Философия, ее предмет и метод, функции в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия отличается от мифологии и религиозного мировоззрения тем, что она опирается на разум, интеллект человека и человечества. Философия является синонимом теоретической мысли, т.е. связана с зарождением научных знаний. Она сложилась в 7-5 в.в. до н.э. в Древней Греции. Словом “философия” в Древней Греции обозначали всю совокупность имеющихся знаний о мире и человеке.

По мере развития общества и накопления и расширения знаний о мире из единой науки философии выделяются такие самостоятельные науки как математика, астрономия, медицина, география, физика и т.д. Дифференциация наук все более и более ускоряется.

 Каждая наука имеет объект и предмет изучения. Объектом изучения философии является весь мир, общество и человек в целом. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

В философии и научных интеллектуальных кругах уже несколько столетий дискутируется вопрос о том является ли философия наукой, а если и является, то каков её предмет? Современная философия проводит различение философии и науки как по предмету, так и по методу (см. 2, с.10 – 16).

Предмет философии умозрителен и не может быть дан в чувственном восприятии. Бытие не обнаруживается при помощи органов чувств, а только при помощи мышления и именно бытие является предметом философии, в то время как конкретные науки изучают сущее, конкретные формы бытия, и именно они являются предметом этих наук.

«В то время как философу доступны иные сферы познания, т.е. традиционные науки, учёному, если он способен расширить горизонт своего сознания и углубиться до теоретического познания, философия в принципе недоступна. Если же учёный задаётся вопросами бытия как такового, то он с этого самого момента становится уже философом. Но бывает, что среди философов оказывается много учёных, а среди учёных – философы. Но больше всего, конечно, псевдо – философов. Такие псевдо – философы, такие псевдо – учёные занимаются обычно разработками «вечных двигателей», поисками НЛО или путешествиями в «иные миры». Такие вещи не имеют никакого отношения ни к науке, ни к философии. Это область квазинаучного и псевдо- философского знания» (2, с. 10).

Кроме того, отличие предмета конкретных наук от предмета философии в том, что предмет конкретной науки известен заранее, и остаётся лишь задача его исследования, то предмет философии не дан заранее. Он конституируется развивается вместе с развитием самой философии.

В этом смысле философия первична по отношению к науке, ибо она не может произойти из какой – либо конкретной науки на основе обобщения фактов. Любое количество накопленных научных фактов ничего не скажет нам о сущности бытия как такового. Наоборот, все конкретные науки и по существу и исторически в разное время отпочковывались от материнского древа философии. И это естественно. От сущего нельзя подняться к глобальным проблемам бытия, но с высоты бытия можно окинуть взором всё сущее. Именно поэтому античные философы были первооткрывателями многих конкретных наук, а конкретные науки рождались в философской колыбели.

Подведём итог отличия философии от конкретных наук по предмету.

1. Предметом философии является бытие (умозрительное), а предметом конкретных наук – сущее, познаваемое непосредственно.

2. Философия занимается общими мировоззренческими вопросами, конкретные науки – частными вопросами.

3. Предмет конкретных наук дан изначально и не меняется в процессе развития науки; предмет же философии развивается и совершенствуется вместе с развитием философии.

     Философия отличатся от конкретных наук и по методу исследования.

1. Метод познания философии умозрителен, теоретичен, поскольку умозрителен и её предмет. Метод же конкретных наук опирается на чувственное восприятие, опыты, поскольку и их предмет эмпиричен.

2. Существенно отличается и методология научного и философского познания. Методология научного познания жёстко следует известным всем учёным законам и принципам (причинно – следственной зависимости, закону Бойля – Мариотта и другим). Метод философии свободен от этих предзаданных законов, ибо и философия свободна от заранее заданного, жёстко установленного предмета науки. Поэтому конкретная наука при всём желании не в состоянии решить ни один философский вопрос именно из – за ограниченности своей методологии. На философский (умозрительный) вопрос может быть дан только умозрительный ответ. В то же время умозрительность не лишена доказательности. Напротив, она её предполагает.

     Из сказанного ранее было бы неправильным сделать вывод, что философия не относится к науке, что философия противоречит или противостоит науке. Правильный вывод: философия – ЭТО НАУКА ОСОБОГО РОДА. Её предметом является бытие или сущность. Бог как трансцендентное явление стоит в иной плоскости понимания этих понятий и их связи с реальным миром.        Философия, как и любая другая наука имеет богатую историю, свои законы, науку, изучающую историю возникновения и развития философской теории. Эта наука называется история философии. Её роль неоценима в формировании теоретического мышления человека. История философии не изложение мнений одного философа, а трудный и мучительный поиск истины и процесс формирования предмета философской науки. Вот почему она изучается в каждом высшем учебном заведении, а её содержание входит в экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии.

