Особенности философии Средневековья, европейская схоластика 55
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФИЛОСОФИЯ

(учебно - методическое пособие)

Часть1.

История философских учений

Симферополь

Г.

 

ББК 3.1.2

Б 24

Б 24 Философия. - Симферополь, 2016 -153с.

ISDN 966-572-004-X

 

 

Рецензенты:

Величко С.А., кандидат философских наук

Крет В.Н., кандидат философских наук, доцент

 

Автор:

 

А.Н.Михайлов – кандидат философских наук, доцент
 

Научный редактор – кандидат философских наук, доцент
Величко С.А.

 

 

Философия (учебное пособие)



А.Н.Михайлов,

 

                                                    

 

 

    Настоящее учебное пособие представляет собой расширенные тезисы лекций по истории философских учений, прочитанные в Национальной академии природоохранного и курортного строительства.

    Целевое предназначение пособия – оказать помощь студентам всех факультетов в самостоятельном изучении предмета, в написании контрольной работы по философии студентам-заочникам, сориентировать их в мире истории философской мысли, помочь найти ответы на сложные историко - мировоззренческие проблемы и качественно подготовиться к экзамену.

Автор считает, что пособие с успехом может быть использовано и студентами дневного отделения академии при подготовке к семинарским занятиям по истории философских учений и экзаменам. Несомненно, пособие представит интерес для всех, кто всерьез интересуется историей мировой философии.

При подготовке данного учебного пособия авторы использовали, помимо оригинальных, теоретические положения из следующих учебников и учебных пособий:

1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии).Учебное пособие. 2-е изд. , испр. и доп.-М.6 Изд-во Ф. Конюхова; Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002.

1.Введение в философию. Т.1, 2 – М., 1989 г.

2.Нижников С.А. История философии: Курс лекций.- М.: Изд –во «Экзамен», 2004.- 256 с.

3.Философия. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1998 г.

4.Философия. Киев, “Фита”, 1994 г.

5.Філософія. Навчальний подсібник. Під ред. І.Ф. Надольного. Київ, Вікар,1998.

6.Філософія (курс лекцій). Под ред. І. Бичка, К.,1994.

7.Ф.В. Лазарев. Философия. Симферополь, “СОНАТ”, 1999.

8.П.С. Таранов. 120 философов. Т.1,2. Таврида, 1995.

 

   Ряд учебных контрольных тестов заимствованы из учебного пособия С.А.Нижникова История философии / курс лекций.- М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

 



Содержание

Раздел 1. Исторические типы философии.............................................. 7

Глава 1. Философия, ее роль и функции в обществе........................... 7

§1. Сущность мировоззрения и его исторические типы...................... 7

§2. Философия, ее предмет и метод, функции в обществе................ 14

Глава 2.  Особенности философии Древней Индии и Древнего Китая. 21

§1 Возникновение философии. Особенности философии Древней Индии ………………………………………………………………………………21

§4. Особенности философии  Древнего Китая.................................... 35

Глава 3. Античная философия............................................................... 42

§1. Становление античной философии............................................... 42

§2. Основные школы античной философии, их учения о бытии,
человеке, обществе.............................................................................. 43

& 3.Эллинистически – римская философия………………………………..53

Глава 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения................ 55


Особенности философии Средневековья, европейская схоластика 55

§2.Философия эпохи Возрождения........................................................ 64

Глава 5 Философия Нового Времени.................................................... 73

§1.Эмпиризм и рационализм философии Нового Времени................. 73

§2.Философские идеи французского Просвещения............................... 82

§3.Немецкая классическая философия.................................................. 85

Глава 6. Философия России.................................................................... 91

§1. Русское Возрождение (XVII–XVIII века)……………………………….91

§2. 2.Взлет русской культуры и философии в XIX столетии………………..94                          

Глава 7. Основные течения европейской философии
в конце XIX – начале XX века........................................................ 114

§1.Исторические предпосылки и особенности
философии марксизма...................................................................... 114

§2.Иррационализм и позитивизм в европейской философии…………..119

§3.Особенности российской философии этого периода………………..123

Глава 8. Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации…….............................................................................. 129

§1.Основные направления современной философской мысли.......... 129

§2.Философия о проблемах и перспективах
развития цивилизации..................................................................... 134

Раздел II. Контрольные тесты и методические рекомендации по выполнению тестовых заданий ............................................................................. 136




Раздел 1. Исторические типы философии.

