Возникновение философии. Особенности философии Древней Индии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия возникла и сложилась в рабовладельческом обществе в период, когда совершался переход от племенного строя к государству, в котором различные группы рабовладельцев вели борьбу за экономическое и политическое господство.

Это стало возможным в результате развития производительных сил и накопления средств производства в руках немногих. Происходит отделение умственного труда от физического. Появляется наука как более или менее систематическое обобщение практического опыта людей. Умственный труд стал привилегией экономически и политически господствующего класса, а тяжелый физический труд - уделом угнетенных.

Идеологи рабовладельцев создают и внедряют угодное им миропонимание, которое представляет собой, в конечном счете, теоретическое выражение экономических интересов господствующего класса, хотя эти теории и выдаются за мысли, отражающие интересы всех слоев общества.

Философия вначале не отделяется от религии как фантастического отражения в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражения, в котором земные силы принимают форму небесных.

Религиозно-идеалистическое понимание в рабовладельческом обществе было господствующим. Оно облекает в фантастическую форму частную собственность, социальное неравенство, всю систему угнетения и порабощения рабовладельческого общества, считая все это божественным установлением. Религия обожествляет власть имущих, стремится увековечить рабство.

Путь философского анализа труден и длителен. О первых шагах его мы узнаем из истории развития философии рабовладельческих государств Юго-Восточной Азии, в частности Древней Индии и Древнего Китая.

Одной из самых самобытных и самых загадочных культур Древнего Востока была индийская культура, основанная прежде всего на религии индуизма. Поклонение многим божествам, обожествление природы, как мы говорим, своеобразный пантеизм, ‑ обстоятельно разработанное представление о переселении душ, отношение к мирозданию как высшей ценности и высшей загадке, представление об изначальной смертности всего живого и животворящего, в том числе и богов (этот мотив присутствует в древних ведических гимнах) – основные составляющие индуизма, легшие в основу одной из крупнейших мировых религий – буддизма. Вместе с тем,буддизм – это своеобразная философия. “Будда” имеет в данном случае двоякий смысл. Во-первых, это имя, означающее буквально “просветленный”, данное основателю буддизма как целостного миропонимания и учения Сиддхартхе Гаутаме, жившему в VI веке до н.э., а во-вторых, это любое существо, достигшее состояния высшего совершенства. Это совершенство достигается лишь спасением через нирвану, спасти человек себя может только сам, не надеясь на какую-либо внешнюю, пусть даже божественную силу. Путь к нирване ведет через жизнь – страдание, отрешение от земных радостей, интенсивное самоуглубление, самопознание.

 

 

Основа китайской культуры – философия конфуцианства. Конфуцианство – государственная религия, освящающая власть земного правителя, императорскую власть как власть Сына Неба, утверждающая неизменность иерархического строя в государстве.

В Индии высокого развития достигла литература, многообразная по жанрам, масштабная и глубоко поэтическая. Знаменитые фрески пещеры Аджанты, сохранившиеся до наших дней, демонстрируют чрезвычайно высокий уровень научных познаний индийцев, проявившихся и в широко известной десятичной системе исчисления с применением нуля. Интересно, что такие математические термины, как “цифра”, “корень”, “синус” имеют индийское происхождение. В обстановке высокого уровня развития науки и культуры того периода развилась индийская философия.

 

 

В свою очередь Китай, общество которого наряду с конфуцианской моралью исповедовало так называемый “даосизм”, проповедовавший примирение с миром, следование естественному ходу событий, не случайно достиг особых успехов в пейзажном искусстве, пейзажной архитектуре и даже пейзажной поэзии. Достижения китайской науки также напрямую связаны с углубленным постижением природы – изобретение компаса, сейсмографа, небесного двигателя, водоподъемного насоса, бумаги, шелка и т.д.

 

Существенные сведения о развитии философской мысли в Древней Индии относятся лишь к концу 2 - началу 1 тысячелетия до н.э. и к последующему времени. Комплекс ранних философских идей содержится в трёх  видах произведений: Ведах (в переводе означает - священное знание), Махабхарате (эпическом произведении, состоящем из 18 книг) и Упанишады (в переводе - “тайное учение”)  - в них собраны молитвы, гимны, обращенные к богам, олицетворяющим силы природы: богу грозы, богу огня и т.д.