С самых ранних времён своего существования философия пыталась решить также проблему об отношении мышления к бытию, духа к природе, психического к физическому. Эта проблема в истории философии получила название основного вопроса философии.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Во-первых, что первично и что вторично: дух или материя? В решении этой стороны основного вопроса философии философы разделились на два основных лагеря – материалистов и идеалистов.

Материалисты – те философы, которые за первичное принимают природу, материю, а сознание считают вторичным, производным от материи, особым свойством материи (Фалес, Демокрит, Гераклит).

Идеалисты принимают за первичное дух, сознание; оно творит материю, мир. Существуют две разновидности  идеализма – субъективный и объективный идеализм.

Сторонники субъективного идеализма за первичное принимают сознание индивида или определённые элементы его психики (Кант, Беркли, Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Камю).

Объективные идеалисты за первичное принимают обособленное, оторванное от человека сознание, которое существует как абсолютная идея, абсолютный дух, творящий природу, мир (Аристотель, Платон, Гегель, Жильсон, Г. Сковорода, В. Соловьёв, Н. Бердяев).

Основной вопрос философии имеет и другую сторону: Познаваем ли мир? Можем ли мы в своих чувствах, разуме иметь достоверные знания о мире?

Здесь философы также разделились на два лагеря: те, кто признает познаваемость мира, а таких абсолютное большинство и в лагере материалистов и в лагере идеалистов; и те, кто отрицает такую возможность полностью или частично. Вторых называют агностиками (“а” – не; “гносис” – знание, т.е. незнание). К наиболее известным агностикам относились Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Э Мах, Р. Авенариус).

Философия не может обойти и такие проблемы, как:

1.находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии?

2.Что является источником развития, движения и где он находится - внутри процессов, явлений или вне их?

3.Если мир развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей Вселенной, растительного и животного мира, человеческого общества?

В зависимости от ответов на вопрос о состоянии и развитии мира в философии сложились два метода (подхода, взгляда) - метод диалектики и метафизики.

Философский метод – это способ построения и обоснования философского знания, отражающего окружающий человека мир.

 Диалектический метод (диалектика) – состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвязи, движении и развитии. Развитие понимается как качественное превращение одних явлений в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение нового. Источником развития считается противоречие, то есть борьба противоположностей. Диалектический метод признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.

Метафизический метод (метафизика) заключается в том, что предметы и явления рассматриваются вне связи друг с другом. А развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых качеств. Источник развития видит либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо таким источником является сверхъестественная сила.

Развитие диалектики и метафизики обусловлено уровнем развития общества и науки.

Между диалектикой и метафизикой шла непрерывная борьба. В этой борьбе диалектика прошла ряд этапов в своем развитии:

1) стихийная диалектика древних (античная диалектика);

2) немецкая идеалистическая диалектика;

3) материалистическая диалектика.

Философия как общественная наука выполняет ряд важных функций.

I. Мировоззренческая функция:

1) дает наиболее общие знания о мире и месте человека в нем;

2) ориентирует человека определенным образом в его жизни и деятельности, помогает вырабатывать активное, творческое отношение к жизни.

II. Методологическая функция (methodos –греч. - способ, путь; logos – учение):

1) философия подсказывает наиболее общие методы познания и преобразование действительности человеком;

2) служит методологией для других наук.

III. Гносеологическая функция:

1) философия изучает проблемы процесса познания, его возможности и закономерности, выявляет условия, достоверности и истинности знаний.

IV. Воспитательная и образовательная функция:

1) изучение философии расширяет кругозор человека, формирует определенное отношение к миру, повышает общую культуру, развивает мышление.

     Таким образом, философия является наукой особого рода, зародилась в глубокой древности, имеет богатую историю, изучение которой является безусловно необходимым для каждого человека, желающего сформировать и развить теоретическое мышление.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое мировоззрение? Назовите исторические типы мировоззрения.

2. Какова роль мифологического мировоззрения в обществе? Назовите его черты.

3. Охарактеризуйте религиозное мировоззрение. В чем его отличие от мифологического мировоззрения?

4. Что изучает философия? Назовите особенности философского мировоззрения.

5. Каковы предпосылки возникновения философии?

6. В чем сущность основного вопроса философии?

7. Назовите основные функции философии.

8. В чем различие диалектики и метафизики как философских методов?

 

 

Глава 2.  Особенности философии Древней Индии и Древнего Китая.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 287.