 

Глава 1. Философия, ее роль и функции в обществе

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В мировоззрение входят не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

В состав мировоззрения входят:

1. Обобщенные знания о мире и человеке - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезная опора для мировоззрения.

2. Ценностные ориентации. Это отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием жизни, представление человека о добре и зле, его образ прошлого и проекты будущего и т.д.

3. Поведенческие ориентации. Обобщенные знания и ценностные ориентации определяют направление и характер деятельности человека.

Мировоззрение подвержено историческим переменам. На том или ином этапе истории преобладают определенные убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизни, т.е. можно говорить об определенном типе мировоззрения, или о господствующем мировоззрении в античную эпоху, эпоху Средневековья, Нового времени. Носителем мировоззрения, т.е. субъектом мировоззрения, реально выступает социальная группа (народ, нация, класс и т.д.) или личность.

В мировоззрении есть две стороны: чувственная и интеллектуальная (понятийная) сторона.

Чувственная – мироощущение, мировосприятие.

Интеллектуальная – миропонимание.

Разум и чувства входят в мировоззрение (преломляются в нем) не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с волей. Сплав чувств, разума и воли в мировоззрении формирует у людей убеждения.

Убеждения – это взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их сознанию, жизненным устремлениям.

Глава 3. Античная философия

Фалес (ок. 625-ок.547 до н.э).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы, на ваш взгляд, особенности античной философии?

2. Назовите основных представителей античной философии.

3. В чем сущность учения Гераклита? Назовите диалектические идеи, выдвинутые Гераклитом.

4. Назовите п редставителей атомистического материализма.

5. В чем сущность учения Демокрита о бытии и познании?

6. Каковы взгляды Платона на проблемы познания? В чем сущность его учения о познании как воспоминании?

7. Как рассматривал Аристотель соотношение материи и формы?

 

Философия эпохи Возрождения

. Вначале выясним истоки и предпосылки наступления эпохи Возрождения.

 Кризиc официального христианского вероучения и самой Церкви, выразившийся в широко известной Реформации, университетская наука, где “семь свободных искусств” средневекового образца все более уступали место естествознанию и вообще опытным наукам, географические открытия и астрономические наблюдения, кардинально переменившие представления человека о мире и Вселенной, наконец, широко известные успехи техники, развитие экономических, хозяйственных, культурных связей – все это не только ломало устои сословного, замкнутого, самодостаточного феодального общества, но и, что для нас особенно важно, кардинально изменило представления человека о самом себе. Человек, наконец, обнаружил свои возможности и способности как самостоятельной и далее самодовлеющей творческой силы. Таким образом, наступление эпохи Возрождения обусловлено развитием материального производства, ростом естественнонаучных знаний. Появляются новые орудия и средства труда, повышающие производительность труда (самопрялки, усовершенствованный ткацкий станок, водяное колесо, ветряной двигатель, доменная печь и т.д.). Совершаются важные географические открытия, расширяются знания о земле. Географические открытия обогатили науку знаниями в области географии, астрономии, ботаники, зоологии, геологии, антропологии и т.д. Эта эпоха ознаменовалась рядом выдающихся технических изобретений: изобретение пороха, вслед за ним огнестрельное оружие; книгопечатание в ХV в; микроскоп (Левенгук –1590); телескоп (Кеплер, Галилей – 1617); барометр (Торричелли –1643).