Вед всего четыре: Ригведа – собрание гимнов; Самаведа – собрание песнопений; Яджурведа – собрание жертвенных формул и правил принесения жертв богам; и Атхарваведа – собрание магических формул и заклинаний.

Упанишады представляют комментарии к ведам, составленные жрецами, и содержат догадки о причинах мироздания, тайнах вселенной, раздумья о смысле жизни, причинах многообразия явлений окружающего мира, о месте человека в нем. По своему значению и роли в древнеиндийской культуре они составляют основу всего последующего развития духовной мысли индийского региона. Время возникновения Упанишад – от УШ в.д.н.э. до ХУ в.н.э. Всех Упанишад более 100, однако основных около 10. Упанишады ещё называют Ведантой ( в переводе – «конец  Вед»). Это название позднее было перенесено на философскую школу, которая опиралась на Упанишады.

На начальном этапе Веды и Упанишады отражали официальную идеологию древнеиндийского рабовладельческого общества - религию брахманизма. Брахманизму были свойственны натурализм и антропоморфизм. Небо и Земля здесь выделяются в самостоятельные сущности и наделяются человеческими качествами («отец» и «мать»). Земля и небо – первые объекты поклонения у всех народов мира на ранней стадии развития. Вначале они рождаются из некоего единого (хаоса, воды, огня), а затем они сами порождают всю совокупность вещей. Важное место в этой философии занимали боги: Варун – бог неба, Сурья – бог солнца, Агни – бог огня, Индра – бог молнии, грома и дождя, Сома – бог, дающий бессмертие.

К характерным чертам ранней индийской философии можно отнести: интроспективность, религиозно – философский синкретизм и политеизм, заострённость на психической сосредоточенности как средстве постижения истины, неразвитость понятия трансцендентного.

Развитие индийской философии прошло несколько периодов.

1.Ведический период (1500 600 гг.д.н.э.) охватывает время расселения арьев и постепенного развития их духовной культуры и цивилизации

2. Эпический период (600 – 200 гг.д.н.э.) занимает время от ранних упанишад до сформировавшихся систем философии (даршан). Именно в этот период возникают джайнизм, буддизм и различные религиозные культы.

3. Период сутр (с 2000 г.д.н.э.) – это время формирования обобщённых и кратких, но одновременно и сложных философских схем, для объяснения и толкования которых многочисленные комментарии, которые со временем становятся самостоятельными философскими текстами.

4. Схоластический период. Его формирование начинается одновременно с периодом сутр.

    Основные положения упанишад легли в основу ортодоксальных школ, придерживающихся положений вед и упанишад. К ним относится философская система веданта и возникший на её основе индуизм. Веданта – это совокупность философско – религиозных школ, разрабатывавших учение о Брахмане и Атмане. Наиболее известный философ этой системы – Бадараяна, живший в период с 1У по П в.д.н.э. Он утверждает монистическое понимание мира, отвергает политеизм и утверждает, что посредством тарки (размышления) открыть философскую истину невозможно. Он признаёт два понимания Брахмана: как неопределённого разума и как определённого личного бога.

    Вторая философская ортодоксальная школа миманса определяет своим предметом ритуал, поскольку согласно их концепции правильное выполнение жертвоприношений служит естественным путём достижения мудрости и высшего освобождения. Последователи этой школы возражали против мнения, которое постулировало веды как произведение бога. Они утверждали, что веды существовали всегда, а бог бестелесен и поэтому он не может произносить слова вед.

    Третья ортодоксальная школа индийской философии – йога берёт своё начало в упанишадах, где были разработаны её основные принципы. Прежде всего, йога предписывает твёрдое владение чувствами. Второй основной принцип йоги – подавление чувственных желаний. Это надёжный путь к бессмертию. В системе йога описываются конкретные приёмы реализации этих принципов: сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, сосредоточенность, глубокое размышление, полное слияние с собой и созерцательное самоисследование.

