественными законами, в основе мира находятся вечно движущиеся частицы “ци” (воздух, эфир). Рождение, жизнь и смерть - это процессы, связанные со скоплением и рассеиванием “ци” по принципам “дао”. Душа человека тоже материальная и состоит из тончайших частиц “ци”. После смерти людей их души образуют в совокупности такое сочетание тончайших “ци”, которое и есть то, что называется богами или демонами.

В последующем большая часть приверженцев учения Лао-Цзы под дао стала понимать “волю богов”, был выработан даосский культ, образовалась иерархия жрецов даосизма, торговавших амулетами и искавших мистический “эликсир жизни”. С I в. до н.э. даосизм превратился в обычную религию.

Основателем школы моизма был Мо – цзы (480 – 400 гг.д.н.э.). Этот философ проповедовал всеобщую любовь и взаимную выгоду, ибо беспорядок возникает там, где люди не любят друг друга. Также они выступали против:

1. Понятия судьбы и фатализма: почитать судьбу не имеет смысла, ибо тот, кто усерден в труде, имеет возможность жить;

2. Чрезмерного поклонения перед предками: в «поднебесной» множество отцов и матерей, но человеколюбивых среди них мало; поэтому если принять за образец отцов и матерей, значит считать образцом нечеловеколюбие.

    В качестве образца для подажания всех людей моисты называли Небо.

     Теоретиком школы легизма (закона) был Хань – Фэй (умер в 233 г.д.н.э.). Он был страстным сторонником создания сильного централизованного государства, основанного на жестоких законах. Он считал, что невозможно управлять только на основе добродетели, ибо не все люди добродетельны и законопослушны. Поэтому если полагаться только на одну добродетель, то можно развалить государство. Спасение они видели в деспотическом государстве, построенного на страхе народа перед жестокими законами. Так за тяжёлые преступления они предлагали ввести смертную казнь не только для преступника, но и для его прямых родственников по трём линиям родства: отца, матери и жены (мужа). Вместе с тем они выступали за равенство всех перед законом и за назначение государственных чиновников, а не передачу должности по наследству..

Таким образом, философия впервые в истории человечества возникла в странах древнего Востока - в  Индии, Китае. Это было крупным достижением человеческой мысли.

С самого начала своего возникновения в философии начали обозначаться и развиваться материалистические и идеалистические взгляды, в которых находили отражение интересы различных общественных сил.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Каковы особенности философии древней Индии?

2. Каких философов древней Индии вы знаете?

3. Каковы особенности философии древнего Китая?

4. В чем сущность нравственного учения Конфуция?

5. Что такое даосизм?

6. В чём смысл учения легизма?

7.Каковы особенности философии моизма?

8. Раскройте основное содержание философии буддизма

9. Раскройте нравственное содержание философии джайнизма.

10. Назовите основные философские ортодоксальные школы Древней Индии.

11. Назовите основные неортодоксальные школы философии Древней Индии

 

Глава 3. Античная философия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.