      На наш взгляд, именно эти глубинные факторы, а не по-своему значительные, но все же второстепенные явления типа новых переводов античных классиков, способствовали неизбежному в такой ситуации обращении через голову отбрасываемого и изживаемого средневековья к наследию Греции и Рима.

      Впервые в 1550 году термин «Возрождение» употребил итальянский историк искусства Джорджо Вазари. Основа ренессансного переворота – переход от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не небесными проблемами и интересами людей. Тогда же была пробита брешь в теологическом мышлении и возродился интерес к античности. Появились совершенно новые по характеру поведения и складу мышления люди, которые стали называть себя “гуманистами” и проводили время в многочасовых прогулках по садам и городским дворикам прекрасной Флоренции, услаждая свои неторопливые путешествия бесконечными беседами на самые разнообразные темы, обсуждая проблемы науки и веры, жизни и смерти, искусства и общества, прошлого и настоящего. Сам термин “гуманизм”, приписываемый Л.Бруни, употреблялся в те времена (конец XIV – начало XV вв.) не совсем в том смысле, в каком мы говорим о гуманизме, гуманности сегодня.

Для итальянских гуманистов в центре мироздания стоял не человек как божье творение, но скорее человек естественный, во всем многообразии его чувств, помыслов, желаний и страстей. Позже, отмечая эту ограниченность ренессансного понимания гуманизма, Ф.Ницше вздохнет и скажет свое знаменитое: “Человеческое, слишком человеческое”. Эпоха культивировала и воспитывала, с одной стороны, человека образованного, учтивого, утонченного ценителя красоты и всего изящного, свободно рассуждающего и мыслящего неординарно, но одновременно именно такого человека конституировала как “идеального придворного” (Б.Кастильоне). В частной жизни вообще торжествовал аморализм – впрочем, как и в общественной. Причины тому были естественны и просты: средневековая классическая христианская мораль оспаривалась или попросту отвергалась, а новые нормы еще не были утверждены как общеобязательные, Кроме того, исчезало с процессом смешения сословий и понятие сословной морали, сословных добродетелей. На мирову арену вышли не только гуманисты, но и противоположные им по духу и морали персонажи, такие, как жестокие завоеватели Мексики или хищники-ростовщики. Их легендарные или реальные образы запечатлели Данте и Шекспир в начале эпохи.

Среди истоков и предпосылок эпохи Возрождения можно отметить и постепенное освобождение общества от власти феодалов, независимо от пути освобождения (сверху или снизу). Серьёзное значение приобрёл вопрос о смысле жизни, личной ответственности и свободе.

С гуманизмом связаны новые политические идеи, например, проблемы государственности, экономики (появляются первые труды по бухгалтерскому учёту, математике, геометрии). В политической культуре огромное значение придаётся личности правителя. В этом плане выделяется работа Н. Макиавелли «Государь», в которой крайний аморализм сочетался с искушенным практицизмом и цинизмом (идеал политика по Маккиавелли – помесь шакала и лисицы .). Индивидуальность утверждалась через индивидуализм.

  В начале ХУ1 века перед гуманистами остро встаёт вопрос о познании мира. Многие гуманисты владели умозрительным знанием. Против этого выступил Л.да Винчи, который подчёркивал решающее значение практики и опыта в познании мира.                                                                                                               Сущность эпохи Возрождения отразилась и во взаимоотношениях нового мировоззрения и культуры с религией и церковью. Культура Возрождения всё же находилась в рамках христианского мировоззрения, хотя само христианство претерпело изменения, вступив в отношения с новой культурой, приведшей к Реформации и новому направлению в христианстве- протестантизму. Эпоха Возрождения впервые обнажила противоположность не только между религией и научным знанием, но и между религией и институтом церкви. Расхождения религиозных догм с церковной действительностью вызвала широкое возмущение в Европе не только среди прихожан, но и среди священников, ставших идеологами Реформации церкви. М.Лютер в 1517 году вывесил на дверях своей церкви знаменитые 95 тезисов, в которых изложил то, что стало главной идеей Реформации: «Евангелие не может принимать идеи о том, что от грехов можно откупиться; единственным путём искупления грехов является искреннее покаяние».