    Философские школы ньяйя и вайшешика представляют собой аналитический тип философии. Философию ньяйя можно определить как логический реализм, потому что она не была занята разрешением умозрительных вопросов, а считала, что цели жизни могут быть правильно уяснены только с помощью исследования форм и источников истинного знания. Цель ньяйя – последовательное критическое исследование объектов познания посредством системы логических доказательств. В русском языке ньяйя переводится как верный, правильный.

    Философская система вайшешики получила своё название от слова вишеша (особенность). Эта философия утверждает, что истинную индивидуальность следует искать в неосязаемых атомах. При этом она не связывает себя проблемой теологии.

    К неортодоксальным философским школам Древней Индии относятся чарвака – локаята, джайнизм и буддизм.

В VIII-VII веках до н.э. в Индии сформировалось материалистическое философское мировоззрение, которое называлось локаята (буквально: взгляды людей. признающих только этот мир - лока), а последователи этого учения назывались локаятиками. Основателем этой школы считается Брихаспати.

Брихаспати и его последователи выступали против брахманизма, составителей Вед называли шутами и плутами, вскрывали противоречия в их поучениях. Они объясняли природу исходя из ее самой, отвергали существование каких-либо сверхъестественных сил.

Наиболее развитым материалистическим течением в школе локаята была философия чарвака (буквально: “чар” - четыре, “вак” – слово, т.е. “четыре слова”).

Все в мире, считали сторонники философии чарвака, состоит из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха, огня. Они отвергают религиозно-идеалистические вымыслы о существовании бога как творца Вселенной. “Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада”, - утверждали чарваки. Учение чарваков имело огромное значение в развитии материалистической философии в Древней Индии.

Джайнизм представляет собой философское учение последователей Джины (основателя пути Вардхамана, жившего с 599 до 527гг.д.н.э.). В 28 лет он оставил свой богатый дом и в течение 12 лет вёл жизнь отшельника – аскета, после чего он достиг освобождения и стал признанным пророком джайнизма. Джайнисты считали, что кевалины (совершенно святые) должны жить без пищи, а монах, обладающий хотя бы одеждой, не может достичь освобождения, как не может его достичь и женщина.

Философия джайнистов носит этический характер. Главный моральный принцип – это ненасилие над жизнью (ахимса). Чтобы не убить живое, они при ходбе подметали перед собой землю, фильтровали воду, ходили только в светлое время суток, ходили под покрывалом из боязни вдохнуть в себя живой организм. Они вели аскетический образ жизни, были странниками, им запрещалось жить на одном месте более одного месяца, передвигались они только пешком, ели они только один раз в день сырой рис из своей ладони, не срывали плодов с деревьев и не просили подаяния. 

Содержание их философии говорит о наличии двух вечных, независимых друг от друга, но сосуществующих субстанций: дживы (душа, сознание, живая, вечная, несотворённая, способная к деятельности) и аджива (не имеющая сознания материя). Дживой обладают все предметы, а не только человек, хотя у него она самая совершенная. Все живые существа состоят из души и тела, души вечны. Дживы могут быть двух видов: совершенные (свободные от материальных, плотских желаний) и несовершенные (зависимые от материи и поэтому страдающие). Состояние совершенства описывается как полная свобода от желаний и действий и умиротворённость.

Джайнисты не признают божественного творящего духа, однако душа каждого человека при достижении высшего совершенства становится Параматманом (верховной душой). Бог, по их мнению, это высшее и полное проявление духовных сил, заложенных в скрытом состоянии в душе каждого человека. Поэтому все совершенные люди божественны.

БУДДИЗМ как мировая религия и философская система получил название от титула своего основателя Будды, что означает «Просветленный». Буддизм возник в 6 в. до н.э. Он зародился в Индии и имел антибрахманистскую направленность Основатель этой философии - реальная историческая личность –  Сидхарта Гаутама Шакьямуни, который жил в Северной Индии  с 624 – по 544 г. до н.э. Основным ядром учения Будды явилась концепция «серединного пути» т.е. человек следуя по пути духовного самосовершенствования не должен впадать в крайности. В буддизме нет понятия Бога, и идеалом является Будда. Буддизм - это живой путь осознания человеком своей истинной природы, в котором нет места следованию определенным догмам и канонам.

