Силу убеждения приобретают нравственные, правовые, политические и др. взгляды – ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов.
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).
Первым этапом в становлении мировоззрения является мифология.
Мифология (от греческого mifos – предание, сказание, logos – слово, понятие, учение). Это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов на первобытной стадии их развития. Они представляли собой своеобразную первобытную философию. Древние люди рассказывали мифы, ибо ещё не умели осуществлять анализ событий и делать правильные выводы. В то же время, мифы являлись не результатом развлечения, а способом толкования жизненно важных для человека событий. В образах фантастических существ, подвигов богов и героев в аллегорической форме открывались существенные, хотя и не верифицируемые истины.
Наиболее значимыми и сложными мифами явились мифы о происхождении нашей планеты, всего мироздания, о причинах жизни, о происхождении богов и их роли в жизни людей. В то же время они пытались ответить на вопрос об устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы. Много внимания они уделяли вопросам происхождения людей и народов, их достижениям в развитии культуры - добывании огня, изобретении ремесел, возникновении народных обычаев и обрядов. Мифы выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которой они создавались. Они выполняли многообразные функции: с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим; формировалось коллективное представление того или иного народа; обеспечивалась духовная связь поколений.
С переходом от первобытнообщинных форм жизни к рабовладельческим на смену мифам приходят религия и философия. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существовании сверхъестественных сил (Бога, богов) и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.
Вера – это позиция и психическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных утверждений (догматов) религии и решимости придерживаться их вопреки всем сомнениям; в личном доверии к Богу как устроителю жизни верующих, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в личной верности Богу, на “служение” которому верующий отдает себя.
Внешней формой веры является культ - система определенных ритуалов, телодвижений, обрядов и таинств, несущих в себе глубокий мистический смысл. Идея анимизма родилась из несогласия человека с физической смертью тела, из противоречия между вечностью мира и конечностью человека, других живых существ.
Конечно, развитие религии, как и всей духовной культуры, шло от простых форм к более сложным, и наиболее простые формы религиозных верований, возникли гораздо раньше – сотни тысяч лет до нашей эры. Но и эти простые формы религиозности потребовали достаточно высокого уровня развития людей первобытной эпохи.
В этот период развития человечества наблюдается высокая степень зависимости людей от природы. Поэтому первой формой религиозного сознания становится анимизм ( в пер. с лат. – душа) – одушевление природы. Не выделяя себя из природы, человек отождествляет себя с ней, распространяет свой духовный мир на природу. Древние люди считали одушевлёнными все существа и явления природы, различные материальные объекты. Это отношение расширилось до верования в духов, населяющих весь мир. Духи местности, духи сил природы, духи вещей, добрые и злые, - все требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение нужных результатов деятельности. На основании такого понимания вырабатывались определённые ритуалы, с помощью которых люди воздействовали на различных духов.
Фетишизм ( в пер. с франц. - амулет, талисман, идол) – поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются чудодейственные сверхъестественные свойства. Фетишем может стать любой предмет. Но из множества предметов выбираются такие, которые с точки зрения древнего человека, выступают как вместилище души, охраняя его или помогая ему в различных видах деятельности (камни, куски дерева, статуэтки). В первобытном обществе фетишизм был существенным и непременным элементом верований. В христианстве остатками первобытного фетишизма является поклонение мощам, иконам, кресту и др.
Следующими шагами в развитии древнего религиозного сознания являются антропопатизм и антропоморфизм. Антропопатизм ( в пер. с греч. – человек + отец) – представление о своём родстве с природой. Это отношение с миром лежит в основе тотемизма. Тотемизм возник из веры в единство рода людей, проживающих в конкретной местности, и определённого вида животных, насекомых или даже растений, которые были наиболее распространены в данной местности и от которых во многом зависела жизнь людей. В переводе на русский язык «тотем» означает представитель моего рода. Постепенно к тотемным животным вырабатывалось определённое ритуальное отношение, которое с течением времени усложнялось, а сами животные обожествлялись. К ним обращались за помощью, считалось, что от их расположения зависит судьба рода. Это совсем не означало, что их нельзя было употреблять в пищу. Просто перед этим необходимо было совершить определённый ритуал, зачастую достаточно сложный. Тотемизм – одна из древнейших форм религии. Как система взглядов на мир и на самого человека тотемизм выражает представления раннего родового общества, когда человек ещё не осознал своего отличия от природы и не выделял себя из природы.