  Лютер открыто провозгласил, что не посредством церковных обрядов, но лишь при помощи веры, даруемой Богом, обретает человек спасение души, что у клирика (священнослужителя) нет в этом никаких преимуществ перед мирянином, ибо любой человек может встретиться с Богом на страницах Библии. Чтобы сделать Библию понятной простым верующим, он потратил 25 лет жизни и перевёл Библию с латыни на немецкий язык.

Таким образом, величайшим открытием эпохи Возрождения был сам человек, его внешний облик, разум, внутренний мир, деяния.

Ярчайшим олицетворением гуманизма этого периода было творчество Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был гениальным художником, автором “Тайной вечери”, “Джоконды”, “Мадонны с цветком”, а также философом, инженером, ученым. Гуманистические традиции выражали также Микеланджело – гениальный художник, скульптор, архитектор; его скульптуры “Давид”, “Моисей”, “Раб, рвущий цепи”.

В эпоху Возрождения в ряде европейских городов возникают университеты, академии, научные общества. Искусство и философия обращаются к шедеврам античной культуры, освоенные образцы которой словно мощные лучи света рассеивали средневековую религиозно-идеалистическую схоластику.

Важнейшие открытия в эту эпоху, нанесшие удар по теологии, были сделаны в области астрономии. Великий польский ученый Николай Коперник (1473 – 1543) разработал гелиоцентрическую теорию в своей книге “Об обращении небесных сфер” (1543). Согласно его учению, Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель и Птолемей и последующие философы, а вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Центр Вселенной, по Копернику, занимает Солнце, вокруг которого и обращается Земля. Этим объясняется видимое перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразное движение планет при их наблюдении с Земли.

Значение учения Н.Коперника состоит в том, что оно нанесло решающий удар по религиозным представлениям о Земле как центре Вселенной; Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась до положения одной из планет. Возникла новая идея о единстве мира, то есть о том, что “небо” и “земля” подчиняются одним и тем же законам. Это послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики.

Католической церковью книга Н.Коперника в 1616 г. была внесена в “Индекс запрещенных книг” и оставалась под запретом до 1828 г.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма.

Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки.

Он опирался на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. В своих трудах “О причине, начале и едином”, ”О бесконечности, вселенной и мирах” (1584г.) Джордано Бруно философски обосновал и далее развил учение Н.Коперника. Он высказал замечательную мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, что она вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Он утверждал, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли, что ни один из бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан богом. Он опровергал и отбрасывал как ненужные церковные догмы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале и грядущем конце мира.

Джордано Бруно материалистически решал вопрос о познаваемости мира. Познание, считал он, является правильным в том случае, если оно опирается на изучение природы. Истинное знание может быть дано только наукой.

Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и после восьмилетнего заключения в 1600 году был сожжен инквизицией на костре в Риме.

Джордано Бруно был одним из наиболее значительных и ярких представителей эпохи Возрождения.

      В социально – философской теории господствует утопизм (Т. Мор – 1478 – 1535 г) и Т. Кампанелла (1568 – 1639 г). В своих работах «Утопия» (1516 г) и «Город солнца (1602 г) они описывали идеальное общество, где нет частной собственности, монарх избирается, а религия играет важную роль в воспитании.       В этот период работает писатель философской направленности Ф. Рабле (1494 – 1553 г.) – автор беспощадно высмеивает всё то, что противоречит духовному прогрессу человечества, однако с излишней долей натурализма – в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле наиболее органично связан с источниками народной культуры.                              Символом величия и гибели ренессансной эпохи является Дон-Кихот, созданный испанским писателем Мигелем де Сервантесом (1547 – 1616 г.). Его герой верит в рыцарскую честь и обязанности. Но он не видит, что в это время уже не было тех социально-исторических условий, которые превращали рыцарство в силу, защищающую высокие идеалы справедливости. Такое противоречие определяет сущность образа Дон-Кихота – осознание ориентации на общечеловеческие духовные ценности и трагической невозможности их утверждения в реальной жизни. Дело в том, что рождался новый тип социальных отношений, при которых высокие идеалы классического ренессанса были лишними. Как и Сервантес, поэт и драматург В. Шекспир (1564 – 1616 г.) был убеждён в невозможности существования ренессансного индивидуализма в новых исторических условиях. Он глубоко осознавал кризис ренессансных идеалов, о чём свидетельствуют его произведения «Юлий Цезарь», «Король Лир» и другие. Герои титанического характера изображены в трагедиях: «Макбет», «Отелло», «Гамлет».