 Будда родился в царской семье и жил в роскоши, не знал забот, в свое время женился и у него родился сын Рахула. Счастливая жизнь во дворце продолжалась долго, пока в возрасте двадцати девяти лет он не отправился на охоту и не столкнулся с реальной жизнью. Он увидел, как птицы клюют червей и задумался, почему одни живые существа живут смертью других. Далее он увидел похоронную процессию и узнал от слуг, что есть смерть, от которой его не спасут ни власть, ни богатство. Далее он встретил нищего и задумался над призрачностью богатства. Затем он встретил тяжело больного, покрытого язвами человека и понял, что болезни – это удел всех людей. Наконец, он встретил мудреца, погружённого в раздумья, и понял, что путь, ведущий к освобождению от страданий – это путь сапопознания. Желание избавить себя и всех людей от страданий вынудили его тайно покинуть дворец, оставить семью и стать на путь поисков спасения человечества. Семь лет отшельничества и скитаний и размышлений над священными текстами брахманизма и даже обучение у мудрых наставников не дали желаемых результатов. И лишь войдя в глубокое внутреннее сосредоточение в позе медитации под деревом и достигнув нирваны, на него снизошло просветление. Семь дней он пребывал в состоянии нирваны, а на восьмой день, выйдя из этого состояния, он отправился в Бенарес, где в Оленьем парке прочёл первую свою проповедь пятерым своим товарищам, В этой проповеди он изложил учение о Серединном Пути и Четырёх Благородных Истинах.

Суть Серединного Пути в следующем. Есть две крайности – это потворство чувственным наслаждениям, низкое и вульгарное, а также стремление и склонность к чрезмерному аскетизму – это тоже бесполезно и мучительно. Этих двух крайностей человеку следует избегать, и тогда он достигнет серединного пути. Идя по этому пути, человек достигнет высшей мудрости, просветления и нирваны. Четыре Благородные истины следующие.

1. 1. Истина о страдании. Будда показывает, что любая привязанность к земной жизни, недополучение ожидаемого, ведёт к страданиям. Пребывание с немилым – страдание, привязанность к детям, внукам – страдание, любовь – страдание.

2. Истина о происхождении страдания. Оно заключено в земных желаниях и страстях

3. Истина об уничтожении страдания. Это полное освобождение от земных чувственных привязанностей, желаний и страстей.

4. Истина о пути, ведущем к прекращению всякой скорби и страдания. Это священный путь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное созерцание (медитация).

Основная оригинальность буддизма состоит в том, что он отрицает идею субстанционального бытия, выраженную в понятиях Брахмана и Атмана (бога и души). В буддизме принято считать, что всё многообразие бытия связано между собой прочной цепью неразрывной зависимости – законом зависимого возникновения.

    Индивидуальное бытие определяется как сансара – бесконечный кругооборот превращений. Помимо отрицания субстанционального бытия Будда выступал с осуждением ведического ритуализма и преклонения перед авторитетами брахманов только по причине их знатного происхождения. Будда считал, что освобождение доступно всем людям, к какой бы варне (касте) они не принадлежали, призывал к терпимости, сдержанности, воздержанности. Вместе с тем, он не был сторонником аскетизма как джайнисты и выступал за срединный путь к нирване.В то же время в своей философской системе Будда обходил молчанием бесполезные, по его мнению, проблемы не способствующие продвижению к нирване: существование бога, души, о мироздании, его происхождении и причинах. 

     Достигнув просветления к 35 годам, Будда до 80 лет занимался проповедью своего философского учения, а его ученики и после его смерти продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и проповедовалось.

 

Через 3 месяца после смерти Будды состоялся первый великий собор монахов, на котором три ближайших ученика Будды изложили по памяти наставления Гаутамы, составившие 3 корзины (Типитака ) и передававшиеся устно до 1 в. до н.э,. пока они не были письменно зафиксированы.