Антропоморфизм ( с греч. – человек + форма) – это очеловечивание природы. «Его самый главный люди, - говорил мне Дерсу Узала, указывая на солнце.- Его пропади – кругом всё пропади … Земля тоже люди. Голова его там – он указал на северо – восток, - а ноги туда, - он указал на юго – запад. – Огонь и вода – тоже два сильные люди» (Цит. по: 1, с.226).
Важной стадией развития религиозного сознания становится персонификация (с лат. – лицо + делаю) сил природы, которые теперь выступают как боги с определёнными функциями и особым происхождением, многие имеют человекоподобный облик. Так постепенно складывается многобожие (язычество), которое существовало у всех народов мира. Пройдёт много тысячелетий, пока человечество не обратится к единому богу
Для первобытного сознания характерно то, что в нём невозможно отделить религиозное сознание от повседневной деятельности людей. Религиозное сознание в той или иной примитивной форме покрывало всю жизнь первобытного человека.
В первобытном сознании не разделяются внешние и внутренние стороны мира, представление о внутреннем складывается на основе внешнего, существенные признаки не отличаются от несущественных, часть – от целого. Нередко отождествляют предмет и его имя. Так постепенно развивается магия ( в пер. с греч. – система определённых манипуляций и слов) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на потусторонние силы и с их помощью – на окружающую действительность. Магия является составной частью и всех современных религий. В том числе и христианства (таинства причащение, молитва, миропомазание и др. ).
Магические приёмы различаются по степени сложности, общей направленности, способу действия и целевому назначению.
По степени сложности различают: индивидуальное магическое действие; индивидуальный или групповой магический обряд; коллективную магическую церемонию.
По целевому назначению магия подразделяется на следующие виды: вредоносная (чёрная, или злая) магия – её назначение состоит в том, чтобы причинить вред определённому лицу или группе лиц («навести порчу», «наслать моровое поветрие»); военная магия - военные пляски, заколдовывание оружия и др; любовная магия – различные способы «привораживания» и «отвораживания»; лечебная магия – заклинания, молитвы, снадобья; промысловая магия – заклинание охотничьих ловушек, оружия и др»; метеорологическая магия – обряды и церемонии вызывания дождя, снегопада и др. Некоторые исследователи выделяют в качестве особого вида магии вербальную магию (магию слова) – всякого рода заклинания, молитвы и др. Магические представления и действия отличаются необыкновенной живучестью.
Следует отметить, что религиозное сознание первобытного человека кроме священного смысла включало в себя и утилитарный смысл ( полезное или вредное), и нравственный смысл (доброе или злое), и эстетический смысл (прекрасное или безобразное). Иными словами, религиозное сознание первобытного человека носило синкретический (нерасчленённый) характер. Можно только предположить, что утилитарный смысл являлся определяющим. Полезная вещь считалась красивой, хорошей и созданной добрым духом.
Постепенно на основе примитивных религиозных верований формируются национальные религии: иудаизм, джайнизм, индуизм, синтоизм и другие, а ещё через несколько столетий начинают образовываться мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Делая вывод, отметим, что религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она формировала и формирует сознание единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С другой стороны, она может формировать настроения, идеи, такие как фанатизм, вражда к людям другой веры и т.д.
Философия (от греческого phileo – люблю и sophia – мудрость – означает буквально “любовь к мудрости”). Впервые это слово употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 г.г. до н.э.). О ней мы подробнее поговорим во втором параграфе.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.