    Зарождающаяся наука ориентировалась на опытное знание, чувственное восприятие, доверяла человеческому разуму, глазомеру, вкусу, таланту. Открывавшийся мир поражал своей непредсказуемостью, многогранностью, бесконечными тайнами и загадками, которые чрезвычайно интересно было разгадывать. Интересно было впервые вскрывать человеческое тело и разбираться в его устройстве, интересно проектировать необычные летательные аппараты и колдовать с ретортами и пробирками в поисках эликсира молодости и философского камня, интересно было с цифрами в руках рассчитать идеальный женский портрет и, что тоже вполне в духе эпохи, отведать все мыслимые и немыслимые наслаждения жизни, пуститься в рискованное путешествие вокруг света, а то и примкнуть к веселой компании морских пиратов. Однако, эти новые знания, новые интересы, новые открытия диктовали и новое, отнюдь не гармоническое мироощущение. Чем больше познавал человек, тем дальше он уходил от гармоничных идеалов античности, тем более нарастало трагедийное, страстное, мятущееся начало в культуре, нашедшее свое стилевое выражение в так называемом барокко.

Барокко неправильно рассматривать лишь с искусствоведческой точки зрения, т.е. как чисто художественное направление, характерное причудливостью, вычурностью формы, сложными композиционными изысками и трагическим, смятенным настроением. Все это присутствовало и в загадочных нагромождениях стихотворных и языковых фантазий испанского волшебника поэзии Л.Гонгора-и-Арготе или в грандиозных по напряжению страстей и ярких по колориту, утонченных религиозных исступлениях другого великого испанца – художника Эль Греко, или же в беспрерывном нагромождении объемов и прихотливости складок одеяний у скульптурных мадонн великого Л.Бернини. Но главное заключалось в другом. Весь мир представлялся человеку эпохи Позднего Возрождения порочным, в нем не было ожидаемой гармонии, его раздирали войны, междоусобицы, эпидемии, продолжавшийся террор инквизиции и религиозные и социальные конфликты. В нем было очень трудно ориентироваться человеку, лишенному привычного социального, сословного знака, религиозных установок и жаждущего просвещенным умом объяснить непросвещенную реальность.

Великолепно выразил это кризисное по сути мироощущение замечательный английский поэт Джон Донн: “Все в новой философии – сомнение. Огонь былое потерял значение. Нет солнца, нет земли – нельзя понять, где нам теперь их следует искать. Все говорят, что смерть грозит природе, раз и в планетах и на небосводе так много нового: мир обречен, на атомы он снова раздроблен. Все рушится и связь времен пропала, все относительным отныне стало”. То, что настроение Донна не исключительно, но типично для передовых людей эпохи, доказывает весьма схожее по духу высказывание шекспировского героя. В одном из переводов Гамлет утверждает очень схожую мысль, делая из похожей по форме мысли вывод совершенно в духе человека эпохи Ренессанса, человека не размышляющего, но действующего: “Век расшатался, и страшней всего, что я рожден восстановить его”. Формулировка очень интересна, ибо она включает и очень важный момент личной ответственности за несовершенство мира, несовершенство века. Наступала какая-то новая эпоха. Контуры ее просматривались пока еще очень туманно.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности философии средневековья?