Общебуддийский канон «ТИПИТАКА» (три корзины) состоит из 3-х частей:

- Сутра – питака - «корзина сутр», непосредственно священные писания, собрание бесед-наставлений, ориентированных на широкий круг слушателей.

- Виная – питака – «корзина дисциплины» - свод правил, регламентирующих жизнь членов монашеской общины, религиозно-дисциплинарный свод.

- Абдхидхарма – питака - «корзина наставлений», комментарий к «Сутре питаке», рассматривается как философский пласт учения.

Сила дхармы как учения состоит в практике его воплощения в жизнь. Ядро дхармы состоавляют 4 благородные истины:

- существование – есть страдание (принцип духкха)

- причина страдания – желания человека, исходящие из неведения

- прекращение желания вызывает прекращение страдания

- существует путь ведущий к прекращению страдания.

Философия буддизма – это философия «золотой середины». Необходимо освободиться от всех привязанностей и избавиться от иллюзорных представлений относительно устойчивости бытия. Практика медитации ведет к просветлению – состоянию Бодхи – пробуждению, позволяющему видеть жизнь такой, какая она есть на самом деле, и это приводит к прекращению страданий. 

Первый постулат доктрины утверждает тотальный характер страдания – принцип духкха: «Вот, о монахи, благородная истина о страдании. Рождение – это страдание, старость – это страдание, смерть – это страдание, соединение с неприятным – это страдание, разъединение с приятным - это страдание. Другими словами, 5 скандх, основанных на личных отношениях – суть страдания».

Второй постулат носит название «истины возникновения страдания». Этот постулат формулируется так, чтобы указать на причины возникновения страдания, т.е. причины существования сансары:

«Вот, о монахи, благородная истина о возникновении страдания. Это жажда, обуславливающая новое рождение, сопровождаемая наслаждением и страстью, стремящаяся к удовлетворению то там, то здесь. Это жажда наслаждения, жажда бытия, жажда непостоянства.

Согласно традиции, озарение Будды ознаменовалось открытием «цепи причинности» представленной как колесо бытия – сансара:

12. существование есть страдание, ибо в нем заключена старость смерть и тысяча страданий;

11. я страдаю, потому что я рожден;

10. я рожден, потому что я принадлежу миру бытия;

9. я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование;

8. я питаю его, ибо я имею желания;

7. у меня есть желания, ибо я имею чувствования;

6. я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром;

5. эти соприкосновения производятся действием моих шести чувств;

4. мои чувства проявляются, ибо, будучи индивидуальностью, я противопоставляю себя безличному;

3. я индивидуальность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности;

2. это сознание создалось вследствие моих прежних существований;

1. эти сознания омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Третий постулат доктрины носит название «Истины прекращения страдания»

«Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания. Это устранение жажды путем обретения полного бесстрастия, прекращения желания, отвержение его, освобождение от него, непривязанность к нему».

Прекращение страдания (ниродха) - есть частичный синоним нирваны – состояния сознания, при котором полностью сняты иллюзорные субъективные установки, и не остается никакого неведения относительно сансарного бытия и индивидуальной психики.

Четвертый постулат – «истина пути» носит название Восьмеричный Благородный путь:

«Вот, о монахи, благородная истина о пути ведущем к прекращению страдания: воистину это благородный восьмеричный путь, т.е. правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильные средства к существованию, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение».

Восьмеричный путь подразумевает три измерения:

- мудрость (праджня), состоящая из правильного воззрения и правильного намерения

- нравственность (шила), состоящая из правильной речи, правильного поведения и правильных средств к существованию

- духовная дисциплина (самадхи), состоящая из правильного усилия, правильного памятования и правильного сосредоточения.

Мудрость – это интеллектуальное восприятие Четырех благородных истин.

Правильное намерение – это решимость, свободная от всякого чувственного желания, злой воли и насилия, это дружественность, сострадание, бескорыстная радость, духовная уравновешенность в любых ситуациях.

Нравственность может быть сведена к пяти заповедям: не лги, не укради, не убий, не вступай в недозволенные половые связи, не пей опьяняющих напитков.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.