2. Назовите основные принципы философии средневековья.

3. Назовите философов этого времени, которых вы знаете.

4. Дайте характеристику этапов схоластики.

5. Что такое номинализм и реализм? Назовите их представителей.

6. Какие доказательства бытия бога выдвигает Фома Аквинский?

7. Каких философов эпохи Возрождения вы знаете?

8. Назовите основные положения философии Д. Бруно.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные особенности философии Нового времени.

2. Каких философов Англии, Франции, Голландии, Германии, России того времени вы можете назвать?

3. В чем суть метода индукции? Кто его автор?

4. В чем заключается дуализм философии Р. Декарта?

5. Какой метод познания разработал Р. Декарт?

6. В чем заключается материализм и пантеизм философии Б.Спинозы?

7. Раскройте суть учения Д.Локка о первичных и вторичных качествах.

8. Каковы особенности немецкой классической философии?

9. В чем суть априоризма философии И.Канта?

10.                         В чем состоит противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля?

11.                         В чем заключается созерцательный характер антропологического материализма Л.Фейербаха?

12.                         Назовите представителей философии французского просвещения.

 

 

Глава 6.  Философия России

РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)

Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции.

Философ П. Я. Чаадаев.

В истории русской культуры свое веское философское слово сказал П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.). П. Чаадаев в 1828-1830 гг. создал цикл работ, озаг­лавленных как “Философические письма”; пер­вое письмо было опубликовано только в 1836 г. в журнале “Телескоп”. Публикация вызвала ог­ромный резонанс в российском обществе. Царь объявил Чаа­даева сумасшедшим, жур­нал был закрыт, а его издателя на три года выслали из Москвы.

Что же высказал Чаадаев? Он заявил, что России нужен опыт европейских государств. Свою государственность Россия получила благодаря Петру I. и он перенес на русскую почву европейский образ жизни. Тем самым Петр сделал Россию европейской державой, которая имеет вес среди других стран. Одновременно Чаадаев крайне критически относился к российской реальности. Впрочем, Чаадаев говорил и об особом культурно-историческом предназначении России. Русский народ он объявлял исключительным, поскольку им всегда руководит сила Провидения. Идеи Чаадаева не были однозначно воспри­няты русским обществом и стали отправной точ­кой для спора между сла­вянофилами и западниками.

Как философ Чаадаев был объективным идеалистом религиозно-мистической окраски. Первопричину исторического развития он видел в неисповедимом роке. Бог сотворил человека и дает ему божественную идею в виде рассудка и индивидуального духа. Человечество развивалось силою мысли. Интересы всегда следовали за идеями, а не предшествовали им. Убеждения никогда не возникали из интересов, а всегда интересы рождались из убеждений. Все политические революции, говорил Чаадаев, были в сущности духовными; люди искали истину и попутно на­шли свободу и благосостояние.

Составляя основу человеческого мира, божественная идея, по мысли Чаадаева, наиболее полно выражается в христианской религии, которая оказывается непосредственным общественным стимулом деятельности. Более прогрессивной религией Чаадаев признает католицизм, сохранивший истинные заветы Христа и обеспечивший успешное развитие цивилизации на Западе, Россия, восприняв православие у дряхлой Византии, все более обособляясь, отстала в своем развитии, преодолеть которое нужно путем оживления веры.

Критикой самодержавно-крепостнических порядков Чаадаев содействовал прогрессу общества. Признав западный мир за образец для России, он стал предшественником "западничества", а признанием решающей роли религии в жизни общества стал провозвестником социологии славянофильства.

ФИЛОСОФИЯ

(учебно - методическое пособие)

Часть1.

История философских учений

Симферополь

Г.

 

ББК 3.1.2

Б 24

Б 24 Философия. - Симферополь, 2016 -153с.

ISDN 966-572-004-X

 

 

Рецензенты:

Величко С.А., кандидат философских наук

Крет В.Н., кандидат философских наук, доцент

 

Автор:

 

А.Н.Михайлов – кандидат философских наук, доцент
 

Научный редактор – кандидат философских наук, доцент
Величко С.А.

 

 

Философия (учебное пособие)



А.Н.Михайлов,

 

                                                    

 

 

    Настоящее учебное пособие представляет собой расширенные тезисы лекций по истории философских учений, прочитанные в Национальной академии природоохранного и курортного строительства.

    Целевое предназначение пособия – оказать помощь студентам всех факультетов в самостоятельном изучении предмета, в написании контрольной работы по философии студентам-заочникам, сориентировать их в мире истории философской мысли, помочь найти ответы на сложные историко - мировоззренческие проблемы и качественно подготовиться к экзамену.

Автор считает, что пособие с успехом может быть использовано и студентами дневного отделения академии при подготовке к семинарским занятиям по истории философских учений и экзаменам. Несомненно, пособие представит интерес для всех, кто всерьез интересуется историей мировой философии.

При подготовке данного учебного пособия авторы использовали, помимо оригинальных, теоретические положения из следующих учебников и учебных пособий:

1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии).Учебное пособие. 2-е изд. , испр. и доп.-М.6 Изд-во Ф. Конюхова; Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002.

1.Введение в философию. Т.1, 2 – М., 1989 г.

2.Нижников С.А. История философии: Курс лекций.- М.: Изд –во «Экзамен», 2004.- 256 с.

3.Философия. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1998 г.

4.Философия. Киев, “Фита”, 1994 г.

5.Філософія. Навчальний подсібник. Під ред. І.Ф. Надольного. Київ, Вікар,1998.

6.Філософія (курс лекцій). Под ред. І. Бичка, К.,1994.

7.Ф.В. Лазарев. Философия. Симферополь, “СОНАТ”, 1999.

8.П.С. Таранов. 120 философов. Т.1,2. Таврида, 1995.

 

   Ряд учебных контрольных тестов заимствованы из учебного пособия С.А.Нижникова История философии / курс лекций.- М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

 



Содержание

Раздел 1. Исторические типы философии.............................................. 7

Глава 1. Философия, ее роль и функции в обществе........................... 7

§1. Сущность мировоззрения и его исторические типы...................... 7

§2. Философия, ее предмет и метод, функции в обществе................ 14

Глава 2.  Особенности философии Древней Индии и Древнего Китая. 21

§1 Возникновение философии. Особенности философии Древней Индии ………………………………………………………………………………21

§4. Особенности философии  Древнего Китая.................................... 35

Глава 3. Античная философия............................................................... 42

§1. Становление античной философии............................................... 42

§2. Основные школы античной философии, их учения о бытии,
человеке, обществе.............................................................................. 43

& 3.Эллинистически – римская философия………………………………..53

Глава 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения................ 55


Особенности философии Средневековья, европейская схоластика 55

§2.Философия эпохи Возрождения........................................................ 64

Глава 5 Философия Нового Времени.................................................... 73

§1.Эмпиризм и рационализм философии Нового Времени................. 73

§2.Философские идеи французского Просвещения............................... 82

§3.Немецкая классическая философия.................................................. 85

Глава 6. Философия России.................................................................... 91

§1. Русское Возрождение (XVII–XVIII века)……………………………….91

§2. 2.Взлет русской культуры и философии в XIX столетии………………..94                          

Глава 7. Основные течения европейской философии
в конце XIX – начале XX века........................................................ 114

§1.Исторические предпосылки и особенности
философии марксизма...................................................................... 114

§2.Иррационализм и позитивизм в европейской философии…………..119

§3.Особенности российской философии этого периода………………..123

Глава 8. Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации…….............................................................................. 129

§1.Основные направления современной философской мысли.......... 129

§2.Философия о проблемах и перспективах
развития цивилизации..................................................................... 134

Раздел II. Контрольные тесты и методические рекомендации по выполнению тестовых заданий ............................................................................. 136




Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.